Источники по истории Эфиопии - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/aethiopien.htm

Русский перевод посвященного Эфиопии фрагмента Христианской хронографии Космы Индикоплова - http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Kosma_Indikoplov/text1.phtml?id=1773

Книга 2 Христианской хронографии Космы Индикоплова целиком в английском переводе (J.W.McCridle, 1897) http://www.tertullian.org/fathers/cosmas_02_book2.htm

 

К оглавлению http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm

 

8. Экономика

 

1. Население

 

Важным фактором экономического развития Аксумского государства несомненно была его демографическая история. Кобищанов (1979: 122-5) в своих рассуждениях об аксумском населении несколько поспешно делает вывод, что наиболее крупные города, включая Аксум, "судя по площади, которую они занимали", должны были "насчитывать тысячи или десятки тысяч людей"населения, а все население Аксумского царства без Аравии и Нубии было "чуть более полумиллиона". Предположительно, за основу брались доступные на тот момент данные археологии. Как уже говорилось выше, съемка Йозефа Михелса (Joseph Michels) 1974 года выявила концентрацию населения в области непосредственно вокруг Аксума, где он выделил 8 "культурно-исторических фаз" (гл. 3: 3). На его чертежах (Kobishchanov 1979: 24; Michels 1988) показано множество больших и малых элитных резиденций, которые он определил как относящиеся к фазам в пределах аксумского периода, однако полного плана города для какой-либо отдельной из этих фаз пока не существует. Соответственно, невозможно дать и надежные оценки относительно населения.

В действительности данных, которые позволяют нам хотя бы попытаться рассчитать население аксумских городов, очень мало. Судить же о населении по размерам городов мы не можем, поскольку их окраины, где, как можно предполагать, концентрировалось значительное по сравнению с, вероятно, менее населенными элитными районами, количество жителей, скорее всего, были застроены временными жилищами, которые невозможно выявить без раскопок. Конечно, частично такие участки можно идентифицировать археологически по поверхностным скоплениям обломков керамики и т.п., но до сих пор это проделано лишь в самом Аксуме, результаты чего представлены на плане съемки Михелса. С точки зрения хронологии Михелс (1986) полагал, что некоторые из элитных резиденций, расположенных за Энда Калеб** (Enda Kaleb), датируются не ранее позднего периода аксумской истории, когда столица "превратилась в бесформенное скопление деревень". В более раннюю эпоху город едва ли простирался так далеко, но точную картину разных фаз расширения города за века мы можем надеяться составить лишь после более интенсивного археологического исследования. И все же, общее впечатление о столице по съемке Михелса таково: город значительных размеров с соответствующим им населением.

**Enda Kaleb – (“место Калеба”) двойная гробница, которую традиция приписывает царю Калебу и его сыну Гебра-Мэскалю; находится в 2 км к северо-востоку Аксума

То же самое, несомненно, относится к Адулису и Матаре, где раскопки открыли заселенные участки немалых размеров (Paribeni 1907; Anfray 1963; Anfray and Annequin 1965). О размерах прочих городов и селений аксумитов у нас нет иной информации, кроме той, что могут дать некоторые уцелевшие памятники из камня (гл. 3: 4), количество же их, похоже, говорит о значительном населении в ряде областей страны. Немногочисленные иностранные описания аксумских городов подразумевают, что они были вполне приличных размеров - интересное наблюдение, особенно в тех случаях, когда гость, в частности Ноннос (Photius, ed. Freese 1920), был знаком с такими видными городами как Рим, Константинополь, Антиохия или Александрия. Если принять в расчет все известные нам аксумские городские и сельские центры, даже без учета деревенского населения, прилагавшегося к центрам местного значения, оценка в полмиллиона и выше для всего царства может показаться излишне осторожной, при том, что целые регионы бывшего Аксумского царства в лучшем случае подверглись лишь поверхностному осмотру. В конце концов, человеческий ресурс, особенно в военном и сельскохозяйственном секторах, был, по всей вероятности, одним из важнейших оснований Аксумской державы, и, возможно, именно исходя из этого соображения Эзана решился на трудное переселение беспокойных групп беджа из мест традиционного проживания в Матлию вместо того, чтобы просто истребить их (см. гл. 11: 5).

Несколько более благоприятные, согласно выводу Бутцера (Butzer 1981), климатические условия могут указывать на то, что в раннеаксумский период "грузоподъемность" страны была выше, особенно при условии наличия в достаточной мере искусных приемов земледелия, благодаря чему значительное население городов было в состоянии обходиться трудом меньшего, чем можно было бы ожидать, числа производителей продовольствия. В прочем, на данный момент наши сведения по таким вопросам как приемы земледелия и его возможности, или площадь обрабатываемых и поддающихся обработке земель, или наличие и доступность транспорта, что позволяет увеличить область, питающую каждый из городов, совершенно недостаточны. Поземельные списки позднейших эпох, в том числе и те, что претендуют на аксумские и ближайшие пост-аксумские даты, оставляют ощущение, что соответствующие записи о землях были сведены из разных источников (had been compiled) (Huntingford 1965), но сведений, которые могли бы подвести нас к составлению расчетов населения, основанных на статистических данных о количестве очагов или семей по отдельным селениям, к сожалению, недостает. The land-charters of later ages, and some which claim to be of Aksumite or just post-Aksumite date, give the impression that adequate records about the land had been compiled (Huntingford 1965), but unfortunately information which might lead to the preparation of population estimates based on statistics of hearths or families per village is lacking.

В том, что аксумские правительственные чиновники вели какие-то записи о количестве населения, нет ничего невообразимого. Какая-то разновидность переписи населения вполне могла быть подспорьем в расчетах по таким вопросам, как налоговые поступления, наличные трудовые ресурсы для крупных проектов, размеры рекрутских наборов; несомненно, существовал и соответствующий механизм учета. К примеру, в надписях DAE 4, 6 & 7 (гл. 11: 5) подробно перечисляются точные цифры по племенам беджа, перемещенным в Матлию, а также приводится точное количество продовольствия им предоставленного. Утверждение в стране церковной организации также могло в какой-то мере способствовать дальнейшему усилению контроля над населением, поскольку границы приходов или диоцезов были фиксированными. К сожалению, до сих пор не раскопано ни одно из обширных кладбищ, с их ценными сведениями о питании, болезнях и смертности; в прочем, возможно, кости, собранные Лекланом (Leclant 1959i) и де Кантансоном (de Contenson 1959i), а также Читтиком (Munro-Hay 1989) в конце концов дадут нам спустя века хоть какую-то информацию о людях Аксума. Первые две найденные кости были предположительно датированы семнадцатым-двадцатым веками, однако Читтик расчистил ряд гробниц, в том числе так называемую Шахтную гробницу А (Shaft Tomb A) на главном кладбище и гробницу рядом со зданием Калеба/Гебра-Мэскаля, содержавшую несколько тел.

2. Сельское хозяйство; земледелие, животные ресурсы.

Экономика аксумской Эфиопии была главным образом земледельческой и пастушеской, причем географическое расположение предоставляло ей невероятное разнообразие природных зон, которые было возможно использовать в различные сезоны для засева или под пастбища (Connah 1987; Phillipson 1989). Согласно работе Бутцера (Butzer 1981), ресурсная база сельского хозяйства, зависящая от уровня осадков и качества почв, похоже, имела в аксумскую эпоху гораздо больший потенциал, нежели в наши дни. Даже когда упадок торговых связей с Красным морем вывел Эфиопию за пределы романской/византийской орбиты, она все еще оставалась сравнительно богатым и мощным государством, если следовать арабским авторам, которые время от времени упоминают царство najashi (гл. 4: 8). По всей вероятности, это благополучие во многом было связано со значительными земледельческими и животными, как домашними так и дикими, ресурсами страны, усиленными некоторым объемом торговли с арабами. Возможно, почвы аксумского региона пострадали от чрезмерной эксплуатации и эрозии (в прочем, там по сей день встречаются прекрасные угодья), но богатые земли далее к югу, в сердце позднейшего Эфиопского царства, были весьма плодородны. Впервые голод в Эфиопии отмечен, по-видимому, в девятом веке (Pankhurst 1961: 236 следуя Budge 1928: I, 275); рассказ о митрополите Иоанне (**Йоханнесе) Эфиопском (гл. 4: 8.3) в патриаршество Якова (819-830) и Иосифа (830-849) в Александрии, характеризуя состояние Эфиопии говорит о войне, эпидемии и нехватке дождей (Evetts 1904: 508ff).

Дамба в Кохайто (3-е и 12-е фото)

Дамба в Кохайто (Littmann 1913: II, 149-52) и водоем Май Шум указывают на существование практики сбора воды (неизбежной в стране столь близко примыкающей к югу Аравии как в культурном, так и в природном отношении). Однако, поскольку раскопок в этих местах еще не было, ни дамбу, ни водоем нельзя надежно датировать. Бутцер (Butzer 1981) высказал предположение, что в Аксуме поперек (**ручья) Май Хеджа (Mai Hejja) была установлена земляная дамба, возможно, чтобы увеличить приток воды в Май Шум, а у подножия горы Май Кохо могла находиться еще одна запруда для водохранилища (гл. 5: 3; Alvares, ed. Beckingham and Huntingford 1961: 155), но, опять же, ни то, ни другое место на данный момент не исследованы. Короче говоря, при том, что контроль за водой сельскохозяйственного и питьего назначения почти наверняка может быть отнесен к аксумской эпохе, у нас пока нет ни соответствующих сообщений, ни данных археологии, которые указывали бы на фактический уровень применения ирригации или водохранения в Аксумском царстве.

+Иллюстрация 44. Рисунок бронзовой монеты (диаметр около 15 мм) аксумского царя Афиласа, на поле реверса - стебель пшеницы; на всех золотых монетах Аксума два таких стебля обрамляют голову царя на аверсе.
**Золотая монета того же царя с двумя стеблями вокруг головы http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=24779

 Вывод о важном значении, которое имела по крайней мере одна из главных сельскохозяйственных культур, можно сделать исходя из того, что на всех аксумских золотых монетах в качестве обрамлением головы царя присутствует изображение колосьев остистой пшеницы или примитивного двурядного ячменя (были предложены две идентификации). На некоторых бронзовых монетах колос пшеницы или ячменя является самостоятельным мотивом на реверсе, и то, что ему отводится столь важное место, по-видимому, говорит о том, что это был специально подобранный символ Аксума или его правителей. Надпись Эзаны о войне с беджа (см. гл. 11: 5; DAE 4, 6 & 7 и версия из Geza `Agmai) показывает, что цари знали о продовольственных складах не понаслышке, и в случае необходимости могли бы самолично выдавать продовольствие в соответствии со шкалой пищевой ценности. Надпись из Сафры (Drewes 1962: pp. 30ff) /**Сафра - более точное название места расположения дамбы на плато Кохайто (Эритрея)/, по-видимому, касается каких-то специфических запасов продовольствия для особых целей, возможно, на случай пребывания царя в данной местности. В качестве основных продуктов питания упоминаются мясо, хлеб и пиво.

В укромных скалах Гобедра, совсем рядом с Аксумом, Давид Филлипсон (1977) нашел следы пальчикового проса (Finger_millet) явно доаксумских времен; однако впоследствии выяснилось, что ?они были интрузивного происхождения? /?просо было привнесено из более поздних слоев?/? (but this has since turned out to be intrusive) (Phillipson 1989). Надпись из Сафры, по-видимому, является первым упоминание таких продуктов из зерна как пиво, мука и хлеб. Специфический местный эфиопский злак eragrostis teff /**тефф/ в аксумскую эпоху не засвидетельствован, и все же весьма вероятно, что подобно пшенице, ячменю и полбе обыкновенной он был окультурен на Эфиопском плато, где встречается множество древних форм этих растений. Но до сих пор типы печей и блюд (посуда) из раскопанного материала не явили никаких признаков, позволяющих предполагать, что injera, характерный хлеб из теффа, основа современного питания в Тиграе, был известен уже в аксумскую эпоху.

**Гобедра - место к западу от Аксума, где находилась каменоломня, в которой до сих пор можно увидеть несколько незаконченных стел -http://www.traveladventures.org/continents/africa/gobedra-lioness-quarry.shtml
**каменная печь, Аксум (а именно, “дворец царицы Шебы” в Дунгуре, если судить по другим источникам) http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-123.jpg

Русский ученый Н.И.Вавилов, исследовавший эфиопские пшеницу и ячмень, установил, что в основном они произрастали на плато высотой от 2000 до 2800 м, а покойная Рут Плант в своей неопубликованной статье сделала замечание, что распределение районов произрастания пшеницы и ячменя довольно строго следует карте распределения аксумских поселений. Вавилов считал Эфиопию центром, из которого берет начало культурная форма ячменя (однако см. Fattovich 1989ii: 85). В прочем, также возможно, что культурные пшеница и ячмень были проникли в регион в весьма давнее время, возможно из Египта, где они обнаружены в материале, датируемом примерно пятым тысячелетием до н.э. В любом случае, наличие этих злаков в Эфиопии начиная с раннего периода говорит в пользу того, что, вероятно, сложившиеся общины земледельцев проживали на плато Эфиопии задолго до появления в стране южноаравийских поселенцев. Культуры, которые они выращивали, перешли по наследству к их аксумским потомкам, в прочем, как отмечалось выше, идентификация колосьев изображенных на монетах все еще обсуждается. Их определяли и как примитивный двурядный ячмень (Munro-Hay 1978), а Вавилов (1931: 10), по монетам привезенным из Эфиопии, установил, что это пшеница, triticum turgidum, подвид abyssinicum Vavilov. Однако те две монеты, которые он приводит на рис. 4 с пояснением "Абиссинские монеты", как это ни странно, не аксумские: это бронзовые выпуски начала и середины 1-ого века н.э. из Иудеи, одна датируется временем (**префектов) Копония (6-9 н.э.) или Амбивия (9-12 н.э.), а другая - временем Агриппы I, прибл. 42 н.э. Больше таких монет в Эфиопии пока не находили.

**Нашел в сети статью Родольфо Фаттовича "The development of urbanism in the northern Horn of Africa in ancient and medieval times". Возможно и не та, но судя по библиографии датируется тем же 1989 годом, про ячмень там говорится, что его семена были обнаружены у поздней Гаш-группы (уровень 1800-1500 до н.э.) (дельта реки Гаш на северо-востоке Судана): http://www.arkeologi.uu.se/afr/projects/BOOK/fattowich.pdf
**Фрагмент из абиссинского дневника Н.И.Вавилова, см. стр. 48-60: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1987/10/vavilov.pdf

Существуют свидетельства аксумского периода о некоторых животных. Надписи и письменные источники об Аксуме упоминают крупный рогатый скот, овец, верблюдов и слонов. Приручение последних, согласно Косме, не было обычной практикой в Эфиопии (Wolska-Conus 1973: 354; см. Pankhurst 1974: 219-220). Для тех же случаев, когда они были необходимы царю при публичных действах, имелись молодые особи, отловленные для воспитания в неволе. Слоновые бивни, добавляет Косма, отправлялись по морю в Индию, Персию, Химьяр и Римскую империю. "Вьючными животными" захваченными у саранэ (Tsarane) в Афане (Afan) (гл. 11: 5; DAE 10) могли быть ослы или верблюды: кости и зубы верблюдов найдены в Адулисе (Paribeni 1907: 451). Безгорбые быки под ярмом, вылепленные из глины, стоят на дне чаш, возможно, имевших какое-то религиозное назначение, найденных в некоторых гробницах Аксума (http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-063.jpg); фигурки горбатого (зебувидного) крупного рогатого скота происходят из Матары (Anfray 1967: 44-45), и относятся исследователем (**Anfray) ко второму аксумскому периоду (который он датирует шестым-девятым веками). Согласно Косме (Wolska-Conus 1968: 360), живой крупный рогатый скот, а равно железо и соль, обменивали на золото у западных соседей /**Сасу/; также, большинство записей сообщают о захватах животных в больших количествах в качестве добычи у побежденных врагов (гл. 11: 5). Кроме того, надписи отмечают, что некоторых животных приносили в жертву, или по крайней мере подносили в дар богам (Гл. 11: 5; DAE 10). От аксумских времен сохранились одна или две фигурки из обожженой глины, изображающие птиц, в которых, наверное, (при некоторой помощи воображения) можно распознать цыплят или голубей (Chittick 1974: pl. XIIc; Paribeni 1907: fig. 48; Wilding in Munro-Hay 1989). /**наверное, не совсем то, но тоже птичка - http://flickr.com/photos/40595948@N00/2129503117/in/photostream// Из диких животных Косма (Wolska-Conus 1973: 314-321) упоминает жирафа /**камелопард/, оленебыка (taurelaphus) (буйвола) и носорога; первых иногда приручали и содержали во дворце для царского увеселения. Буйволы в Эфиопии, в отличие от Индии (где их использовали и как гужевой скот, и как молочный), были дикими. Носорог назывался aroue harisi /**аруэ хариси/, очевидно от эфиопских слов со значениями "зверь" и "пахать" (Wolska-Conus 1973: 317 n. 2.1). Последнее определение, по-видимому, связано как с формой морды этого животного, так и с тем, как использовалась его толстая шкура. Косме довелось увидеть одного из них на воле живьем, правда, с большого расстояния, а другого - в виде чучела в царском дворце. Моноцероса /**Monoceros/ же, или единорога, Косма, как он сам признает, живьем не видел, однако он видел четыре латунные фигуры единорога, стоявшие в царском дворце. В аксумском искусстве нашли отображение каменный козел, лев, и возможно какие-то разновидности оленя или газели (гл. 13: 3). /** Фрагменты фриза древнего храма Йехи с изображениями каменных козлов ныне встроены в стену местной церкви (церковь абуны Афсе, 6 век) http://www.traveladventures.org/continents/africa/yeha03.shtml ; http://flickr.com/photos/fanningpj/2052387263/; http://flickr.com/photos/fanningpj/2052829768/); а вот похожее изображение каменного козла из южноаравийского святилища Махрам Билкис в Марибе http://fotoplenka.ru/photo/yemenkarry/127633/3146692.jpg/ Две бронзовые фигурки из Аксума - возможно, собаки (Chittick 1974: fig. 23). Среди найденного в гробницах также имеется несколько сельскохозяйственных орудий, особенно примечателен серп (Munro-Hay 1989). Керамические и стеклянные чаши и кубки из гробниц, могли предназначаться для местного пива, sewa, или медового вина, mes или tej, которые упоминаются в древних надписях, связанных с выдачей продовольствия. (**стеклянные кубки в третьем ряду, керамическая посуда в основном в пятом - http://flickr.com/photos/40595948@N00/sets/72157603533591897/) Масло растительное и сливочное в них также упоминается, к тому же вина и масла отмечены в перечнях импортируемых товаров (см. ниже). Местные масла, вероятно, получали из льняного семени и nug, а оливковое масло импортировали. Известны винные или масличные прессы с резервуарами, каналами и желобами, выбитыми в скальной породе, которые датируются аксумской эпохой (Littmann 1913), но виноградная лоза упоминается только у португальцев в позднейшие столетия (Pankhurst 1961: 213).

** “Улыбающиеся волы” - http://flickr.com/photos/40595948@N00/2129508927/in/set-72157603533591897/

**Масляная лампа из бронзы, изображающая сцену псовой охоты на каменного козла (Матара) -  http://flickr.com/photos/40595948@N00/2130266960/in/set-72157603533591897/ ; http://flickr.com/photos/40595948@N00/2130263112/in/set-72157603533591897/ ; целиком  http://willdoherty.org/wordpress/wp-content/uploads/2007/03/DSCN3931.JPG (отсюда - http://willdoherty.org/wordpress/?p=826 и из Национального музея в Аддис-Абебе)

Добыча и использование металлов.

Местное использование минеральных ресурсов отображено в документах не лучшим образом, но, по-видимому, золото поступало из Судана (Сасу), некоторых областей южной Эфиопии, а также, возможно, из Годжама, Эритрея, и страны беджа; кроме того есть упоминания о железной руде, серебре, свинце и олове, правда, в основном в португальских источниках (Connah 1987: 72; Pankhurst 1961: 224-9).

Золотой промысел на юге известен с шестого века (Kosmas, ed. Wolska-Conus 1968: 360-1); в позднейшие времена сообщения о богатстве Эфиопии золотом достигли уровня нелепости (Pankhurst 1961: 224-7). Рассказ Космы об обмене золота на железо, соль и крупный рогатый скот подтверждается сообщением Алмейды (Beckingham and Huntingford 1954: 149) о золоте, которое в его время приобреталось в Кафрарии (общее название местностей, простиравшихся от южного царства Энария до Малинди на востоке, и Анголы на западе), где кафры меняли его на ткани, коров, соль и др. Даже во времена пребывания в Эфиопии Брюса золото на юге выменивалось примерно на те же товары: железо, медь, кожи, шкуры и бусы (Pankhurst 1961: 227). Альвареш (Beckingham and Huntingford 1961: 159-60, 457) лично попытал счастья в промывании золота в Аксуме, вдохновившись рассказами о том, как много его находят после гроз. Его попытки скорее всего были обречены изначально по причине недоразумения: информанты явно имели в виду находки мелких предметов из золота, например монет, а не природную золотоносность почвы, имевшую место в Дамот или Энарии (Damot, Enarya) далеко на юго-западе (Pankhurst 1961: 224-7). Даже сейчас после дождей жители Аксума находят значительное количество древних монет, вымытых из почвы. Также есть сведения о некотором количестве золота из Годжама, что гораздо ближе к Аксуму (Pankhurst 1961: 224; Kirwan 1972: 171; Crawford 1958); кроме того, говорится о древних золотых разработках в Эритрее (Tringali 1965: 151-2; см. также небольшую заметку по материалам Музея Человечества (the Museum of Mankind), прилагающуюся к отчету о раскопках в Адулисе 1868 года, Munro-Hay 1989i) и в землях беджа (Kobishchanov 1979: 134), где имела место заметная активность начиная с девятого века, когда там начали проявлять свой интерес арабы (Hasan 1973: 50). Большая часть золота, а именно на юге, добывалась промыванием или поиском по руслам рек, но не в рудниках.

Серебро, похоже, было не столь распространенным, тем не менее существует несколько сообщений португальской эпохи (Pankhurst 1961: 227-8) о серебряных рудниках. Возможно, значительные выпуски серебряных монет на протяжении примерно 300 лет зависели от импортного серебра, но все же это представляется маловероятным, ввиду количества монет, бывших в обращении, а также того факта, что многие серебряные выпуски украшались золотыми инкрустациями: будь серебро само по себе редкостью, вряд ли в этом была бы необходимость. Скорее всего у аксумитов существовали местные источники серебра, и возможно в их числе были некоторые из тех, что упоминались португальцами в позднейшие века. Несомненно, использование драгоценных металлов, насколько это было возможно, находилось под государственным контролем.

Месторождения железной руды, по-видимому, было весьма распространены в Тиграе (Pankhurst 1961: 228-9; Fr. Raffaello Francescano in Monneret de Villard 1938: 60). Медь и бронза, похоже, никак не отмечены, разве что в качестве импорта в Перипле (Periplus Huntingford 1980: 21-2), олово же явно имелось в наличии в позднейшие эпохи (Pankhurst 1961: 229).

4. Торговля, импорт, экспорт.

 

Оживленная торговля, которую вел Аксум, была важной составляющей в обретении им его мощи и того положения, которое он занял в первые века нашей эры; вероятно, она была источником значительной части его богатства. По этой причине охрана торговых путей была жизненной необходимостью, и в анонимной надписи Monumentum Adulitanum (гл. 11: 5) говорится, что сухопутный маршрут в Египет и безопасность побережья Красного моря, как с африканской, так и с аравийской стороны, были под неусыпным контролем аксумской монархии. Помимо дальних сухопутных и морских маршрутов, вероятно, также в ведении государства в той или иной форме находился и внутренний транспорт, по крайней мере, в том, что касалось содержания в приемлемом состоянии для носильщиков или вьючных животных хотя бы основных дорог - мера вполне практическая в том числе и с военной точки зрения. У нас нет сведений о мостах Аксума; впоследствии португальцы построили несколько мостов, остатки которых можно видеть по сей день. Эфиопские реки малопригодны для судоходства, а вот некоторые из озер - вполне. Озеро Тана, до которого аксумиты должны были добраться, славится своими тростниковыми лодками, которые весьма напоминают древнеегипетские образцы. Между тем, в засушливый период речные долины также вполне способны обеспечить относительно удобный проход от одного населенного пункта к другому. В нашем распоряжении имеется несколько сообщений, как внешних, так и внутренних, о торговом деле в Аксумском царстве, а работа археологов подтвердила многое из основных категорий товаров, о которых там идет речь. Наиболее ранние сведения об эфиопской торговле, сведения Плиния (ed. Rackham 1948: 467), упоминают товары, доставленные в Адулис "трогодитами и эфиопами". Все эти товары были из разряда продуктов местного животного (либо человеческого) мира: слоновая кость, рог носорога, шкуры гиппопотамов, панцири черепах, обезьяны и рабы.

**Старый мост где-то в верховье Голубого Нила http://public.fotki.com/puerrtto/africa/ethiopia/blue-nile-gorge/ethiopia2008165.html ; http://public.fotki.com/puerrtto/africa/ethiopia/blue-nile-gorge/ethiopia2008166.html

Перипл Эритрейского моря содержит краткую главу об Аксуме, и, поскольку ее сведения имеют первостатейную важность для любого анализа экономики аксумитов, она здесь приводится полностью (Huntingford 1980: 20-21; более свежий перевод см. у Casson 1989: 51ff): (**русский перевод частично есть здесь - http://www.egyptology.ru/antiq/pseudo.htm )

"За Птолемаидой охот на растоянии в 3000 стадиев находится учрежденный по закону рынок Адулис (Adouli), расположенный в глубоком заливе, протяженном в южном направлении; напротив него есть остров именуемый Орейне (Oreine), примерно в 200 стадиях по морю от отдаленной части залива, прилегающий к материку с двух сторон, у которого встают на якорь прибывающие корабли, вследствие нападений с материка. Ибо когда-то они имели обыкновение вставать на якорь прямо внутри залива у острова именуемого Дидор (Didoros) возле самого материка, а там было место по которому можно пройти вброд, и, пользуясь этим, варвары, живущие там, нападали на остров. Напротив Орейне на материке в 20 стадиях от моря находится Адулис, селение небольшого размера, от которого до Колоэ (Koloe), города в глубине материка и первого рынка слоновой кости, три дня пути; а от него еще пять дней до метрополии, именуемой Аксомит (Axomite), в которую через область именуемую Киенион (Kueneion) доставляется вся слоновая кость с той стороны Нила, а оттуда уже в Адулис. Ибо все множество убиваемых слонов и носорогов пасется внутри материка, хотя иногда их также можно видеть у моря в окрестностях Адулиса. В открытом море за этим рынком, по правую сторону, расположено несколько песчаных островов, именуемых Алалайя (Alalaiou), и там имеется черепаховый панцирь, который на этот рынок доставляют ихтиофаги (Ikhthuophagoi).

На расстоянии около 800 стадиев располагается еще один весьма глубокий залив, у входа в который по правую сторону - огромная песчаная отмель, в недрах которой находят залегающий там камень опсиан (opsian) (обсидиан), который встречается только в этом месте. В этих краях, от Мосхофагов (Moskhophagoi) до другой страны варваров (Barbaria), правит Зоскалес (Zoscales), злонравный [в своем образе] жизни и корыстолюбивый, но при этом высокоумный и искусный в греческом письме.

В эти края поставляется:

Грубая материя для варваров сделанная в Египте, арсинойские платья, крашеные мантии сомнительного качества, льняные накидки с каймой, несколько видов стеклянной посуды, подобной сосудам из муррина, которые делают в Диосполисе, бронза (**orokhalkos – латунь, см. гл. 9 :2), которую используют для украшений и для отрезков [служащих] в качестве денег, материал называемый "медь сваренная в мёде" для кухонной посуды и для нарезки в виде ручных и ножных браслетов для женщин, железо для копий, как для охоты на слонов и других животных, так и для войны, топоры, тесла, мечи, большие круглые питейные кубки из бронзы, немного денег для чужеземцев, живущих там, лаодикейские и италийские вина, в прочем немного. Царю поставляют: предметы из золота и серебра, сделанные по образцам той страны, плащи из ткани, одежды без подкладки, не большой ценности.

Также из внутренних областей Ариаки (Ariake): индийские железо и сталь, широкая индийская ткань monakhe, ткань наз. sagmatogenai, пояса, одежды наз. gaunakai, ткань крашенная мальвой/просвирником, немного муслина, цветной лак. Предметы вывоза из этих мест: слоновая кость, черепаший панцирь, рог носорога. Большая часть привозится на этот рынок из Египта между месяцами январь и сентябрь, т.е. от Туби до Тота (Tubi; Thoth). Лучшее время для торговли из Египта - примерно месяц сентябрь.".

Экспортные товары Аксума поступали со всего пространства, на которое простиралась его гегемония. Слоновая кость, согласно Периплу (Periplus Huntingford 1980), шла из страны с другой стороны Нила по маршруту Киенион-Аксум-Колоэ-Адулис (первый – предположительно, местность Сенаар в современном Судане, Schoff 1912: 61, однако возможно имеются в виду какие-то менее отдаленные местности за рекой Тэкэзи/Атбара). В Адулисе был найден слоновый бивень (Sergew Hable Sellassie 1972: 74/5), красноречивое свидетельство для этой части аксумской торговой сети. От блеммиев (беджа), утверждает Косма, шли изумруды (бериллы), которые эфиопские торговцы возили в Индию (Wolska-Conus 1973: 352-3); Олимпиодор (Kirwan 1966: 123 - /**"Олимпиодор "История", § 37"/) отмечает, что примерно в начале пятого века, когда ему позволили посетить блеммиев/беджа, те контролировали поставки изумрудов, также Епифаний (ed. Blake, de Vis 1934), писавший в конце того же века, подтверждает, что эфиопы приобретали изумруды в стране блеммиев. С островов Красного моря поступали панцири черепах, из прибрежной зоны (см. выше) - обсидиан, а из Сасу (возможно, золотоносная область Фазугли в современном Судане, примерно в 200 км от озера Тана в направлении зюйд-зюйд-вест) - золото, которое выменивали за соль, железо и мясо (Wolska-Conus 1968: 360). Как видно из сообщения Плиния, продукты животного мира эфиопского региона ценились весьма высоко; в их число входили обезьяны и прочие живые звери, слоновая кость, рог носорога и шкуры гиппопотама. Ароматические вещества, специи и другие продукты растительного происхождения, местные или же доставлявшиеся по морю, такие как кадильные смолы, кассия и сахарный тростник (Kosmas, ed. Wolska-Conus 1968: 358), также составляли часть аксумской торговли экзотикой. Ладанные деревья произрастают в местности к юго-востоку от Аксума и по сей день, и Страбон еще в первом веке до н.э. отметил, что сабеи участвуют в поставках благовоний, "как местных видов, так и эфиопских, чтобы получить последние они плавают через пролив на кожаных лодках" (Page 1930: 349). Живые люди также приносили прибыль государству - рабы, как отмечают Плиний и Косма, могли составлять значительную долю в экспорте (Connah 1987: 72, 89).

Соль, которая имела достаточно важное значение в шестом веке, чтобы играть заметную роль во внутренней торговле (Kosmas, ed. Wolska-Conus 1968), позднее сделалась одним из товаров-валют (currency goods) Эфиопии; большая ее часть поступала из низменной области Данакиль, к востоку от нагорья. В позднейшие времена ее перевозили в виде блоков, называвшихся amole (или gayla на языке тиграй).  Продукты местных ремесел или же земледелия и животноводства, по-видимому, не значились среди экспортируемых товаров, хотя позднее шкуры и кожа сделались важной частью экспорта. Мусульманский hadith (**хадис) сообщает, что кожаные изделия из Мекки пользовались большим спросом в Эфиопии (Guillaume 1955: 150-51). Изделия же местного производства скорее всего предназначались только для внутреннего рынка, и вероятно не имели того качества, которое требовалось, чтобы их брали в дальние торговые поездки. Напротив, товары из Римской империи и Индии были весьма желанными у аксумской элиты и высоко ценились ею, насколько мы можем судить по перечням импортных товаров и по находкам в гробницах и жилых постройках. Железо, даже будучи известным в Аксуме и соседнем Судане достаточно давно, все же оставалось важным импортом и как сырье, и в виде готовых инструментов и оружия. Предметы из драгоценных металлов, сделанные по особому заказу, разнообразные наборы стеклянных сосудов, всевозможные ткани и готовые платья, а также некоторое количество вин, масел и специй упоминаются в качестве импорта в Перипле, у Космы и др. Для нужд торговли импортировалось даже некоторое количество денег в форме либо кусочков латуни, либо монет римской чеканки, причем, по-видимому, задолго до того, как было принято решение о выпуске собственной монеты для упрощения торгового обмена.

Немало импортного материала, упомянутого в источниках, было обнаружено в местах проживания аксумитов, в частности в могильных кладах вроде того, что был найден в 'Гробнице с кирпичными арками' непосредственно в Аксуме. В ней обнаружили множество предметов из стекла (еще больше их оказалось в гробнице на Поле стел Гудит, в том числе два набора кубков и чаш), железа, бронзы, золота, серебра, кости и слонового бивня, керамики, дерева и кожи. Немалая часть всего этого была, вероятно, местной работы, однако кое-что из металлических и стеклянных изделий было явно привозным. В других частях Аксума и прочих местах проживания аксумитов обнаружились амфоры, в которых привозили вино или масла, кое-что из роскошных стеклянных сосудов римского происхождения, иноземные глазированные изделия, возможно из региона Персидского залива, и отдельные римские или индийские золотые монеты. Наличие данных предметов - свидетельство успешного превращения аксумитами потенциала своей торговли, как внутренней так и заморской, в мощный источник дохода. Тем не менее, основной формой экономической деятельности в стране почти повсеместно, за редкими исключениями, вероятно, оставалось земледелие, при этом более-менее единообразное сельское хозяйство, скорее всего, избавляло от необходимости значительных внутренних перевозок громоздких продуктов земледелия (даже если для их доставки были дороги и транспортные возможности где-либо помимо главных путей). Скот на продажу, безусловно, можно было просто пригнать в случае надобности, что прекрасно показывает пример золотой торговли в Сасу, в которой значительную часть товарообмена составлял живой крупный рогатый скот (Kosmas, ed. Wolska-Conus 1968). Некоторые предметы местного производства, например гончарные изделия в определенных местах, где имелся большой спрос, частично могли изготавливаться специалистами, однако в сельских районах, наверное, обходились без них. Большинство городов были, вероятно, не столько центрами крупной торговли, сколько рынками регионального значения, закупавшими местную продукцию сельского хозяйства для собственных нужд и распространявшими некоторые ремесленные изделия, а кроме того исполнявшими роль местных административных и религиозных центров. Однако некоторые из них и в самом деле могли существовать в какой-то мере на средства от крупной торговли, например Колоэ, рынок слоновой кости, ну и, разумеется, Адулис. В отличие от ограниченного межрегионального движения товаров, международная торговля, несмотря на свое богатство, по-видимому, главным образом имела дело с предметами роскоши для немногих; маловероятно, чтобы изделия из металлов, стекло, ткани и т.д., доставлявшиеся в Адулис, пользовались в аксумской Эфиопии массовым спросом, сколько-нибудь превосходящим спрос на слоновую кость и т.п. африканский экспорт при его достаточно широком распространении зарубежом.

Сведения о системе податей, применявшейся аксумскими правителями, нам недоступны, но, несомненно, значительная часть государственных доходов зависела от рассмотренных выше категорий: население, земля и ее урожай, скот и торговля. Земля и население, вероятно, представляли собой два основополагающих и неизменных налогооблагаемых фактора, иметь дело с которыми сравнительно просто, и позднейшие поземельные списки показывают, что записи о землевладении существовали и строго велись (Huntingford 1965), причем вполне возможно, что они восходят к аксумской эпохе. Международная торговля шла через таможенный пункт в Габазе (Gabaza) рядом с Адулисом, и, вероятно, на определенных торговых путях или же непосредственно на рынках за перемещение товаров и ремесленных изделий взимались пошлины. Представляется весьма вероятным, что деньгами выплачивалась лишь сравнительно небольшая их часть, несмотря на то, что подобные подати должны были бы стимулировать денежное обращение и увеличивать его прибыльность для государства. Скорее всего, нормой был натуральный налог, исключения имели место лишь в больших городах или же касались особо важных товаров, так что, вполне возможно, существовали государственные зернохранилища или складские помещения, в которых находились собранные в качестве податей зерно, скот и прочее продовольствие. Возможно, как раз из таких хранилищ и были съестные припасы, отпущенные во время насильственного перемещения племен беджа, как это описано в надписях Эзаны (гл. 11: 5), и, наверняка, в периоды нехватки продовольствия население могло получать оттуда государственную помощь. Также, возможно, существовали такие налоги, как неоплачиваемые трудовые повинности, обеспечение поездок царя и важных чиновников по государственным делам, снабжение войск в военное время.

Местные ремесла.

Экономика Аксума во дни его расцвета преуспевала в достаточной мере, чтобы способствовать развитию ряда особых местных ремесел. Наиболее впечатляющим свидетельством тому служить керамика (Anfray 1966; Wilding у Munro-Hay 1989), огромное количество предметов роскоши и обихода самой разнообразной, порой весьма элегантной формы. Существовало немало способов отделки гончарных изделий: они могли быть украшены сложным узором с помощью насечек или штампов, покрыты шликером, расписаны или полированы. Кроме того, могло существовать местное стекольное производство (см. также ниже), а находка фаянсовых сосудов с типично аксумскими формами наводит на мысль, что они также были местного изготовления (Chittick 1974).

**аксумская  керамика -  http://st-takla.org/Ethiopia/05-North-Ethiopia-June-2008/4-Axum/1-Seven-Archeological-sites-of-Aksum-04.html (следуя далее по ссылкам этой страницы можно увидеть много интересного, но вот пояснения к фотографиям там уж слишком немногословны)

Кожи и шкуры, предположительно, использовались как одежда и постельные принадлежности в холодные месяцы. Возможно, производились и ткани, но на данный момент свидетельств этому нет, за исключением найденных при раскопках ткацких грузил (Wilding in Munro-Hay 1989), и упоминания Космы (Wolska-Conus 1968) о килтах или набедренных повязках из белой ткани, которые носили аксумиты. Накидки, в некоторых случаях, по-видимому, с каймою, которые, как представлено на монетах, покрывали плечи царей, могли быть из числа импортируемой одежды, упомянутой в Перипле (Periplus Huntingford 1980), также как, возможно, и расшитый золотом льняной килт Калеба из описания Малалы (изд. Migne 1860; см. гл. 7: 2 выше). Хлопок мог поступать из Мероэ (см. стр. 228) или, возможно, из каких-то других областей подконтрольных Аксуму.

Многочисленные каменные инструменты, найденные в Аксуме, вероятно, применялись при обработке кож или резьбе по кости и слоновому бивню: в некоторых гробницах были найдены рукоятки из кости, бивня и дерева (Munro-Hay 1989). Интересную этнографическую параллель относительно применения инструментов из обсидиана, которое, по-видимому, свелось к обдиранию шкур животных у народностей юга современной Эфиопии Гураге, Сидамо и Арусси (Gurage, Sidamo, Arussi), приводит Галлахер (Gallagher 1974).

Также, вероятно, существовали местные мастерские по производству предметов из металла, множество образцов которых было обнаружено в ходе раскопок в Эфиопии. Часть из найденного, возможно, была импортного происхождения. Однако такие объекты как статуи из золота, серебра и бронзы, о которых говорится в надписях, что их устанавливали для богов в ознаменование побед (гл. 11: 5 DAE 4, 6 и 7; Geza `Agmai), скорее всего, были аксумскими по месту создания и стилю. Бронзовая поясная пряжка со вставными стеклянными и серебряными украшениями, в том числе крестами в типичном аксумском, судя по монетам, стиле, также могла быть местным изделием (Chittick 1974); если это так, то тем самым подтверждается, что, вероятно, также существовало и местное производство стекла. Хелен Моррисон, изучавшая и каталогизировавшая стекло из Аксума (Morrison in Munro-Hay 1989), выявила, что аксумские раскопки дали существенное количество необычных оттенков стекла, причем некоторые узоры росписи по стеклу на сегодняшний день нигде более не засвидетельствованы; все эти признаки могут говорить в пользу подтверждения того, что аксумиты создали собственные стекольные мастерские. На самом деле, было даже сообщение о печи для отжига стекла из Аксума, но эта находка пока еще не подтверждена и не опубликована.

-Иллюстрация 45. Бронзовая поясная пряжка, украшенная серебряными крестами и вкладками из темно-синего стекла, из "Гробницы с кирпичными арками" в Аксуме. Фото BIEA.

http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-052.jpg
Еще отсюда - http://st-takla.org/Ethiopia/05-North-Ethiopia-June-2008/4-Axum/1-Seven-Archeological-sites-of-Aksum-05.html
Мозаика из меди и бронзы (настенное украшение)  http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-050.jpg
Металлические украшения http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-051.jpg
Железный молоток http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-053.jpg
Бронзовый нож, каменные пестики и что-то еще http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-073.jpg

 

Если, что представляется вероятным,  местные мастера при изготовлении монетных штемпелей следовали импортным образцам, то это и могло быть причиной последующего постепенного снижения качества штемпелей; но зато аксумиты отчасти компенсировали менее искусную работу инкрустацией золотом по бронзе и серебру при помощи ртутной позолоты.

Обработка камня была весьма высокоразвитой, о чем свидетельствуют стелы и другие гравированные объекты, а усадьбы дворцов, скорее всего, постоянно занимались изготовлением блоков необходимых для углов, дверных проемов, мостовых и т.п. В числе наиболее часто встречающихся при раскопках видов декоративной работы по камню - резные каменные капители, пьедесталы и желоба для воды (гл. 13: 3). Кирпичи, применявшиеся в гробницах и ряде особых сооружений, несомненно, делались и обжигались где-то неподалеку.

Декоративные желоба для воды http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-058.jpg
Рассеянные по Аксуму базы колонн  http://flickr.com/photos/aksum06/1658028398/in/set-72157602558006106/
http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-122.jpg
(отсюда - http://st-takla.org/Ethiopia/05-North-Ethiopia-June-2008/4-Axum/1-Seven-Archeological-sites-of-Aksum-10.html)
http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-094.jpg
http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-096.jpg
Одинокая восьмигранная колонна в каком-то саду в Аксуме -  http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-091.jpg

 

6. Еда.

Вне всяких сомнений аксумиты должны были подавать свою пищу в чем-либо из великого разнообразия их глиняной посуды, предварительно приготовив ее в грубых кухонных сосудах на открытом огне в печах или на плитах на древесном угле. Большую часть их диеты должны были составлять продукты местного происхождения. Говядина или баранина, хлеб, пиво (sewa), хмельной медовый напиток (tej), а также всевозможные овощи и фрукты, как можно предполагать, были местными; между тем, столам богатых горожан добавляли роскоши вина Лаодикеи и Италии, специи и оливковое масло. Археологическое доказательство импорта вин и масел обеспечивают амфоры, в которых они обычно перевозились; Парибени даже предположил, что смола, обнаруженная в одной из амфор, могла применяться в качестве консерванта, как в греческих рецинированных винах. Неизвестно, культивировали ли сами аксумиты виноград. Мед мог использоваться и как подсластитель, и как напиток. Многие из этих продуктов упоминаются в надписи из Сафры (Drewes 1962: 41, 48-9) или же в Перипле (Periplus Huntingford 1980: 22).

**Аксумская посуда - http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-041.jpg
 http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-083.jpg
Амфора в музее - http://st-takla.org/Pix/Ethiopia/North-Ethiopia_June-2008/Axum/7-Archeological-sites/www-St-Takla-org__Ethiopia-2008__Axum-7-Archaeological-Sites-054.jpg; амфоры на дне морском у побережья Эритреи http://ina.tamu.edu/blackassarca/rkp97129.jpg ; http://ina.tamu.edu/blackassarca/BA95surveyreport.htm ; http://ina.tamu.edu/assarca.htm

Из многочисленных находок чаш средних размеров можно вывести, что часть диеты составляло какое-то блюдо наподобие каши из зерна. Кроме того из пшеницы или ячменя, вероятно, делали лепешки и хлеб, а важное значение хлебных злаков иллюстрируется тем, что на многих аксумских монетах они изображены на довольно видном месте, в качестве обрамления головы царя. Большое количество (ручных) жерновов, например в Матаре и Адулисе, свидетельствует о приготовлении муки для хлеба. Анфрэй (Anfray 1974: 752) обратил внимание на то, что в Адулисе они круглые, вращательного типа, а в поселениях на плато - продолговатые. Также Анфрэй (Anfray 1963: pl. CXLVI and 1965: pl. LXXIII, 4) упоминает ступки предаксумского периода, возможно, с большей вероятностью использовавшиеся для приготовления косметических средств, нежели еды. Часть диеты, несомненно, составляли молочные продукты, и яйца, конечно же, тоже употреблялись в пищу. Из мяса в наличие была говядина, баранина, а также все дикие животные, которые могли быть сочтены пригодными в пищу. Возле одного из очагов в Адулисе французский археолог Франсис Анфрэй нашел котел, в котором сохранились бараньи кости от какого-то блюда, которое так и не было подано к столу (Anfray 1974: 753). Свинину в позднейшие эпохи не ели, и возможно это ограничение, соблюдавшееся иудеями и мусульманами, равно как и православными эфиопами, по вполне практическим медицинским соображениям, имело древнее происхождение, поскольку домашние свиньи не засвидетельствованы. Позднее пищевые запреты были продублированы в Kebra Nagast (Budge 1922: 159). Возможно, практиковалась рыбная ловля. Черепахи, дававшие "черепашьи раковины", могли вносить свой вклад также в диету приморских аксумитов, хотя твари без плавников и чешуи были в числе прочих включены в позднейший перечень запретной пищи. Те, кто поставлял на рынок панцири черепах, названы автором Перипла ихтиофаги (Ikhthuophagoi), т.е. рыбоеды. Раскопки в Адулисе дали и рыбные кости, и бронзовые рыболовные крючки (Paribeni 1907: 483, 540). Рыбы с панцирем также считались запрещенными в позднейшие времена, что опять же могло быть древним обычаем. Никто из древних визитеров не утверждал, что эфиопы любят сырую говядину вырезанную прямо из живого животного, как сообщал (к ужасу и неверию своих английских читателей) о современных ему эфиопах Брюс (1790).

Почти наверняка какую-то пищу ели из деревянной или плетеной посуды (типичный сегодняшний эфиопский "стол", mesob, представляет собой плетеное изделие). Также с немалой долей вероятности предполагается наличие деревянной утвари для приготовления и употребления пищи, и плетеных корзин для ее хранения. На самом нижнем уровне построек в месторасположении аксумского собора Марьям-Цийон (Maryam Tseyon) исключительной находкой стал ряд больших пифосов (pithoi) или сосудов для хранения, вероятно, предназначавшихся для большого объема какого-то сухого зерна (de Contenson 1963i: pl. XII).

**Месоб - http://www.uoregon.edu/~mnh/Pages/ethiopian/pages/08a.html

К оглавлению http://odnapl1yazyk.narod.ru/Aksum.htm



Hosted by uCoz