Aksum:
An African Civilisation of Late Antiquity
by Dr. Stuart Munro-Hay.
К оглавлению - http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm
Ключ к разгадке тайны конца Аксума как центра державы -
надписи некого hatsani (правителя, хотя, возможно, в то время не более чем
военачальника или полководца) Данаэля,
обнаруженные на одном из древних гранитных пьедесталов в Аксуме (Littmann 1913: IV, nos. 12-14). Титул hatsani, ставший традиционным для царей
Эфиопии (наряду с титулом негус или najashi), иногда писался как хадани, хаце, аце и т.п. (hadani, hatse, atze). Если исключить надписи Данаэля,
то в качестве царского титула впервые он
появляется в земельных документах царя Лалибелы из династии Загуэ. Из надписей
явствует, что Данаэль активно участвовал в военных походах, а кроме того, в них
упоминается не только еще один hatsani, Карурай?
[Karuray(?)], но и
“царь Аксума.” Похоже, как раз в период
какой-то из этих кампаний народ (Wolqayt) напал на область Хасла (Hasla), после чего двинулся на Аксум. Данаэль
утверждает, что изгнал их, а также убил и пленил какое-то количество людей и
животных. Возможно, уже другие походы приводили его то к барья
(the Barya), то в
Касалу (the region of Kassala),
однако прочтение этих текстов весьма ненадежно (Schneider 1984: 163). Из надписи DAE 14, сохранившейся лучше
других, явствует, что Данаэль силой подчинил самого царя Аксума, превратив его,
по сути, в своего данника. Трудно сказать, какова была на самом деле политическая обстановка в то время, очевидно
одно: у Данаэля была возможность оставить эту (неважно исполненную) надпись на
основании статуи в Аксуме. Истолковать же ее можно по-разному. Не исключено,
что надпись относится ко времени Ашамы, и народ Волкайт, пришедший из-за реки
Таказе, был отражен Данаэлем, вставшем на защиту царя Аксума; в таком случае, najashi восторжествовал окончательно,
скорее всего, лишь после едва не удавшейся попытки Данаэля захватить власть. В
то же правление, но позднее, между 615 и 630 годами, старая столица Аксум могла
быть покинута окончательно, перестав быть центром одноименного царства. Если
рассказы жен Мухаммеда о великолепии аксумского собора (гл. 13: 3) правдивы, то
они могут указывать на то, что мусульманские беженцы были в Аксуме при дворе
после 615 года, т.е. в последние дни этого города как столицы. Следующей
отмеченной в источниках постоянной столицей, откуда правили najashi или
hadani, был
город Кубар (Ku`bar), упоминаемый арабскими
авторами девятого и десятого веков (см. гл. 4: 8).
-Иллюстрация 67. У собора Марйа-Цийон (Maryam Tseyon), священник показывает короны и другие дары императоров прошлого.
http://flickr.com/photos/nlf/11831229/in/set-290017/
http://flickr.com/photos/nlf/11831247/in/set-290017/
Как бы то ни было, после захвата арабами маршрутов и многих конечных
пунктов аксумской торговли, последовавшего за имевшими место до того персидскими
вторжениями в Аравию и восточную часть римского мира, ‘аксумское’ христианское царство изменило свою политику,
покорившись обстоятельствам. Торговля со Средиземным морем пришла в упадок, да
и сам торговый путь по Красному морю после 750 н.э., когда Аббасиды перенесли
столицу в Багдад, усилив тем самым роль Персидского залива, утратил прежнее
значение и возродился только в одиннадцатом-двенадцатом веках, когда Фатимиды
сумели взять его под контроль и отладить заново. Аксумское культурное наследие
(отныне крепко связанное с христианством), хотя им распоряжался уже не
аксумский царь из самого Аксума, а какой-то hadani или najashi откуда-то
еще, продолжило свою экспансию в южном направлении, шаг за шагом отступая с севера
и покинув морское побережье на столетия. Процесс, похоже, носил постепенный
характер судя по тому, что арабские авторы еще долго упоминают о величине и
богатстве владений najashi,
а некоторые области, уже населенные мусульманами, все еще оставались в
зависимости от него. В конце десятого века государство, по-видимому, едва не было уничтожено ‘царицей Гудит’ (`Gudit'), что в конце концов
позволило захватить власть агавской династии Загуэ; тем не менее, церкви
Лалибелы, несмотря на то, что их относят к периоду Загуэ, демонстрируют несомненную
преемственную связь с аксумской культурной традицией. Таким образом, к середине
седьмого века Аксум утратил политическое первенство в области Эфиопского плато,
на прибрежных равнинах и Красном море. Эфиопская монархия покинула Аксум, и, вне
всяких несомнений, знать и торговое сообщество также постепенно последовали за
ней. Городские памятники превратились в руины, а когда-то столь плодородные
земли, окружавшие город, со временем истощились в результате их долгого использования
и стали приносить гораздо меньшие урожаи. Времена были неспокойные, в любой
момент можно было ждать набега или восстания; беззащитная бывшая столица,
вероятно, сделалась легкой добычей для нападавших, как это было с Гудит, а впоследствии с Ахмедом Гранем. Тем не
менее, вопреки самым суровым обстоятельствам Аксум не утратил своего
легендарного наследия, отъезд царя, двора
и абуна (abun),
а также утрата всех внешних атрибутов столицы, не лишили его видного положения,
связанного с собором и религиозной традицией. Ущерб, нанесенный собору, и
разграбление его сокровищ, по-видимому, не убавили среди эфиопов почтения к
этому освященному веками сооружению: церковь была выстроена заново, а коронация
в Аксуме восстановлена в качестве символа, утверждающего законность очередного
царствования. Аксум, пережив все трудности заката своей фортуны, превратился в
тихую заводь в политическом смысле, но закрепился в эфиопской традиции в
качестве священного города, заповедника национальной религии и культуры.
К оглавлению - http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm