Aksum:
An African Civilisation of Late Antiquity
by Dr. Stuart Munro-Hay.
К оглавлению - http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm
По причине изначально субъективной составляющей в выборе участков для раскопок в Аксуме и других городах аксумитов, полученное нами представление об их повседневной жизни неизбежно искажено в пользу высших эшелонов городского общества. Дворцы, особняки, большие и важные гробницы, церкви – все они содержат в себе остатки предметов, имевших отношение к элитным группам, тогда как следы жизнедеятельности их менее значительных современников-горожан (что уж говорить о селянах) попадались археологам не так часто. Исключение составляет, пожалуй, Адулис, где удалось раскопать жилища небольших размеров (в прочем, есть вероятность, что они представляют собой внешние пристройки какого-то особняка), а также поселения E2 и F (последнее возле церкви) в Матаре. Однако результаты этих раскопок до сих пор известны лишь по краткому предварительному докладу Francis Anfray (1974). В группе помещений, найденной Парибени (Paribeni 1907: plan, fig. 37) в Адулисе, было так много золотых монет, что там, по-видимому, вряд ли могли проживать представители каких-либо иных сословий адулисского общества кроме самых высоких. Тем не менее, вопреки такому акценту на наиболее богатые группы, некоторые элементы материальной культуры в какой-то степени преодолевают социальные барьеры. Хороший пример тому - керамика (включая предметы роскоши), тогда как стекло и большая часть металлических украшений, как правило, предполагает элитные контексты. Монеты также в какой-то степени могли иметь общее употребление, хотя очевидно, что золото вряд ли доходило до крестьянина или рядового ремесленника в большом количестве. По аналогии с более изученными древними цивилизациями, можно предположить что обычным средством рыночного обмена, помимо случаев бартера, была медная монета, поэтому таковые могли легко перемещаться по всем слоям общества, тогда как более ценные монеты ходили не так свободно и, возможно, применялись главным образом в крупной дальней торговле или же в качестве средства накопления богатств.
Керамические изделия, как изящные, так и более грубые, найдены в довольно больших количествах (см. разнообразные отчеты о раскопках в Annales d'Ethiopie; Anfray 1966; Wilding в Munro-Hay 1989 ). Все они изготовлены в соответствии с традицией, которая, похоже, является чисто аксумской, имеющей сравнительно небольшую связь как с предаксумским периодом, так и с иноземными влияниями (тем не менее, см. ниже). Наиболее распространенные типы – с обжигом до цветов от оранжевого до почти кирпично-красного, также для различных периодов имеются черные или серые образцы. Немного менее обычные образцы – коричневые или красно-коричневые. С точки зрения хронологии, красные изделия типичны для начала аксумской эпохи, коричневые появляются позже, возможно, в пятом веке, черные же характеризуют пост-аксумский период (за исключением черной керамики с декоративной насечкой, найденной в самых ранних из раскопанных уровней Адулиса, которая, похоже, относится к более древней традиции - Paribeni 1907: 448, 547). Аксумские сероглиняные изделия разнятся по дате: предметы поизящнее, имеющие более древнюю форму, могут быть неправильно обожжеными образцами преобладавших в то время красноглиняных изделий, большие же грубые серые горшки с неровным геометрических узором датируются поздним аксумским либо пост-аксумским периодами. Гораздо более редкий тип называют керамика с пурпурной росписью, поскольку ее поверхностные участки украшены росписью цвета близкого к коричнево-пурпурному; кроме того, была найдена керамика с оттиском циновки, которая может быть обязана своим происхождением переселенцам из долины Нила, где имел распространение подобный узор. Все эти разнообразные изделия нередко имеют полировку, роспись, насечку, либо украшены как-то еще. Весьма распространенный и характерный декоративный стиль получил название “классический аксумский” (`Classical Aksumite'). Он представляет собой неглубоко оттиснутый рисунок, главным образом сочетание вертикальных бороздок с небольшими, чередующимися в порядке шагов яйцеобразными штампами, иногда внутри ромбовидных секций. Эти бороздки, а также некоторые из форм сосудов, возможно, каким-то образом связаны с оригинальными изделиями из металлов. Другой вид украшений составляли разнообразные накладные орнаменты: кресты, полумесяцы, небольшие рубчики и т.п. Встречаются и более претенциозные образцы: маленькие керамические ладошки, образующие гирлянду на ободе чаши; лепнина из птиц, рассевшихся по складчатым краям сосудов (de Contenson 1959: pl. XVIII; Wilding in Munro-Hay 1989). Некоторые горшки и чаши имеют на основаниях или же на внутренней поверхности штампованные оттиски, часто довольно сложных форм, в основе которых - крест и другие мотивы. На красно-коричневых чашах особенно часто бывают высечены или оттиснуты небольшие кресты либо пальметты (см. например Paribeni 1907; fig. 60). Также имели распространение и другие резные украшения, среди которых преобладают линии и плитки, но встречаются и разнообразные кресты, и даже в некоторых случаях грубо выбитые надписи. Можно предположить, что некоторые формы сосудов, в основном чаши с жерлом в виде простого отверстия, а также колбы или кувшины с округлым туловом, ведут свое происхождение по ‘африканской’ линии Аксума, тогда как чаши с отогнутым бортом или с основанием в форме кольца скорее связаны со стилями керамики из римского мира. Такое разнообразие влияний, нашедших отражение в керамике аксумитов, отнюдь не является неожиданным, учитывая особенности месторасположения Аксума, но все же их значение не следует преувеличивать; общий стиль украшений, похоже, полностью связан с местными представлениями. Отличительные черты керамики из таких мест как Адулис, Матара и Аксум, образующих три региона страны, испытавших разные влияния и имевших самостоятельные линии развития, еще не вполне осмыслены, тем не менее, на данный момент, по-видимому, можно выделить восточный и западный “провинциальные” стили (Anfray 1973i; Michels, in Kobishchanov 1979: 26). Некоторые сосуды из гробниц, по большей части красноглиняные, похоже, делались с расчетом на какое-то весьма специфическое употребление, среди них: миски с лепными фигурками пары волов, впряженных в общее ярмо, лохани “мойщика ног” со своеобразной подставкой (иногда двумя) по центру, в некоторых случаях с водостоком, предположительно, предназначавшиеся для подкраски стоп хною, чаши на ножке, сосуды в форме птиц, кувшины на трех ножках и кувшины с ситом (Chittick 1974: fig. 19k, pl. XIIIb, pl. XIIa, pl. XIIc, pl. XIIb и fig. 19c, и pl. Xiib иллюстрируют все эти типы). Еще один вид необычной керамики – кувшины для мазей (?) с изображениями человеческих головов. Горловины этих кувшинов с круглым туловом (Chittick 1974: pls. XIIb-c, XIVb; Leclant 1959: pl. III-IV bis; de Contenson 1959: pls. XV-XVII), в которое ведет узкое отверстие сверху, изображают головы женщин с особой прической, при которой волосы заканчиваются резким загибом наружу примерно на уровне подбородка. Между ними есть кое-какие различия в деталях: на некоторых зигзагами показаны пряди (заплетенных?) волос, у других поверх головы имеется своеобразный чепец, в некоторых случаях изображаются серьги, но в целом все это до некоторой степени напоминает женские прически современного Тиграя - волосы заплетаются таким образом, что в верхней части они плотно прилегают к голове, а в самом низу распущены и вьются свободно. Процесс создания таких причесок и теперь можно увидеть в Аксуме по рыночным дням в исполнении местных парикмахеров. На одном из таких образцов, из аксумской ‘гробницы с кирпичными арками’, на сохранившейся части шарообразного тулова с одной стороны имеется изображение руки (в английском тексте - arm), выписанное желтой краской. Интересно, что коллекцию горшков в целом похожего типа, правда, с другими прическами, собрал сравнительно недавно в стране Азанде на юго-западе Судана сэр Гарольд МакМайкл (Sir Harold MacMichael) (Horniman Museum, London; 30.12.50/1-2).
**Миски с парой волов в ярме:
**Красная и красно-коричневая керамика - http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-041.jpg
**Сероглиняный горшок с оттиснутыми крестами http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-078.jpg
**Кувшин с ситом - http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-039.jpg
(отсюда - http://st-takla.org/Ethiopia/05-North-Ethiopia-June-2008/4-Axum/1-Seven-Archeological-sites-of-Aksum-04.html
)
**Сосуды в форме птицы - http://flickr.com/photos/40595948@N00/2129503117/in/photostream/
; http://lucyexhibition.hmns.org/press_images/Water-Vessel.jpg
**Кувшины с горловинами в форме женских голов - http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-062.jpg
**Еще две горловины от таких кувшинов http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-040.jpg
**Вариант с
головным убором поверх прически - http://flickr.com/photos/40595948@N00/2129506663/in/photostream/
Еще, отсюда - http://willdoherty.org/wordpress/?p=1079
Лохань “мойщика ног” с двумя подставками - http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN4381.JPG
Кувшины на трех ножках - http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN4380.JPG
http://lucyexhibition.hmns.org/press_images/Tripod-Vessel.jpg
(Все из Аксумского музея, кроме первой птицы [вероятно из
Национального музея, Аддис-Абеба] и ссылок с адресом - http://lucyexhibition.hmns.org/press.aspx
- выставка “Наследие Люси” 31.08.07-01.09.08, Хьюстонский музей естествознания)
-Иллюстрация 59. Вид в профиль одной из расписанных голов от кувшина из ‘гробницы с кирпичными арками’ в Аксуме.
-Иллюстрация 60. Только один из кувшинов с человеческими головами из ‘гробницы с кирпичными арками’ сохранился почти неповрежденным, на нем все еще видны остатки рисованного изображения руки.
Расписные украшения на керамике могли составлять кресты
различных цветов, растительные мотивы, либо вставки, выполненные тем или иным
способом. Наиболее популярными цветами были красный, черный и белый, а в
позднеаксумскую эпоху применялась краска пурпурного оттенка (purplish) (Chittick 1974: pl. XIVc). Обычные формы включают в себя очень часто кувшины с шарообразным
туловом и, в той или иной степени, длинными и тонкими горловинами, в ряде
случаев очень близкие к типичному современному кофейнику, по сей день
употребляемому в Эфиопии и Судане, округлое основание которого ставится на
кольцо, сплетенное из соломы или других волокон. [**1) современный эфиопский
кофейник с округлым дном на подставке-кольце - http://flickr.com/photos/95609303@N00/822591354 ; 2) /полагаю,
старинный/ кувшин с таким же округлым
дном, видимо, также нуждавшийся в подобной подставке - http://lucyexhibition.hmns.org/press_images/Ibex-pot.jpg - имеет резной орнамент,
центральный мотив которого – стилизованное изображение каменного козла. Отсюда
- http://lucyexhibition.hmns.org/press.aspx] Также весьма широко
использовались чаши с круглым основанием или основанием в форме кольца, равно
как и кубки, и разнообразные кувшины с ручками, котелки, сосуды для хранения и
т.п. Привозные амфоры тоже не представляют большой редкости; после того, как
оригинальное содержимое заканчивалось, их использовали по самым разным
назначениям. Из нескольких амфор можно было хитроумным образом составить трубу
для подачи воды, как это было сделано в баптистерии при базилике в Матаре (Anfray 1974: 757-8, and pl. IV, 2); также, в Адулисе и Матаре,
амфоры служили гробами для захоронения
младенцев (Anfray 1974:
pl. II, 1; Paribeni 1907: 452, 480); а кроме того,
их использовали в качестве горнов или печей. В Адулисе было найдено несколько
примеров последних, однако другие типы сосудов тоже использовались и как печи,
и для других промышленных целей; Парибени полагал, что некоторые образцы из
Адулиса применялись для плавлении смолы
и при обработке золота. Его раскопки в Адулисе вскрыли, по-видимому, бывшую
мастерскую ювелира, где имелись амфоры и пепел, а также набор из золотых
жезлов, серег и двух искусно отделанных драгоценностями крестов с цепочками; в
другом месте была найдена каменная форма для ювелирных изделий (Paribeni 1907: 453, 483-6 and figs. 20-21, 461, fig. 7). Многие из этих амфор
могли быть привезены из Александрии (Paribeni 1907: 455). У некоторых, на уровне плеча, имеются резные
или рисованные идентификационные метки, а иногда они запечатаны терракотовыми
дисками, обмазанными штукатуркой, с идентификационной меткой оттиснутой или
нарисованной сверху (Paribeni
1907: 456, 520, 522, 524, figs.
4, 39, 41, 43, 59). Также в Адулисе был найден один весьма специфический
привозной сосуд: колба/бутыль (flask)
с печатным рисунком, изображающим египетского святого Мину в окружении двух
коленопреклоненных верблюдов; подобные сосуды, как полагают, предназначались
для воды из источника у гробницы этого святого в Египте (Paribeni 1907: 538, fig. 54), и данный экземпляр мог быть доставлен в Адулис каким-нибудь
паломником. [http://www.krotov.info/yakov/6_bios/10_iv/304_mina.htm]
Среди разновидностей импортной керамики было и несколько ламп. Если в Аксуме
лампы, как правило, простейшего, открытого типа (http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-074.jpg),
то Адулис представил бОльшее разнообразие, включая несколько закрытых ламп с
лепными украшениями, которые несомненно были привезены из Римской империи,
вероятно, из Египта (Paribeni
1907: 499, fig. 28;
518, fig. 38). Другие,
возможно также местные лампы, представляют собой небольшие кувшины с одним либо
двумя носиками (Paribeni
1907: 460-1, fig. 5;
522-3, fig. 42; 526, fig. 45). http://cgi.ebay.com/Early-Christian-Lamp-Byzantine-Judaea-Phoenicia-400AD_W0QQitemZ120325192082QQihZ002QQcategoryZ162922QQcmdZViewItem
Большая часть керамических форм, по-видимому, предназначалась для еды, питья, хранения и приготовления пищи, однако самые необычные из них могли служить для особых целей, к примеру, для личной гигиены, косметики или же для каких-то церемоний. Часть из них могла иметь ритуальное применение, либо делалась в качестве особых погребальных предметов, которые должны были каким-то образом служить покойному. Это могло бы объяснить долгое сохранение некоторых типов, дизайн которых как бы застыл во времени, по-видимому, будучи весьма существенным для каких-то погребальных целей. При этом, по большей части они не пережили перехода к христианству в четвертом-пятом веках. Один из сферических горшков из Адулиса был полностью закрыт за исключением прямоугольного отверстия, вокруг которого было сделано четыре отпечатка креста; по-видимому, это была копилка, поскольку на момент находки в нем хранилось тридцать три золотые монеты аксумского царя Исраеля (Paribeni 1907: 501). Ряд составленный из очень больших “пифосов”, предположительно для хранения зерна, был найден в здании аксумской постройки, руины которого открылись при раскопках между старым и новым соборами Марйам-Цейон (de Contenson 1963: pls. VII, XII, XIIIa). В Адулисе также были найдены пифосы, причем у одного из них по шейке проходит ряд сквозных отверстий, с помощью которых она состыковывалась с туловом; вполне очевидно, что подобные сосуды едва ли могли содержать в себе жидкости (Paribeni 1907: 462). Аксумская керамика, за исключением таких импортных категорий как амфоры для вина и других продуктов, была преимущественно местного производства, и делалась без применения гончарного круга – хотя Парибени (Paribeni 1907: 548) считал, что грубая адулисская керамика местного изготовления делалась на круге. При том, что некоторые базовые формы и очертания, как мы уже отмечали, могут иметь параллели в Нубии и Римской империи, все же стиль и украшения прослеживаются исключительно в аксумском регионе. Среди более крупных предметов имеется два типа печей (Chittick 1974: fig. 21), предположительно для приготовления пищи на древесном угле, который получали из мест обильных лесами, которые не сохранились до наших дней. Остатки то ли кухонных печей, то ли печей для обжига были найдены также в Аксуме (Anfray 1968: fig. 22) и Матаре, причем в последнем случае вместе с керамикой на полу помещения (Anfray 1974: pl. V 2-3; 1963: 99 and pl. LXXX). В Матаре не были редкостью группы керамики, оставшиеся на своих обычных местах, вместе с наборами керамики из могильников они, в конце концов, должны помочь нам более точно датировать всевозможные стили (Anfray 1963: pls. LXXV, LXXVIIa). Посуду одного из типов, а именно покрытую зеленой или голубой глазурью, найденную в Аксуме, Адулисе и Матаре, аксумиты, похоже, импортировали, возможно, из региона Персидского залива. В Аксуме и Адулисе были найдены только ее черепки, но в Матаре сохранился один горшок целиком (Anfray 1965: 6; 1974: 759, fig. 6). Также аксумиты использовали сосуды из фаянса, по-видимому, местного производства. Их хрупкие, крошащиеся тулова покрывали бирюзово-голубой глазурью. Один найденный образец представляет собой полную имитацию рифленых глиняных чаш с небольшими ручками; это типичное произведение в аксумском стиле, похоже, подтверждает, что данный фаянс вышел из местной мастерской (Chittick 1974: pl. XIVe). В числе найденного – разнообразные предметы из глины. Известно несколько фигурок животных (помимо тех, что стоят внутри выше названных чаш), а также фигурка голубя с оттиском креста из Адулиса (Paribeni 1907: 528, fig. 48). Довольно часто попадаются керамические диски, с отверстиями или без, которые могут быть фишками для какой-то игры или же ткацкими грузилами. Раскопано изрядное количество маленьких керамических крестов и конусов с отверстиями, особенно часто они встречаются в Энда Семоне (Enda Sem`on) (Аксум), а также в Матаре (Anfray and Annequin 1965: pls. LXV, 3; LXVI, 1). Назначение их неизвестно. Несколько керамических игральных костей, помеченных точками, указывающими цифры, происходят из Матары (Anfray and Annequin 1965: pl. LXVI, 4; Anfray 1968: pl. 5). Из Матары же происходит фигурка женщины со стеатопигией, на вид – доисторического типа, однако найденная на аксумском уровне (Anfray 1968: fig. 13); еще один подобный образец происходит из Адулиса (Paribeni 1907; 486).
