Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky

§ 44. Рассказ о стране русов и ее городах

К востоку от этой страны - горы печенегов; к югу от нее - река Ruta (?); к западу от нее - саклабы; к северу от нее - Ненаселенные Земли Севера. Это обширная страна, и жители ее злонравны (badh tab'), неподатливы (badh-rag va na-sazanda), имеют надменный вид (shukh-ruy), задиристы (sitiza-kar), и воинственны (harb-kun). Они воюют со всеми неверными (kafir), живущими вокруг них, и выходят победителями (bihtar ayand). Властитель их назывется Rus-khaqan. Эта страна чрезвычайно облагодетельствована/благоприятствуема природой в отношении всего необходимого (для жизни). Часть (guruh) из них **рыцари (**в английском тексте - practise chivalry) (muruvvat). Они держат в почете знахарей (tabiban ra buzurg darand). Ежегодно они выплачивают десятую часть от своей добычи и торговых доходов (ghanimat va bazurgani) **правителю/правительству (англ. government) (sultan). Среди них проживает часть славян, которые прислуживают им. Из 100 локтей (gaz) хлопковой ткани (karbas), более или менее того, шьют они штаны (**в английском переводе - trousers?; вероятно в оригинале shalvar - шальвары?), которые надевают (andar pushand), засучив их выше колена (bar sar-i zanu gird karda darand). Они носят шапки из шерсти (ba sar bar nihadha darand) с хвостами спадающими сзади на их шеи (dum az pas-i qafa furu hishta). Мертвых они хоронят со всем их имуществом (ba har chi ba khwishtan daradh), | 38a одеждами и украшениями (piraya). (Также) они помещают в могилу вместе с мертвым еду и питье (ta'am va sharab).

1. KUYABA (? Kubaba &c.) - это город [область?] русов, расположенный ближе всего к землям ислама. Это приятное место и местопребывание (их) властителя. Он производит различные меха (muy) и ценные мечи.

2. S.LABA (? ) - приятный город из которого, когда царит мир, выходят они для торговли (? ba bazurgani ayand) в области/пределы (**английский текст - districts) Булгара.

3. URTAB (? ) - город, в котором чужеземцев, когда они посещают его, убивают. Он производит весьма ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам/вдвое (u ra du tah tavan kardan), но как только руку убирают, они возвращаются в прежнее положение.

**Небольшая выдержка из Новосельцева А.П. ("ХУДУД АЛ-АЛАМ" КАК ИСТОЧНИК О СТРАНАХ И НАРОДАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ) в качестве примечания к muruvvat - "chivalry" в английском переводе Минорского настораживает одна фраза "Худуд ал-алам": ва андар горухи аз ишан моровват эст ("и среди них есть группа моровват") (л. 376). Эта довольно загадочная фраза, отличающаяся от текста Ибн Русте, в свое время привлекла внимание В.В.Бартольда. В.Ф.Минорский воспринял термин как арабское муравват и перевел его: "chivalry" (109). Я в свое время перевел: "среди них есть группа из моровват" и согласился в общем с толкованием ее В.В.Бартольдом и В.Ф.Минор-ским (110). Вместе с тем внимательное изучение текста "Худуд ал-алам" и сопоставление его с вариантами тех же сведений у Ибн Русте и Гардизи заставляют отнестись к этой фразе с большой осторожностью. Дело в том, что хотя в тексте "Худуд ал-алам" слово моровват написано достаточно четко, но буквальное прочтение текста дает именно форму "группа моровват", а ее не найдем больше ни в одном источнике. Поэтому, может быть, прав был первый владелец рукописи А.Г.Туманский (111), который увидел здесь искажение мрват, народа, о котором шла речь выше.

§ 44. Русы.

См. библиографическую заметку, предваряющую § 43. Перевод и анализ основных мусульманских источников есть в работах Frähn(-а), Хвольсона, Гаркави [комментированные переводы фрагментов из 26 мусульманских авторов о славянах и русах; текст использован в основном в старых, ныне исправленных редакциях]; Бартольд, Зап., 1895 (Мухаммад Ауфи); Туманский, Зап., 1896 (текст и перевод настоящей главы); Marquart, Streifzüge, 200-4, 330-53 (Масуди). Перечень литературы, в которой используются мусульманские сведения о русах, см. В.А. Мошин, Варяго-русский вопрос в Slavia, Prague, 1931, x/1-3, стр. 109-36, 343-79, 501-37 (обзор наиболее важных работ по этому вопросу), и его же Истоки Руси. Норманны в Восточной Европе (на русском языке), в Byzantinoslavica, Prague, 1931, iii/1, стр. 33-58, iii/2, стр. 285-307. См. также проф. П.Смирнов, Волжский путь (на украинском языке), Киев, 1926, где особенно пристально рассматриваются ранние мусульманские источники. [Seippel, v.s., p. 427, и Minorsky, Rus в EI.]

Происхождение названия России (Русь, Россiя) было предметом горячей дискуссии в русской и западноевропейской литературе с начала семнадцатого века. Хотя географические названия, содержащие элемент Rus- или Ros- могут иметь более чем один источник, название Русь определенно указывает на то, что основатели русского государства были скандинавского происхождения. Подлинная скандинавская форма вызывает сомнения (ср. побережье Roslagen), но даже в наши дни финны называют шведов Ruotsi, и эта финская форма могла дать рождение славянской форме Русь, также как название самой Финляндии, Suomi, в русском языке превратилось в Сумь. Название Русь практически имеет то же значение, что и несколько более позднее варяг (Варягъ) т.е., Varęgŭ, , Waring [3], относившееся к отрядам норманнских аван-

3. В арабских текстах **[w.r.nk] впервые засвидетельствовано у Бируни, однако ср. § 24, 15. [Покойный проф. А.А. Шахматов, Введение к истории русского языка (на русском языке), Петроград 1916, стр. 62, полагал, что название варяг "явилось отображением термина Frank или Frang, которым называли всех западных европейцев в целом на Балканах и в Леванте, хотя пути преобразования Frang > Varang все еще остаются неясными." Ibid., 68, он утверждает, что русы были известны задолго до так называемого "приглашения варягов". Далее он высказывает точку зрения, что русы были скандинавами, которые обосновались среди славянских и финнских племен в более раннее время, тогда как варяги представляли собой новую волну скандинавского переселения.]

433

тюристов, связавших себя соглашением или клятвой (vár). С начала девятого века речная система современных России и Польши постоянно использовалась норманнами для их торговых и военных экспедиций, как это явствует из многочисленных исторических, археологических и топонимических свидетельств, см. недавнее M. Vasmer, Wikingerspuren in Russland, в Sitz. Preuss. Ak., phil.-hist. Klasse, 1931, стр. 649-74.

Традиционная версия русских летописей состоит в том, что варяги, приходя из-за моря, обкладывали данью чудь, словен, мерю и всех [1] кривичей [из которых первые и третьи - несомненно финские племена, а вторые и четвертые - славяне]. В 862 году варяги были изгнаны за море, но в их отсутствие разразились внутренние войны. Поэтому вышеупомянутые народы пригласили варягов, называвшихся Русь, и тогда викинг Рюрик (*Hrœrekr) построил город Ладога на реке Волхов, а два его брата заняли соседние земли. В 882 году преемник Рюрика Олег (*Helgi) захватил столицу днепровских полян - это и было началом государства Киевская Русь. Скандинавский элемент этого нового политического образования был немногочисленным (двор, воины и, возможно, купцы), и в течение одного века масса славянского населения сумела ассимилировать чужеземцев, см. Niederle, Manuel de l'antiquité slave, Paris, 1923, i, 209. Итак русские летописи ясно дают нам понять, что русы были не первыми скандинавскими викингами в Восточной Европе. Византийские источники знают их по крайней мере с первой половины девятого века. Наиболее примечательный факт, имеющий отношение к нашей теме - это византийское посольство, посетившее в мае 839 года императора Людовика Благочестивого в Ингельгейме, его сопровождали некие люди из племени Rhos, которые сами были посланниками, направленными в Константинополь их правителем Хаканом (Chacanus), теперь же они хотели вернуться на родину; при этом выяснилось, что народ Rhos был шведского происхождения (gentis esse Sueonum), см. V. Thomsen, The Relations between Ancient Russia and Scandinavia, Oxford, 1877, стр. 39, ср. Marquart, Streifzüge, 202.

Основные мусульманские источники относятся к важному периоду утверждения северян (**т.е. норманнов, английский текст - the Northmen) в славянской среде, и важно распределить их сведения, по его (**этого периода) последовательным этапам. Старейший из наших источников, Ибн Хордадбех, как уже отмечалось, стр. 429, строка 25, смешивает русов и славян, и прослеживает их торговую деятельность на пространстве от Испании до Китая. Следов государства русов в труде Ибн Хордадбеха нет. Он называет Дон (?) /**Танис/ "рекой славян".

Источник, общий для Ибн Русте, Худуд-ал-Алам, Гардизи, Ауфи и др., более методично отделяет русов от славян. Последние, в первую очередь

1. Русское слово, соответствующее английскому "all" - весь, так что здесь очевидная ошибка, поскольку омонимичное ему весь - название еще одного финского племени.

434

западные славяне, представлены живущими под властью собственных князей (ср. § 43), в то время как русы описаны занимающими сырой остров, имеющий площадь - 3 дня пути на 3 дня пути, и находящий посреди озера. Эти сведения указывают на северные земли и на эпоху до основания Киевского государства, [1] однако характерно, что несмотря на скромные размеры территории русов их правителю дается помпезный титул Khaqan Rus, а согласно Гардизи население острова составляло 100 000 человек (mardum). [Ср. также Йакут, ii, 834, где похожее утверждение приписывается Макдизи (Мукаддаси), хотя в BGA, iii его нет.]

Традиция Балхи (Истахри, Ибн Хаукаль) мало что знает о [западных] славянах (Saqaliba), между которыми и [волжскими] булгарами она помещает русов. В данном случае мы, очевидно, имеем дело с киевским периодом русской истории. Истахри, 225-6, различает 3 "вида" (sinf) русов. Князь тех из них, которые жили ближе других к булгарам, имел резиденцию в городе *Kuyaba /**Куяба/, т.е. вероятно в Киеве (Константин Багрянородный, гл. 8, Киоава или Киова ). Самый отдаленный вид русов называется S.lawiya /**Славия/, [2], что весьма похоже на форму параллельную Saqaliba, возможно отдельно указывающую на новгородских словен [3], среди которых норманны расселились в первую очередь. Третья группа - это **[arsab.ya] (множество вариантов) /**Артания/, правитель которых проживает в **[arsa] (множество вариантов) /**в Арте/. Это наиболее дикая их разновидность: они убивают чужеземцев, проникающих в их страну, откуда сами они по водному пути вывозят мех черных куниц и rasas (олово или свинец?). Начиная с работы Frähn Ibn Foszlan, Annex I, стр.162, название Artha (Arθā) интерпретировалось как эрзя, что является именем одного из двух больших разделов мордвы (§ 52). [4] Константинопольский манускрипт Истахри, 226 n, вполне определенно утверждает, что (Arba, *Artha) /**Арта/ "пребывают [или возможно: торгуют?] между Хазарией и Великим (a'zam) Булгаром", что в общем-то соответствует [5] эрзя. [6] Такая интерпретация, если она верна, указывает на существование какого-то центра русов в области Оки. [7] Frähn указывает, что во времена Олега его наместник проживал в городе Ростове на территории финского племени меря, так что вполне возможно представить, что похожая ситуация имела место и в области проживания мордвы, которые согласно "Изначальной" летописи Нестора,

1. "Остров" скорее всего указывает на Новгород (в норвежском языке Holmgarðr, т.е. "островной город"), ср. Thomsen, o.c., Marquart, Streifzüge, стр. xxxiv, 201, Westberg, o.c., 1908, iii, 25.

2. Ибн Хаукаль, 285, добавляет: "и их властитель пребывает в S.la, их городе." Вариант **[j.laba] может предполагать прочтение **[slav.ya] как * Č.lav- (?), что, однако, не имеет объяснения.

3. Согласно Ипатьевской летописи, первоначальным населением Новгорода были Словени.

4. Рассказ об Artha, убивающих чужеземцев, мог бы послужить в пользу теории, что название этого мордовского племени предположительно является иранским эквивалентом Геродотовых андрофагов , v.i., § 52.

5. Если последний (Великий Булгар) - это булгарский город на Волге, однако значение этого термина неясно, v.i., стр. 439, n. 2.

6. Westberg, o.c., 1908, стр. 398, придавая слишком большое значение экспорту rasas, переводимого им как "олово", полагал, что эта самая Artha - Скандинавия! **[v. q.l'i arziz] в персидском переводе Истахри, 226 k, соответствует **[r.sas]. Наши §§ 4, 9. и 25, 13. показывают, что arziz означает одновременно и "олово" и "свинец"; qal'i, что означает исключительно "олово", возможно добавлено по воле переводчика, который колебался между двумя значениями слова arziz.

7. V.s., стр. 217.

Карта xii


436

также платили дань русам. [1] Отождествление Artha = Эрзя противоречит указанию Истахри на то, что Kuyaba находится возле Булгара (Bulgar), но с другой стороны Artha должны были располагаться к востоку от Slawiya, которая была наиболее удаленной территорией русов (относительно Булгара, от которого очевидно начинается данное описание). [2] [Kuyaba - возможно "территория K.".]

Наш текст в значительной мере представляет собой переработку вышеозначенных источников. Зависимость от общего источника, использованного Ибн Русте и Гардизи становится ясной из следующей сводной таблицы. [В первой части своего сообщения Ауфи близко следует этой же традиции.]

(** D. - аналогично, N. - нет такой информации, отсутствует, A. - приблизительно то же самое)

Ибн Русте Гардизи Худуд-ал-Алам
Русы живут на лесистом, влажном острове D. 100 000 жителей полностью иначе (по Истахри)
Khagan Rus D. D.
совершают набеги на славян с моря, продают их хазарам и булкарам (Bulkar) D. A. побеждают своих соседей
с/х не занимаются: импортируют продукты питания из земли славян D. страна богата всем необходимым; славяне среди русов
новорожденным дарят мечи D. N.
не имеют селений* N. N.
торговцы мехом D. меха
опрятно одеты; золотые браслеты D. льняные одежды шерстяные головные уборы (в § 43 упоминаются льняные)
доброжелательно относятся к рабам и гостям D. часть русов рыцари (в английском тексте - practise chivalry) (muruvvat)
многочисленные города* D. обширная страна
сулеймановы мечи D. A. ценные мечи
объединяются против врагов D. N.
суд у властителей; поединки D. N. выплачивают десятину правительству
могущество знахарей D. A. знахари почитаются
мужественные, предприимчивые; мореходы, а не наездники N. A. воинственны
штаны из 100 локтей ткани N. D. как у Ибн Русте
склонны к предательсту N. N. задиристые
знатных хоронять со всем их имуществом и женами N. A. как у Ибн Русте

* Следствие противоречивости источников (**Ибн Русте).

1. Название значительного города Рязань также может быть связано с эрзя. Город (впервые упоминаемый под 1095 годом) был основан в области, где проживали славяне вятичи (< Vęntiči), однако изначально (с 7-го по 9-ый век) земли вдоль течения Оки входили в территорию мордвы. Ср. В.А. Городцов, Древнее население Рязанской губернии, в Изв. отдел. русс. языка, 1908, т. 13, стр. 147-9. [В прочем, эрзя, по крайней мере в наши дни, живут восточнее мокши (the Moksha), v.i., § 52.]

2. Artha имеет вариант **[a(?b?)arqa], что подсказало Хвольсону отождествление *Abarma с Биармией (Биармия - Пермь) скандинавских саг (англо-саксонский Beormas, др.-норвежский Bjarmar, ср. Thomsen, o.c., 31). В конце концов, это отождествление можно приветствовать уже хотя бы потому, что оно объясняет наш фрагмент о Печенежских горах (Урал?), образующих восточную границу русов, а также лучше подходит для списка товаров, производившихся этой территорией. Некоторое косвенное свидетельство в пользу Биармии можно вывести из того факта, что Истахри не упоминает 2 самых северных народа - Isu (весь) и Yura (югра), из которых первый, согласно R. Hennig, следует искать в районе Чердыни на Каме, см Der mittelalterl. arab. Handelsverkehr in Osteuropa, в Der Islam, xxii/3, 1935, pp. 239-65. [Однако см. Marquart, Arktische Länder, 304, который продолжает следовать теории Frähn(-а), согласно которой Isu следует помещать у Белоозера.] В любом случае прочтение Artha является более надежным. Не так давно В. Мошин определил Artha как колонию русов в Тьмутаракани (на Таманском п-ове, к востоку от Керченского пролива) но эта гипотеза противоречит указанию Истахри о недоступности страны Artha, а также перечню ее экспортных товаров.

437

Третий источник (Балхи > Истахри), снабдив нашего автора названиями трех территорий [shahr, "город или страна"] русов, вынудил его выбросить за борт пункт о сыром "острове" (Ибн Русте, Гардизи, Ауфи). Вследствие этого страна была описана как "обширная" [см. у Ибн Русте непоследовательное упоминание о "множестве городов"] и помещена в привычную рамку границ/пределов. В описании "городов" подробность о клинках и мечах, весьма вероятно, является всего лишь развитием пункта Ибн Русте и Гардизи о сулеймановых - sulaymani - мечах, которыми обладают русы (lahum al-suyuf al-sulaymaniya = va andar miyan shamshir-i sulaymani faravan bashad). О "Соломоновых мечах" см. Коран, xxxiv, 10-12, ср. Хвольсон, o.c., 195. Подробность относительно S.laba - развитие указания Истахри на его (**у Истахри - вида русов, в Х.-А. - города) удаленность.

Самобытными утвеждениями, которые можно извлечь из нашего текста, являются лишь те, которые касаются границ русов, а также течения реки Рус (Rus) (§ 6, 44.).

Положение страны русов, как его понимает наш автор, становится ясным из следующей таблицы:

Северные земли

Саклабы Русы Печенежские горы

река Рута (Ruta)

которую необходимо также снабдить следующими указаниями: маджгари (Majghari) (§ 23) граничили с русами на севере и западе [на северо-западе ?], а тюркские печенеги (§ 20) жили к югу от реки Руты (sic) и граничили с маджгари и русами на западе [соотв. на западе и северо-западе ?]. Поскольку печенеги помещены к северу как от *Bulghar (§51), так и от *Burtas(-ов) (§ 52), народов, разделенных Волгой, необходимо признать, что печенеги (см. примечание к § 20) жили на обоих берегах этой реки. Если это так, трудно найти другое, кроме Оки, соответствие для реки, отделявшей тюркских печенегов от русов (v.s., p. 217). Печенежские горы (Урал?) в таком случае образуют границу русов где-то в районе северо-восточной Волги [1] Сама же эта река, по крайней мере до ее слияния

1. См.§ 5, 19. где гора (Уральские горы) описывается как протянувшаяся от конца страны русов до начала страны Кимак. Ср. также с возможной реконструкцией **[arsa]/[abarqa] как *Abarma < Биармия ?

438

с Окой, очевидно рассматривалась как протекающая по территории русов (§ 6, 44.), однако описание "реки Рус" (верхней Волги) [1] не подразумевает того, что Urtab, S.laba и Kuyafa стояли на ее берегах. Текст указывает лишь на то, что эта река снабжала водой их "пределы". Перечисление городов следует в порядке обратном принятому у Истахри, который определенно писал как бы глядя из Булгара в западном направлении. [Urtab соотносится с *[arsan] < [arsan.ya] , v.s., стр. 434.]

Не так давно проф. П.Смирнов, в своей весьма интересной работе "Волжский путь", выдвинул тезис (см. его выводы, o.c., 223-9), что еще до того, как было основано Киевское государство, на средней Волге существовало государство норманнов под властью некого кагана (qaghan). В защиту этой теории он весьма остроумно использует такие данные, как рассказ о посольстве от Хакана Роси (**в английском тексте - Chacanus of the Rhos') в 839 году, упоминание Khaqan Rus в источнике, общем для Ибн Русте, Худуд-ал-Алам и Гардизи, а также пункт нашего текста о реке Рус. Вдоль последней он (**П.Смирнов) разместил 3 города, так что Kuyafa (?) оказался на месте будущего Нижнего Новгорода в месте слияния Оки и Волги; S.laba - на месте позднейшего Ярославля, а Artha (?) предполагается искать где-то между первыми двумя, возможно в бассейне Оки. Эта гипотеза переворачивает общепринятые взгляды на происхождение великорусской нации. Здесь не самое подходящее место для того, чтобы приступить к ее рассмотрению в качестве новой теории, но в том, что касается аргументов, извлеченных из нашего источника (с которым автор работы знаком по отрывкам Туманского), боюсь, что не стоит придавать особого и решающего веса тексту, который в основном представляет собой компиляцию и переработку, причем с опасной склонностью к искусственной систематизации письменных источников. [2]

1. Очевидно, за указание на то, что она берет начало на территории славян (см. примечание к § 44), отвечает Ибн Хордадбех, 124 /**... до Хамлиджа, расположенного в конце [устья] реки, которая течет из страны славян.../.

2. Среди прочих источников Смирнов, o.c., 202-7, использует Идриси, ii, 401, который добавляет к сведениям Истахри некоторые характеристики этих трех городов (S.lawa "sur le sommet d'une montagne" (**на вершине горы); Arthan "jolie ville sur une montagne escarpée" (**приятный город на вершине горы), на расстоянии 4 дней пути от двух других городов и т.д.). Однако, не стоит доверять этим подробностям, поскольку они не опираются на авторитет более ранних источников. Если отбросить эти добавления, 3 названия русских городов, несомненно, обнаружены Идриси в традиционных источниках, и их следует четко отделить от оригинальных сведений Идриси о современных ему Русии (Rusiya) и Кумании (Qumaniya), ii, 397- 400. **[kaw] Киев у Идриси вполне может быть аватаром более древнего **[kuyaba]. Идриси комбинирует множество источников разных эпох, и Маркварт показал насколько он небрежен ("Schwindelwerk" /**мошенничество/) в отношении восточных областей, ср. Eranshahr, 261-2  (Индия), Komanen, 102-4  (Центральная азия).

К ОГЛАВЛЕНИЮ

ДОМОЙ



Hosted by uCoz