Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky
§ 18. Рассказ о стране кимаков (Kimak) и ее городах
К востоку от этой страны живет племя (jinsi) хырхызов; к югу от нее - реки Артуш (Artush) [sic] и Итиль (Atil); к западу от нее некоторые из хифчахов (Khifchakh) и некоторые из Северных Ненаселенных Земель (virani-yi shamal); север ее расположен в тех северных местностях, где люди не могут жить. В этой стране есть только один город, но много племен (qabila). Эти люди живут в жилищах из войлока и, как летом, так и зимой скитаются по пастбищам (giya-khwar), водам и лугам (marghazar). Товары их - черные куницы (samur) и овцы. Пища их
100
летом - молоко, а зимой - мясные припасы (английский текст - reserved meat - букв. "консервированное мясо", **наверное вяленое мясо) (gusht-i qadid). Когда между ними и гузами мир, зимою они направляются к (ba-bar) гузам. Властитель кимаков называется хакан. У него есть одиннадцать наместников ('amil) внутри страны кимаков, и владения/поместья (a'mal) (**т.е. подвластные этим наместникам земли, в английском тексте - fiefs) передаются детям наместников по наследству.
1. ANDAR AZ KHIFCHAQ ("Cis-Khifchaqia" ?), [1] страна (nahiyat) кимаков, жители которой напоминают гузов некоторыми (своими) обычаями.
2. Q.RQ.RKHAN, еще один удел (**в английском тексте - district) кимаков, жители которого имеют обычаи хыркызов.
3. Y.GHSUN YASU, еще один удел (district) кимаков, между реками Atil и Иртыш [sic], который обладает более приятными людьми и лучшим благоустройством (mardumani bishtar ba-ni'mat va kari sakhtatar daradh).
4. NAMAKIYA, город в Кимаке (**в английском тексте - in Kimak, без артикля, т.е. не как этноним, а как название области), который является местопребыванием Хакана (Khaqan) в летнее время. Между этим городом и Таразом (Taraz) (написано: T.rar) расстояние восемьдесят дней для всадника, **при спешном передвижении/передвигающегося на скорости (ba-shitab) (**английский текст - at speed).
5. DIH-I CHUB, селение на берегу реки. Летом в нем (собирается) много людей.
1. Арабским эквивалентом было бы ma dun Kh. [Возможно, "Внутренние кифчаки"?].
Комментарии к §§ 18-22. Северо-западные тюрки.
После описания юго-восточных тюрков, автор приступает к ряду более северных племен. Он следует от востока к западу, выделяя особым образом, §§ 20-22, Уральский регион. Эта система объясняет некоторые важные моменты в нашем тексте (см. § 22).
(304)
§ 18. Кимаки.
Marquart, Streifzüge, 79, 340; Marquart, Komanen, 89-113, 171-2, 205, and passim; Barthold, Kimäk в El; В.П. Семенов (издатель), Киргизский край, СПб., 1903, с Картой (том .xviii о России. Полное географическое описание). [Marquart, Die Iki Imäk, в Ostas. Zeit., 1920, viii, 293-6.]
Легенда, которую приводит Гардизи, 82-3, показывает, что кимаки считались отделившимися от татар. Эпонимы изначальных семи кланов были: Imi, Imak, Tatar, Bayandur, Khifchaq, *Nilqaz,[3] и
3. Вместо L.niqas; клан Nilqaz до сих пор известен у Shah-sevän(-ов) Савы (Sawa); см. Minorsky, Sawa в EI.
305
Ajlad (?). Наш источник, похоже, предполагает, что у этого племени было одиннадцать подразделений. [1] Название Kimak (следует произносить Kimäk), согласно Маркварту, представляет собой сокращенное Iki-Imäk "два Imäk(-а)" (вероятно, указание на первые два клана федерации). Кашгари племя Kimäk уже неизвестно, он знает лишь Yamak (*Yimäk), о котором он говорит, iii, 22, что "у нас их (рассматривают как) кифчаков (Qifchaq), но кифчакские тюрки считают себя отдельной группой (hizb)"; это утверждение показывает, что процесс перегруппирования остатков кимакской федерации уже завершился, и произошел он под руководством нового влиятельного племени, кипчаков (§21).