**Женские фигурки из Матары доисторического типа - http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN3939.JPG
http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN3938.JPG
http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN3937.JPG
(Национальный музей, Аддис-Абеба)
Мужчины племени консо (Konso) играют в популярную африканскую (и не только), тэксэть настольную/напольную, игру - http://www.sergiopessolano.it/galleria2/ethiopia/pages/ET04-15.htm
Доска для этой игры в Национальном музее (Аддис-Абеба) - http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN3885.JPG
Можно предположить, что более дорогие, импортные вина, как и местный мед наилучшего качества подавали в каких-то сосудах из богатого ассортимента стеклянной посуды, найденной в Аксуме (Morrison in Munro-Hay 1989) и Матаре (Anfray 1968: fig. 16). По большей части она привозная, хотя некоторые ее типы могли быть и местного производства; как уже ранее отмечалось, среди найденного при раскопках в Аксуме имеется особая часть необычным образом окрашенного или декорированного стекла, представляющего типы, неизвестные на данный момент где-либо еще. В местах проживания стекло представлено в основном лишь небольшими фрагментами, но в гробницах оно, естественно, сохранилось в более полном виде. В одной из них был найден набор украшенных рисунком в виде гирлянд кубков на ножках, а также кубки поменьше, с зауженными горлышками; рядом с ними находилась лучшая керамическая посуда хозяина и наборы железных инструментов (Chittick 1974: pl. XIVa). Поскольку подобные изделия из стекла, по-видимому, указывают на довольно богатый уровень жизни, владельцем гробницы мог быть состоятельный торговец. В другой гробнице, еще более богатой, возможно даже царской, был найден большой фиолетовый (purple) кубок на ножке, фиолетовая (purple) же бутыль/колба (flask) с длинной шейкой, и фрагменты гравированной стеклянной чаши с греческой надписью (Chittick 1974: fig. 22). В одном из особняков оказались стеклянные лампы, предположительно масляные, и бронзовые цепочки, на которых они, возможно, висели. Маловероятно, чтобы изделия из стекла, по крайней мере привозные, спускались по социальной лестнице слишком низко, ведь их приходилось не только везти по морю из Египта или Сирии, а то и с востока, из Персии, но потом еще доставлять по суше торговыми караванами вглубь страны. Это трудное путешествие, вероятно, превращало их в весьма дорогое удовольствие к моменту прибытия в Аксум. Periplus (Huntingford 1980: 21) упоминает несколько сортов стеклянных изделий, поставлявшихся в Аксум из романского мира. Один из них, имитировавший тип стекла, названный murrhine, мог представлять собой цветное стекло, похожее на агат либо иные подобные полудрагоценные камни (Schoff 1912: 24, 68), или же термин murrhine мог описывать разновидность мозаичных изделий из стекла, исполненных техникой millefiore, т.е. когда пластины нарезанные из разноцветных стеклянных стрежней сплавляются друг с другом, образуя узор. /**эти стеклянные стержни называются murrini/ В Аксуме были найдены образцы подобного стекла, изготовленные, по-видимому, не позднее конца первого века н.э. (Morrison, in Munro-Hay 1989).
-Иллюстрация 61. Мозаика или стеклянные фрагменты миллефиори, датируемые сравнительно ранним периодом (1 век до н.э. – 1 век н.э.), из раскопок в Аксуме. Фото BIEA.
**Стеклянные кубки и бокалы
для вина из Аксума - http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-048.jpg
; http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-047.jpg
; http://flickr.com/photos/40595948@N00/2828442704/in/set-72157603533591897/ http://flickr.com/photos/40595948@N00/2828439124/in/set-72157603533591897/ http://flickr.com/photos/40595948@N00/2827602903/in/set-72157603533591897/ http://flickr.com/photos/40595948@N00/2828441102/in/set-72157603533591897/
(Археологический музей, Аксум)
Стеклянными были некоторые украшения, которые носили
аксумиты, в основном, запястные браслеты и бусы. Одно из ожерелий, бусины
которого оказались рассеяны по камерам “Гробницы с кирпичными арками”, состояло
из стеклянных шариков, обложенных тонким золотым листом, который в свою очередь
был покрыт тонким слоем стекла. Среди множества раскопанных предметов из стекла
были также идентифицированы ушные затычки и, возможно,
игральные фишки.
В предполагаемых комнатах одного из особняков, раскопанных в Адди Килте (район Аксума), были найдены обломки выточенных на токарном станке и тщательно обработанных чаш из брекчии фиолетового оттенка (purplis) (Chittick 1974: fig. 25), . По-видимому, они были разбиты и добавлены в состав бутового наполнения оштукатуренного пола комнаты, впоследствии пострадавшей от сильного огня; ни одну из этих чаш не удалось восстановить полностью. Их формы разнятся от приземистой с плоским основанием до кубка на ножке. Вероятно, когда-то они были частью роскошного интерьера какого-то состоятельного аксумита. В Эфиопии ничего подобного им не известно более нигде (в прочем, в Матаре были найдены фрагменты мраморных блюд; Anfray and Annequin 1965: pl. LXVII, 3), так что они вполне могли быть привозными. В Адулисе нашли несколько мраморных и алебастровых тазов, некоторые из которых впечатляющих размеров, часть из них украшена рельефной резьбой (Paribeni 1907: 458, 491).
Изделия из металла, употреблявшиеся аксумитами, похоже, распадаются на две категории. В первую входят предметы роскоши, такие как ювелирные изделия, роскошные ларцы, мелкие украшения, чаши и круглые скульптуры, по-видимому, из золота, серебра и бронзы или же из сочетаний этих металлов. Особенно примечательны накладные пластины из бронзы, украшенные эмалью, стеклянной мозаикой или позолотой, которые крепились на деревянных сундуках или мебели. В числе фигурок из бронзы оказались две (или три) грации, каменный козел, львы и два пса (или леопарда?), все небольшого размера (Chittick 1974: fig. 23; Anfray and Annequin 1965: pl. LXVIII; de Contenson 1959i: pl. XIX; 1963i: pl. XIVa-b). Голова льва изображена на бронзовой ручке вазы из Адулиса, а также на бронзовых деталях двери, обнаруженных там же среди руин одной из церквей; на одной из последних лев держит в пасти кольцо (Paribeni 1907: 462, 530, and fig. 53). Periplus (Huntingford 1980: 21-22) упоминает про поставку латуни и бронзы: первая использовалась в качестве денег, вторая была сырьем для кубков для питья, кастрюль, ручных и ножных браслетов для женщин. Четыре бронзовые чаши или кубка, найденные в Адди Галамо, похоже, имеют мероитское происхождение (Caquot and Drewes 1955: 41, & pl. V). Приземистый бронзовый сосуд на трех ножках с плоской ручкой в форме листа плюща, опирающегося на кольцо-ручку внизу, происходит из Адулиса; несмотря на свою небольшую глубину, он мог применяться при распитии вина (Paribeni 1907: 500-501, fig. 29). По сравнению с сокровищем из Матары (Anfray and Annequin 1965: pl. LXIX and figs. 12-13) или кладом ювелира из Адулиса (Paribeni 1907: 483ff), золота и серебра в Аксуме выявлено немного, но все же достаточно, чтобы показать, что некоторые аксумиты могли позволить себе позолоченные украшения из бронзы, серебряные чаши или выложенные серебром предметы, а также ювелирные украшения из золота. В Гробнице с кирпичными арками найден крошечный золотой гвоздь, возможно, часть