Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity
by Dr. Stuart Munro-Hay.

К оглавлению - http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm

 

15. Hatsani Данаэль

 

Ключ к разгадке тайны конца Аксума как центра державы - надписи некого hatsani (правителя, хотя, возможно, в то время не более чем военачальника или полководца) Данаэля, обнаруженные на одном из древних гранитных пьедесталов в Аксуме (Littmann 1913: IV, nos. 12-14). Титул hatsani, ставший традиционным для царей Эфиопии (наряду с титулом негус или najashi), иногда писался как хадани, хаце, аце и т.п. (hadani, hatse, atze). Если исключить надписи Данаэля, то в качестве царского титула  впервые он появляется в земельных документах царя Лалибелы из династии Загуэ. Из надписей явствует, что Данаэль активно участвовал в военных походах, а кроме того, в них упоминается не только еще один hatsani, Карурай? [Karuray(?)], но и “царь Аксума.”  Похоже, как раз в период какой-то из этих кампаний народ (Wolqayt) напал на область Хасла (Hasla), после чего двинулся на Аксум. Данаэль утверждает, что изгнал их, а также убил и пленил какое-то количество людей и животных. Возможно, уже другие походы приводили его то к барья (the Barya), то в Касалу (the region of Kassala), однако прочтение этих текстов весьма ненадежно (Schneider 1984: 163). Из надписи DAE 14, сохранившейся лучше других, явствует, что Данаэль силой подчинил самого царя Аксума, превратив его, по сути, в своего данника. Трудно сказать, какова была на самом деле  политическая обстановка в то время, очевидно одно: у Данаэля была возможность оставить эту (неважно исполненную) надпись на основании статуи в Аксуме. Истолковать же ее можно по-разному. Не исключено, что надпись относится ко времени Ашамы, и народ Волкайт, пришедший из-за реки Таказе, был отражен Данаэлем, вставшем на защиту царя Аксума; в таком случае,  najashi восторжествовал окончательно, скорее всего, лишь после едва не удавшейся попытки Данаэля захватить власть. В то же правление, но позднее, между 615 и 630 годами, старая столица Аксум могла быть покинута окончательно, перестав быть центром одноименного царства. Если рассказы жен Мухаммеда о великолепии аксумского собора (гл. 13: 3) правдивы, то они могут указывать на то, что мусульманские беженцы были в Аксуме при дворе после 615 года, т.е. в последние дни этого города как столицы. Следующей отмеченной в источниках постоянной столицей, откуда правили najashi или hadani, был город Кубар (Ku`bar), упоминаемый арабскими авторами девятого и десятого веков (см. гл. 4: 8).

-Иллюстрация 67. У собора Марйа-Цийон (Maryam Tseyon), священник показывает короны и другие дары императоров прошлого.

http://flickr.com/photos/nlf/11831229/in/set-290017/

http://flickr.com/photos/nlf/11831247/in/set-290017/

Как бы то ни было, после захвата арабами маршрутов и многих конечных пунктов аксумской торговли, последовавшего за имевшими место до того персидскими вторжениями в Аравию и восточную часть римского мира,  ‘аксумское’ христианское царство изменило свою политику, покорившись обстоятельствам. Торговля со Средиземным морем пришла в упадок, да и сам торговый путь по Красному морю после 750 н.э., когда Аббасиды перенесли столицу в Багдад, усилив тем самым роль Персидского залива, утратил прежнее значение и возродился только в одиннадцатом-двенадцатом веках, когда Фатимиды сумели взять его под контроль и отладить заново. Аксумское культурное наследие (отныне крепко связанное с христианством), хотя им распоряжался уже не аксумский царь из самого Аксума, а какой-то hadani или najashi откуда-то еще, продолжило свою экспансию в южном направлении, шаг за шагом отступая с севера и покинув морское побережье на столетия. Процесс, похоже, носил постепенный характер судя по тому, что арабские авторы еще долго упоминают о величине и богатстве владений najashi, а некоторые области, уже населенные мусульманами, все еще оставались в зависимости от него. В конце десятого века государство, по-видимому,  едва не было уничтожено ‘царицей Гудит’ (`Gudit'), что в конце концов позволило захватить власть агавской династии Загуэ; тем не менее, церкви Лалибелы, несмотря на то, что их относят к периоду Загуэ, демонстрируют несомненную преемственную связь с аксумской культурной традицией. Таким образом, к середине седьмого века Аксум утратил политическое первенство в области Эфиопского плато, на прибрежных равнинах и Красном море. Эфиопская монархия покинула Аксум, и, вне всяких несомнений, знать и торговое сообщество также постепенно последовали за ней. Городские памятники превратились в руины, а когда-то столь плодородные земли, окружавшие город, со временем истощились в результате их долгого использования и стали приносить гораздо меньшие урожаи. Времена были неспокойные, в любой момент можно было ждать набега или восстания; беззащитная бывшая столица, вероятно, сделалась легкой добычей для нападавших, как это было с Гудит,  а впоследствии с Ахмедом Гранем. Тем не менее, вопреки самым суровым обстоятельствам Аксум не утратил своего легендарного наследия, отъезд царя,  двора и абуна (abun), а также утрата всех внешних атрибутов столицы, не лишили его видного положения, связанного с собором и религиозной традицией. Ущерб, нанесенный собору, и разграбление его сокровищ, по-видимому, не убавили среди эфиопов почтения к этому освященному веками сооружению: церковь была выстроена заново, а коронация в Аксуме восстановлена в качестве символа, утверждающего законность очередного царствования. Аксум, пережив все трудности заката своей фортуны, превратился в тихую заводь в политическом смысле, но закрепился в эфиопской традиции в качестве священного города, заповедника национальной религии и культуры.

 

К оглавлению - http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm



Hosted by uCoz