Установить территорию кимаков - задача непростая. Запутанность и расплывчатость наших источников может отражать какие-то исторические перемещения местонахождения этого племени или же сезонные миграции его кланов от зимних стоянок (qıshlaq) к летним пастбищам (yaylaq), ср. Marquart, Komanen, 162 и 101. Главная географическая ошибка нашего автора и Гардизи заключалась в незнании нижнего течения Иртыша, который они предполагали впадающим в Волгу в области, где левые притоки первого и левые притоки последней практически сходятся наподобие ласточкина хвоста. Соответственно считалось, что Ишим, также протекающий внутри предполагаемой излучины Иртыша, течет в западном направлении и, смешавшись с некоторыми другими реками, стекает в северо-восточную часть Каспийского моря. Наконец, возможно, Гардизи, который является нашим главным источником относительно пути к кимакам, свел воедино несколько вариантов маршрута.
Что касается границ, то наш источник утверждает, что восточными соседями кимаков были хырхызы (подтверждается в § 14), тогда как Ауфи (см. примечание к § 14), указывает местонахождение кимаков к северу от хырхызов. Фактически, с кимаков наш автор начинает описание самого северного пояса тюркских племен: кимаки, гузы, печенеги, хифчахи и маджгари (Majghari), и нам еще предстоит увидеть сколь важные выводы следуют из этого распределения в отношении определения местонахождения маджгари (§ 22). Тот факт, что "Artush" и "Atil" помещены к югу от кимаков, означает лишь то, что они жили за этими реками. [Кроме того, **[at.l] в этом месте может быть всего лишь неправильно понятым **[r.s]/[as.s]] [2] Направление на хифчахов и Северные земли, те и другие помещены "к западу от кимаков", следует принять за северо-запад. Похоже, все указывает на то, что основная территория кимаков располагалась в Западной Сибири, к северу от Иртыша, скажем, вплоть до Оби. [3] Гардизи утверждает, что область кимаков очень холодная, и что зимой они уводят своих лошадей в место **[uktagh] (Ük-tagh) в стране **['raq] (возможно **[aghraq], ср. примечание к § 12, l7.). С другой стороны (§ 5, 19.) утверждается, что некая гора, по-видимому Урал, простирается "между концом границы русов и
1. Или двенадцать, если у хакана был еще собственный клан.
2. Однако см. примечание к § 6, 43. по поводу того, что Волга берет начало на Алтае (!).
3. На карте Кашгари реки (с юга на север) Ila, Art.sh, река без названия и Y.mar показаны впадающими в озеро. Y.mak (Yimäk - клан наших кимаков(Kimäk)) показан на левом берегу Art.sh, а J.m.l и Qay - на реке без названия. **[y.mar] *Yumar = Обь, ср. Бартольд, Vorlesungen 96.
306
началом границы кимаков", что, по-видимому, означает, что два народа примыкали к противоположным сторонам хребта, не являясь непосредственными соседями друг друга. Это может указывать на то, что кимаки (или по крайней мере их хифчахская ветвь, § 21) распространились в какой-то период до южной части Урала. Набеги кимаков затрагивали и того большее пространство, поскольку, как упоминается в § 12, 10., J.mlikath в стране тогузгузов был подвержен их нападениям.
В § 6, 42. Artush описан протекающим между гузами и кимаками, но в § 18 гузы не упомянуты в числе ближайших соседей кимаков, хотя те, как утверждается, посещают страну гузов зимой. Эту последнюю подробность может пояснить Мукаддаси (Maqdizi), 274, у которого при перечислении владений зависимых от Исфиджаба (§ 25, 84.) утверждается, что Сауран (Sauran) (= § 25, 90. Sabran) был пограничной заставой (thaghr) против гуззов (Ghuzz) и кимаков, а Sh.ghl.jan - пограничной застaвой в направлении к кимакам. Согласно этим указаниям, во второй половине десятого века область вдоль правого берега Сырдарьи (Jaxartes) также граничила с территорией кимаков.
Переходя к дорогам, ведущим к кимакам, в первую очередь следует отметить указание более ранних Ибн Хордадбеха, 28, и Кудама, 209, которые делают Тараз (§ 25, 93.) отправной точкой пути к резиденции владыки кимаков. Местонахождение первой стоянки на этой дороге (**[kuyk.t], или **[kwak.t]), а соответственно и начальное направление пути, по-прежнему неясны, но Кудама, 20510 и 26216, утверждает определенно, что по левую сторону, i.e. к северу от дороги Taraz - Kulan расположена песчаная пустыня, которая простирается до территории кимаков. Тот факт, что путешественник, прежде чем выступить из *Kuvekat(-а), должен был набрать запасов еды (Ибн Хордадбех) на 80-дневное путешествие, также предполагает северное направления через степи. В любом случае, дорога к кимакам проходила совершенно отдельно от дороги, соединявшей Тараз с Семиречьем, см. примечания к §§ 15-17 и § 25, 93. Маршруты Мис'ара ибн ал-Мухалхила (Mis'ar b. Muhalhil), Marquart, Streifzüge, 79, и Идриси, Marquart, Komanen, 111-12, весьма запутаны и практической помощи оказать не могут. Единственное подробное описание пути к кимакам имеется у Гардизи, 83. Оно начинается из совершенно другой точки (примерно 850 км к северо-западу от Тараза в направлении перелета ворон) и его участки последовательно следующие:
a. от Parab(-а) (написано **[bara ab] /**Фараб/, ср. § 25, 88.) до дих-и нау (Dih-i Nau) (§ 26, 29.) ;
b. пересекаются река и пески, именуемые **[u(d?)uq.m.n] (или **[uluq.m.n] /**Уюкман(?)/);
c. пересекается река **[s.quq] (или **[s.fuq]) /**Сокук/ за которой начинаются солончаки (cр. § 7, 81.) (**наверное, правильно - § 7, 18.), продолжающиеся до K.ndav.r-taghi /**горы Кендыр-тагы/ (§ 5, 12.)
d. лесистые берега "той же самой" реки (S.quq) продолжаются до истока реки, берущей начало от большой горы K.ndav.r;
e. от этой горы дорога 5 дней идет вниз по лесам к реке ** [as.s] /**Асус/ (§ 6, 41.), воды которой черны, и которая течет с востока к Табаристанскому (Каспийскому) морю;
f. от Асуса (Asus) к следующей реке **[art.sh] (§ 6, 42.), где начинается граница кимаков. Это большая река и воды ее черны.
Marquart, Komanen, 205, принимает **[s.quq] за Сары-су, которая течет с
Карта VII. Территория кимаков - гузов.
308
севера на юг и исчезает в песках к северо-востоку от города Перовск; он отождествляет *Kundavar с Улу-тау (Ulu-tau), а **[as.s] с Ишимом * **[ishim] и в конце концов прослеживает дорогу к Иртышу **[art.sh] в направлении Павлодара. Это весьма остроумное предположение. Отождествление K.ndav.r (возможно *Känd-ür вместо Kändür) с (**горным массивом) Улу-тау (Ulu-tau - "Большая гора", ср. § 5, 12.), являющимся заметным естественным ориентиром (2 070 футов), представляется весьма соблазнительным. Кроме того, названия двух истоков Сары-су, берущих начало у этих гор: Сары-Кенгир (Sarı-Kängir) и Кара-Кенгир (Qara-Kängir) имеют отдаленное сходство с *Kändür.[1] В прочем, следует помнить о том факте, что начальной точкой данного маршрута у Гардизи является Dih-i Nau = Yängi-känd = Qaryat al-haditha, располагавшийся в окрестностях современного Казалинска, примерно на 280 км ниже Перовска по течению (**Сырдарьи)! Чтобы добраться до Сары-су не было никакой необходимости спускаться по Сырдарье почти к самому ее устью. Если мы примем отправную точку Гардизи, то скорее всего нам следует отслеживать путь в северном направлении от Казалинска, приняв первую реку (b) за Иргиз, а *Suquq (c) - за Тургай (Turghay); [2] после пересечения последней реки дорога следует ее западным (правым) берегом к ее истоку; K.ndav.r будет представлять собой водораздел между Тургаем и левой излучиной Ишима, где две реки подходят совсем близко друг к другу; за Ишимом дорога, вероятно, продолжая следовать по течению реки, достигает Иртыша. Это альтернативное предположение имеет существенный недостаток, который заключается в том, что водораздел Тургая и Ишима образован весьма незначительными высотами (северными отрогами Улу-тау), и я не знаю как примирить это с данными Гардизи, если только не предположить, что он в своем описании каким-то образом объединил сведения о двух разных дорогах к кимакам. Как быто ни было, при нынешнем состоянии наших знаний, не следует так легко жертвовать отождествлением K.ndav.r - Улу-тау. [3]
До сих пор мы придерживались предположения, что **[art.sh] соответствует Иртышу, вопреки описанию течения Асуса (Asus) у Гардизи, а также **[r.s] и **[art.sh] у нашего автора, который представляет эти реки
1. V.s., примечание к § 5, 12. Возле Каркаралы (Qarqarali) (§ 18, 2) имеется пик Кент (Kend) (4,644 футов), но поместить Каракаралы на нашем пути затруднительно. [Относительно K.ndav.r v.i., стр. 324, а также русскую и грузинскую фамилию Кандауров]
2. [Поскольку в тексте Абульгази (v.i. 3) **[argh.z sav.q] обозначает область рек Иргиз-Тургай, Savuq по всей видимости относится к реке Turghay, которая никаким другим образом не упоминается в этом подробном перечне. Весьма соблазнительным представляется сопоставление названия Savuq - "холодный" с **[s.quq] Гардизи, которое уже Маркварт объяснял как тюркское слово со значением "холодный". В таком случае вероятность моего толкования маршрута Гардизи (как проходящего вдоль рек Иргиз и Тургай) существенно увеличивается.]
3. Семенов, o.c., 354-5, упоминает дорогу, соединяющую Атбасар, расположенный на Верхнем Ишиме (в прочем, circa 450 км от ближайшей точки на Иртыше), с Улу-тау (circa 400 км), а затем идущую в южном направлении к селению Сузак, расположенному к востоку от Сырдарьи (Jaxartes), примерно в направлении древнего Тараза (еще 625 км). Приблизительно в 50 км к югу от Улу-тау находятся три гробницы 19-ого века казахских (i.e. "киргизских", согласно терминологии применявшейся до 1917 года) ханов. Дорога Атбасар-Сузак представляет собой интересную параллель "Кимакской дороге", по крайней мере в связи с описаниями древних географов.
309
текущими в западном направлении. В последнем случае этими двумя реками могут быть Илек (Iläk) и Яик (Yayıq) (см. примечания к § 6, 41. и 42.), а путь следует представлять идущим в северо-западном направлении. [1]
1.2. "Andar az Khifjaq" по-видимому образует северо-западный предел территории кимаков, в то время как Qarqarkhan ( ?) был ее южным пределом. Если слова о том, что Иртыш протекает "между" кимаками и гузами, не понимать слишком буквально, можно предположить, что это Каркаралы, расположенный в гористой местности к югу от Иртыша, и circa 350 км к юго-западу от Семипалатинска. В нашем переводе (v.s. стр. 100) я предварительно объяснил этот термин как "Cis-Khifchaqia", но если az в данном случае замещает idafat, этот термин может означать "Внутренняя (область) Кифчака (**английский текст без артикля - Khifchaq)". [Ср. Х.-А., fol. 3а13].
3. Местонахождение Y.ghsun-yasu зависит от идентификации двух рек. Реальные Иртыш и Волга расположены слишком далеко друг от друга. Кроме того в § 18, 3. **[at.l], по причине графической ошибки, может обозначать реку, упомянутую в § 6, 41. (**"... река РАС (RAS) (?), протекающая на севере в стране гузов")
[Дополнительное замечание. Сочетание **[y.fsun yasu] до некоторой степени напоминает названия двух народов Крайнего Севера, известных мусульманам соответственно как **[yura] (или **[yughra]) и **[wisu] (или **[isu]), см. ссылки у Маркварта, Arktische Länder. В Canon(-е) Бируни эти два народа упоминаются в самом конце таблицы координат, после седьмого климата. ** [(?b?).l.d alsu] (читай: **[b.l.d isu]) имеет пояснение: "С ними торгуют булгары", а второй народ описан следующим образом: ghiyad Yura wa hum mutawahhishun yuta-jiruna mu'ayanatan" "леса Yura, которые дики и торгуют обменивая предметы, помещенные на виду".
Wisu обычно отождествляют с финским племенем весь (см. примечания к § 44), а Yughra - с уграми остяками (**ханты) и вогулами (**манси) (v. i., § 22).
В 1216 н.э хорезм-шах Мухаммед возглавил экспедицию против Кадыр-хана (Qadir-khan), предводителя канглы (Qanqlı). [2] Гузгани, доступный в переводе Раверти (Raverty), стр. 267, утверждает, что он "проник вплоть до Yighur'ов Turkistan'а, так далеко на север, что подошел к северному полюсу и достиг местности, где сумрачный свет никогда не исчезает из виду", и т.д. Этот фрагмент явно инспирирован рассказами о землях Крайнего Севера, которые, начиная со времени сообщения Ибн Фадлана (Йакут, i, 755-6), были в ходу у мусульман.
Заходил ли хорезм-шах так далеко на север в действительности - это другой вопрос. Из авторов, сообщавших о том же походе, Насави (Nasawi), изд. Houdas, стр. 9, упоминает в связи с этим **[ma? argh.z] "реку Иргиз", а Джувейни, i, 101, рассказывает о Кара-куме /**другой вариант прочтения - Каракорум/, которым владели канглы (**[q.raq.m ka mud.'] ...
1.О причине возможного смешения маршрутов, v.s., стр. 305, строка 11.
2. Br. Mus. Add. 25. 785 (fol. 145a) **[q.d.r khan ka b.s.r shq.fan t.tar bud], что я читаю как: ki bi-sar-i *Qanqliyan-i Tatar bud. Канглы имели тесные связи с кипчаками, ср. Barthold, Vorlesungen, 114 и 116. Последние ранее принадлежали к кимакской федерации, которая согласно Гардизи включала и подразделение татар (которое следует отличать от позднейших монголов!). Поэтому комбинация из названий у Гузгани вполне допустимая. О связи Кадыр-хана с "Yimak" ср. Raverty, стр. 1097.
310
... [aqam.t q.nql.yan bud]) и двух реках **[qili] и **[qim.j]. İrghıs Насави не может быть одной из более северных рек с названием Иргиз (İrghıs), впадающей в Волгу ниже Самары; у Абульгази, изд. Desmaisons, стр. 10, улус Шибана, западными пределами которого были Яик и Сырдарья, включал в себя как İrghıs-Savuq так и Qara-qum, которые, вероятно, совпадают с соответствующими названиями и местами, упоминаемыми у Насави и Джувейни. [1]
Одно можно сказать наверняка: до конца двенадцатого века существовала какая-то связь между кифчаками (кланом которых, возможно, были канглы) и неким племенем, называвшимся Yighur или Yughur. В одном документе 578/1182 года, происходящем из канцелярии хорезм-шаха, Бартольд, Туркестан, 370, (а также тексты i, 79) хорезм-шах фиксирует подчинение Алп-Кара Урана (Alp-Qara **[uran]) со всем племенем кифчаков, добавляя, что тот прислал в стан шаха своего старшего сына с большим числом **[yughur zadkan] (вар.**[(?b?)ughur azkan]). Весьма вероятно, что еще одно указание на это же название имеется у Масуди, Muruj, i, 213, где, описывая Черный и Белый Иртыш впадающими в Каспийское море (v.s., §6,42.), он отмечает, что на их берегах располагается царство **[kimak bighur]. Вместо восстановления Маркварта *Kimäk-yagbhuy (противоречащего Гардизи, 83, который называет предводителя кимаков shad-tutuq /**Шад-тутук/) я бы восстановил это название как *Kimäk- Yighur ( **[yighur]) и сопоставил с **[y.ghur] [2] у Гузгани и вышеприведенным **[yughur].
Согласно тексту Масуди, таково было название территории кимаков или подразделения кимаков. Выражение Yughur-zada ( = *banu Yughur) выглядит более предпочтительным в связи с последним предположением. Конечно же, вполне возможна и некоторая путаница у наших авторов, но вне всяких сомнений это племя кимаков не имело никакого отношения к северянам Yughra.
Тот факт, что наша (**область) [y.ghsun yasu] описывается расположенной между Atil (*Asus ?) и Иртышом (Artush), напоминает природные условия, описанные в Muruj, i, 213, и по крайней мере наша § 6, 42. (**АРТУШ (Иртыш?) ... начинается на горе (которая находится на границе между кимаками и хырхызами) ... протекает между гузами и кимаками пока не достигнет селения Джубин (*Чубин) в стране кимаков; затем она изливается в реку Атиль) соответствует одной из рек Масуди. Первый элемент [y.ghsun] может быть легко переправлен на * * **[y.ghur] ( **[буква син] может представлять собой неправильное прочтение длинного соединения между буквами [гайн] и [вав]). Труднее обстоит дело с [yasu]. Поскольку по-тюркски уası означает "широкий", не может ли оно в данном случае означать "равнина" ? Факт тот, что Yası засвидетельствовано как название города на Сырдарье (Yaxartes) по крайней мере с двенадцатого века, см. Бартольд, Vorlesungen, стр. 141.]
4. **[n.m.k.ya] весьма вероятно* **[y.mak.ya] Yimakiya ? По поводу расстояния в 80 дней см. Ибн Хордадбеха, 28, который считает от Тараза до **[kuyk.t] 7 фарсахов, а оттуда 80 дней до резиденции (maudi') властителя кимаков, ditto (**также) у Кудама, 209, 262.
5. Dih-i Chub (§ 6, 42. и 43. Dih-i Chubin) "Деревянное селение"; вместо него, v.s., § 6, 43. Мис'ар ибн ал-Мухалхил (Mis'ar b. Muhalhil) рассказывает о городе гузов, построенном из камня, дерева и тростника.
1. Пески Кара-кум (Qara-qum - **совр. Приаральские Каракумы) находятся к юго-западу от озера Чалкар (Chalqar - **совр. солончак Челкар-Тенгиз, Шалкартениз), в которое впадает Иргиз (Irghiz).
2. Раверти не приводит арабского написания для Yighur, которое он обнаружил в некоторых из своих MSS., однако судя потому, что в манускриптах Британского музея (Br. Mus. MSS. Add. 26. 189 (fol. 129b) и Add. 25. 785 (fol. 145a)) написано . . . (?) **[ta b.q.h.r (?) t.r k.stan ... b.r f.t] можно предположить, что в оригинале было * **[y.ghur].