какого-то украшения крепившегося к гробу. Periplus (Huntingford 1980: 21) упоминает в числе импортных товаров некие предметы из серебра и золота, “сделанные по образцам той страны”. В Гробнице с кирпичными арками среди камней, блокировавших дверной проем был найден серебряный амулет по форме напоминающий пулю (Chittick 1974: fig. 24a). Некоторое количество золотых бусин, серег и подвесок различных типов из Аксума, Каскасе и других мест недавно опубликовал Джузеппе Трингали (Giuseppe Tringali 1987). Многое из этого материала имеет внешние признаки в целом характерные для восточного Средиземноморья, что неудивительно, учитывая торговые связи аксумитов. Из более ранних, предаксумских поселений, таких как Йеха, Сабеа (Sabea) и Хаулти (Hawelti) происходят бронзовые “идентификационные маркеры”: ажурные пластины иногда имеющие форму животных, а некоторых случаях содержащие буквы южно-аравийского эпиграфического письма, возможно, составляющие имена их владельцев (de Contenson 1963ii: pls. XLIIb, LIIIa). [ http://flickr.com/photos/40595948@N00/2130294270/in/set-72157603275911426/] Подобные места раскопок также дали бронзовые инструменты (топоры, серпы, ножи) несколько отличные от более позднего аксумского типа, в том числе несколько изогнутых инструментов (резцов?), похожих на предмет из бронзы с надписью царя GDR из Адди-Галамо (de Contenson 1963ii: pls. L, LI). Весьма любопытный, но к сожаленью совсем крохотный, фрагмент бронзовой пластины из Адулиса содержит остатки двух сабейских букв. Матара подарила нам бронзовое ‘паникадило’ с четырьмя цепями, на которых держится ободок с шестью отверстиями для свечей, а также бронзовый горшок с сокровищем Матары, которое составляют золотые кресты, монеты и цепочки (Anfray and Annequin 1965: pl. LXVIII, 7; LXIX, 2). Из Адулиса, в свою очередь, происходят фрагменты римских бронзовых весов (Paribeni 1907: 539, fig. 55; Anfray 1974: pl. II, 2) и многочисленные разновесы, некоторые из которых помечены греческими буквами (Paribeni 1907: 562-3). Возможно самый великолепный предмет из бронзы найденный на сегодня в Эфиопии – лампа из Матары (Anfray 1967: 46-8; 1968: pl. 5). Сама лампа, похоже, представляет собой бронзовое подобие нижней челюсти какого-то животного (кабана?) – в прочем, также ее описывали и как раковину моллюска – утвержденное на овальном основании, состоящем из колонн, образующих аркаду подобно колоннам аксумской царской короны. На заднем плане - фигура взмывшей в прыжке собаки, пытающейся схватить убегающего козла. Ко второй категории металлических предметов относятся инструменты, оружие и прочие изделия из железа (Munro-Hay 1989). Среди найденного имеются серпы, ножи, резцы, пилы, топоры, щипцы, петли (дверные), наконечники копий и стрел, крюки или скобы, и другие, не идентифицированные предметы. Большая часть из названного относится к базовому инвентарю ремесленника или снаряжению солдата; копье или один-два ножа, или железный крюк, служивший серпом (подобный был найден в одной из гробниц) вполне могли быть в распоряжении крестьянина, также имеются образцы, по-видимому, военного снаряжения. Несколько железных колец, найденных в Матаре (Anfray 1963: pl. LXXXI), похоже, удерживавших узника (скелет которого найден был рядом) в его камере, напоминают о похвальбе Эзаны, как он, дескать, сковал вместе царя агвезат и его носителя трона (гл11: 5, DAE 9). Periplus (Huntingford 1980: 21-2) упоминает ряд железных инстументов и видов оружия среди товаров, доставлявшихся из римского мира, а из Индии (Ariake) железо и сталь везли в виде сырья. Парибени (Paribeni 1907: 461, 486, 492) обратил внимание на небольшие тессеры из свинца, возможно, служившие жетонами в коммерческих операциях, и другие, бесформенные фрагменты свинца из Адулиса, также он обнаружил следы свинцовых штифтов, с помощью которых на резных пластинах из аспидного сланца крепились металлические украшения (Paribeni 1907: 506-7, fig. 32).
**Бронзовая лампа
из Матары (Национальный музей, Аддис-Абеба; ссылка отсюда http://willdoherty.org/wordpress/?p=826)
http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN3931.JPG
Разные археологи отмечали в Аксуме и других местах раскопок довольно большое количество каменных орудий. По-видимому, это по большей части небольшие скребки из таких материалов как агат, халцедон и обсидиан (Munro-Hay 1989; Anfray 1963: pl. CXIb). Вероятно, они применялись для обработки какого-то другого материала, например шкур, древесины или слоновой кости. Парибени (Paribeni 1907: 450) отметил, что обсидиановая и прочая утварь, найденная в Адулисе, не означает, что уровни из которых она происходит, обладают большой древностью. По его мнению, такой инвентарь мог долгое время сохраняться в быту беднейших слоев населения уже после начала изготовления или импорта железных инструментов, чем (либо каким-то специальным применением, как предложено выше), несомненно, объясняется его наличие в ряде /**археологических/ контекстов Аксума (Munro-Hay 1989; Puglisi 1941). Сравнительно большие топоры из шлифованного камня были найдены также в Матаре, один из них сделан из серпентина (Anfray and Annequin 1965: pl. LXIV, 4; LXV, 2). Из аксумитских поселений происходят всевозможные точильные камни или жернова, а также разнообразные каменные ступки, в которых, по всей вероятности, измельчали все, что угодно: от зерна до специй и косметики (Anfray 1963: pl. CXIIb-c; Anfray and Annequin 1965: pl. LXVII, 4). В Адулисе был найден образец из пемзы в полном комплекте, с верхним и нижним камнями, первый из которых имеет штифт, а последний – одно отверстие под этот штифт и еще два, по бокам, для деревянных ручек, за которые его вращали (Paribeni 1907: 498: fig. 26). Из Матары и Адулиса происходят каменные изображения пышнотелых женщин - тот самый тип, что и на глиняных фигурках оттуда же (Anfray 1968: fig. 13; Paribeni 1907: 498-9, fig. 27, 486). Найдены также два небольших каменных предмета, которые могли служить печатями, оба имеют отверстия для подвески. Один, из Аксума, сделан из белого камня, на одном из концов которого вырезан неразборчивый рисунок, второй, из Адулиса – из двухцветного, черного с белым, камня, пронизан продольным отверстием подобно бусине и имеет упрощенное резное изображение двух крылатых грифонов (Munro-Hay 1989; Paribeni 1907: 493, fig. 23). Так же в Адулисе были найдены оникс, граненый под перстень, с резным орлом на шаре, граненый опал с изображением, идентифицированным как Юпитер-Аммон, и карнеол с надписью из четырех букв, возможно, какого-то, пока еще точно не установленного, индийского письма (Paribeni 1907: 521, 526, 529). Такие шикарные вещи вполне могли принадлежать представителям интернационального торгового сообщества Адулиса. Лишь небольшой кожаный предмет, своими очертаниями отчасти напоминающий верхушку аксумской стелы (Chittick 1974: fig. 24c), да несколько фрагментов слоновой кости, включая предполагаемые игральные фишки из Адулиса и часть вазы из декорированной слоновой кости из Матары (Paribeni 1907: 454, 486; Anfray 1963: pl. CXIa) – вот все, что сохранилось до наших дней из свидетельств о соответствующих ремеслах. На рукоятках ножей, по-видимому, применялась кость (bone), на одном из образцов она к тому же украшена бронзовыми гвоздями (Paribeni 1907: 480). Мелкие фрагменты скорлупы страусиных яиц из Адулиса (Paribeni 1907: 454, 458, 517) могут указывать на то, ей также находилось какое-то применение, возможно, в одной из тех форм, что по сей можно видеть в Эфиопии – нарезанных из нее бусин в виде дисков с проколами или же, в цельном виде, в качестве декоративного финиала на крышах, в частности, церквей. Как украшения также использовались ракушки, по крайней мере, в Адулисе, где они были более доступны. Вероятно, как и в сравнительно недавнее время, их нашивали на ткань или кожу (Paribeni 1907: 485-6), а на одном из образцов имеется слово, написанное греческими буквами (Paribeni 1907: 490). Кроме того, в Адулисе были найдены фрагменты коралла (и даже губка), а также большой кусок янтаря (Paribeni 1907: 517, 519, 524, 528). Дерево аксумской эпохи встречается редко, тем не менее, оно известно как строительный материал, а также, вполне вероятно, использовалось для изготовления предметов обстановки. Следы дерева обнаружены на, по-видимому, бывших когда-то частью деревянного ларца, бронзовых пластинах со стеклянными вкладками из аксумской “Гробницы с кирпичными арками”, а монеты царя Армаха (Armah) представляют нам стул или трон с высокой спинкой, по-видимому, из резного или точеного дерева. По всей вероятности, у аксумитов имелись и другая мебель из дерева; то же относится и к таким конструктивным деталям зданий как колонны, капители, двери или заслонки, потолочные перекрытия, как в Дэбрэ Дамо. Остатки этих древних изделий, возможно, сохраняются по сей день в каких-то старинных церквях Тиграя и других провинций Эфиопии, но то немногое, что на данный момент обнаружено, датировать очень трудно.
К оглавлению - http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm