Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky
§ 14. Рассказ о стране хырхызов
К востоку от нее страна Китай и Восточный Океан; к югу от нее, пределы тогузгузов и некоторые местности халлухов; к западу от нее, (местности) страны кимаков; [к северу от нее, местности] Ненаселенных Земель Севера (virani-yi shamal).В [отдаленной] части страны их (andar nahiyat az vay) нет жителей (hich abadhani nist), и та (область) есть Ненаселенные Земли Севера, где люди не могут жить из-за сильного холода. Из этой страны доставляют в больших количествах мускус, меха, дерево khadang, дерево khalanj, и рукоятки ножей, изготовленные из khutu (dastayi-kar-i khutu, читай: kard-i khutu). Властитель их именуется хырхыз-хакан (Khirkhiz-khaqan). Эти люди имеют нрав диких зверей (tab'-i dadhakan), и (у них) грубые лица (durusht-swat) и редкие волосы. Они необузданы (bidadhkar) и немилосердны, (зато они) хорошие воины (mubariz) и (**имеют склонность к войне, английский текст - warlike) воинственны. Они состоят в войне и во враждебных отношениях со всеми народами, живущими вокруг них. Их богатство (khwasta) состоит в хырхызских товарах (jihaz-ha-yi Khirkhiz - **по версии В.В.Бартольда "хырхызские повозки"), овцах, коровах и лошадях. Они странствуют (mi-gardand) вдоль рек, травы, (хороших) климатов и лугов (marghazar). Они почитают (buzurg darand) Огонь и сжигают умерших. Они - владельцы (khudavandan) палаток и войлочных жилищ, и охотники и убийцы дичи (nakhchir-zan).
97
1. FURI (Quri ?), название племени, которое также принадлежит хырхызам, но проживает к востоку от них и не смешивается с другими частями хырхызов. Они - людоеды (mardum-khwar) и (**лишены жалости/милосердия, английский текст - merciless) безжалостые. Прочие хырхызы не знают их языка (zafan-i ishan digar Kh. nadanand), и они подобны дикарям (va chun wahshiyand).
2. По эту сторону от Furi (az zir-i vay) находится город K.M.JKATH, где проживает хырхыз-хакан.
3. K.SAYM, название рода (qaum) хырхызов, которые со своими войлочными жилищами утвердили себя на склонах гор (babarakuh). Они охотятся ради меха (mu), мускуса, [рога] khutu, и тому подобного. Они - племя отличное от хырхызов. Язык (sukhan) их ближе к халлухскому, а одеваются они как кимаки.
За исключением местопребывания (nishast) хакана, ни один из разрядов хырхызов не имеет вовсе (al-batta) ни селений, ни городов.
282
Комментарий к § 14. Хырхызы
Marquart, Komanen, 65-8; Бартольд, Киргиз в EI, и Киргизы, исторический очерк, Фрунзе = Бишкек, 1927 (важное историческое эссе, написанное Бартольдом по просьбе Киргизской Советской Республики, в котором также используются и сведения Х.-А.).
Этот весьма древний народ, впервые упоминаемый китайцами в 201 до н.э., [1] жил к северу от Саянских гор в верховье Енисее. Судя по тому как описывают внешность кыргызов (Qırgız) китайские и мусульманские источники (голубые глаза, рыжие волосы, белая кожа) [2], изначально они не принадлежали к тюркскому расовому типу, вероятно они были тюркизованными "Енисейскими остяками". Около 710 года н.э. тукюэ-ские (T'u-chüeh) правители Монголии совершили победоносный поход в страну киргизов (Qirghiz), однако окончательное завоевание произошло только в 758, после того как власть в Монголии перешла к уйгурским тюркам (Uyghur Turks). В 840 году киргизы восстали против своих господ, изгнали уйгуров из Монголии и создали новую империю кочевников, которая просуществовала примерно до 917 года, когда кидани (K'itan (Qitay)) объединили под своей эгидой Северный Китай и Монголию. Каган (хакан) (qaghan (khaqan)) киргизов вернулся в старую резиденцию на Енисее, и мусульманские сообщения о киргизах, вероятно, имеют в виду именно эту стадию киргизской истории. [Однако см. § 3, 1. и стр. 94, l. 11.]
Гардизи, 86, описывает путь от тогузгузов к хырхызам, который можно разделить на четыре части: (a) От **Чинаджкета (Chinanjkath) в **Хасан (Kh.s.n), оттуда в **Нухбек (Nukhb.k), а оттуда до **Кемиз-арта (K.miz-[art]); путешествие длится 1-2 месяца по степи, поросшей травой, и 5 дней по пустыне, (b) От Кемиза (K.miz-art) до **Манбек-лу (Manb.klu); [3] 2 дня среди гор, после чего начинается лесная местность; затем идут степи, родники и охотничьи угодья пока не будет достигнута высокая гора **Манбек-лу (Manb.klu), поросшая лесом и изобилующая черными куницами, серыми белками, мускусными оленями и дичью. (c) От **Манбек-лу(Manb.klu) к **Кёгмену (Kukman) (Kökmän), по дороге вдоль которой встречаются пастбища, приятные ручьи и дичь в изобилии; за 4 дня путешественник достигает горы **Кёгмен (Kökmän), высокой и весьма лесистой; здесь дорога сужается, (d) От **Кёгмена (Kökman) до **стана киргизов (hayita): 7 дней по дороге, на которой встречаются степи, зелень (sabzi), вода и деревья, растущие настолько близко друг к другу, словно они специально созданы для того, чтобы не пропустить врага. Эта дорога подобна саду вплоть до упомянутого стана, где расквартировано войско (lashkargah) хырхызов.
Расстояния указаны нечетко. Как говорилось в примечании к § 12, 8.,
1. Китайская транскрипция (Ch'ien Han-shu) названия Киргиз Kien-k'un объясняется у Pelliot как имитация (монгольской?) формы единственного числа: Qirqun, которому во множественном числе соответствует Qirqis, см. Jour. As., апрель 1920, стр. 137. L. Ligeti, Die Herkunft des Volksnamens Kirgiz, в Körösi Csoma-Archivum, i, 1925, стр. 1— 15, принимает Qirq-is как древнетюркскую форму множественного числа от qırq - "40 - сóрок".
2. Гардизи, 85, сообщает легенду, согласно которой основатель племени хырхызов был славянин (!): "признаки славянского происхождения до сих пор заметны у хырхызов, а именно их рыжие волосы и белая кожа." /**признаки славянского происхождения [еще] заметны в наружности киргизов, именно красные волосы и белая кожа/
3. В Кембриджской рукописи (Camb. MS., fol. 182a) эти 4 последние названия имеют соответственно следующие формы: (**для Kh.s.n) или , и **[kh.nin]; Nukhik; K.mraz и K.miz; Man.nkbu и Matiklu.
283
K.miz-art может располагаться на южной окраине Тарбагатайского хребта. Manb.klu grosso modo (** в общих чертах) соответствует Алтайским горам. Кёгмен (Kökmän), также известный по Орхонской надписи, ср.. Thomsen, Les inscriptions, стр. 149, n. 24, больше походит на (** хребет) Танну-Ола (к югу от Урянхая) [1] чем на Саянские горы (к северу от Урянхая). Резиденция хакана, вероятно, находилась на верхнем Енисее, в Минусинском крае, знаменитом своим превосходным климатом и живописной природой. См. Карту i.
Гардизи упоминает 3 дороги, бравшие начало на хырхызской территории: (a) идущая по направлению от севера к югу (правда, описанная в обратном направлении); (b) западная дорога, ведущая к кимакам и халлухам; (c) дорога, идущая в восточном направлении к большому племени Furi (v.i. 1.).
В нашем источнике территория хырхызов представлена протянувшейся вплоть до Северных Ненаселенных Земель и Восточного океана (§ 3, 1.). На западе от кимаков (§5, 12. и § 18) их отделяет гора. Поскольку кимаки проживали на Иртыше, этой горой, вероятно, является Алтай (= Manb.klu, v.s.). В § 6,41. говорится, что от той же самой горы [или ее продолжения?] начинается река "Ras". Гора Tulas (Töläs, Tölös), где также пребывали хырхызы (§ 5, 8.), может быть еще одним названием Алтая, заимствованным из другого источника и ошибочно помещенным к северо-западу от Иссык-Куля (ср. §§ 16 и 17).[2] Некоторые отдельные группы племени могли доходить даже до бассейна Тарима: они упоминаются в окрестностях Кашгара (§ 13, 1.) и наиболее определенным образом в B.njul(-е) (§ 15, 12.) (**правильно § 15, 13.), который, если верить нашему автору, представлял собой хырхызский анклав внутри территории халлухов. [3]
1. Гардизи, 86, дает гораздо больше информации относительно Furi (**фури). Как он утверждает, есть два варианта пути от хырхызов на восток, один из которых проходит по пустыне и занимает три месяца, а другой, более северный, занимает всего лишь два месяца, но он более трудный, поскольку по узкой тропе приходится пересекать леса, болота и многочисленные ручьи. В болотах [4] живут дикари, которые не общаются с другими людьми и не понимают их языков. Они одеваются в шкуры, питаются дичью, их верования запрещают им прикасаться к одежде других людей. Их семьи сопровождают их во время военных походов. Добычу они уничтожают, берут у врага только оружие. Если хырхызы захватывают их в плен, то они отказываютя принимать пищу. Мертвых они вешают на деревья, чтобы их тела разложились и т.д. Если понимать текст буквально, он указывает, что названные дикари встречаются на
1. Ср. Самойлович, в Comptes-Rendus de l'Academie de l'U.R.S.S., 1934, No. 8, стр. 633.
2. Название очевидно связано с известной тюркской федерацией (Töläs, Tölis, Tölös, по-китайски T'ieh-lê, Thomson, Inscriptions, 61, Chavannes, Documents, 87) к которой изначально принадлежали уйгуры. Позднее (** конец 7-ого века н.э.), Эльтерес-каган (** известен также как хан Кутлуг/в Тан шу - Гудулу/ Eltärish qaghan - отец Бильге-кагана) создал племена Töläs и Tardush (Thomsen, Inscriptions, 103, ZDMG, 1924, 147), которые Томсен, ibid., стр. 174, понимает как "два больших племени, или точнее административных подразделения восточных тюрков". /**толос, тардуш/
3. Это утверждение необязательно связывать с эпохой империи киргизов, см. Бартольд, Предисловие, стр. 28. B.njul-ская группа могла быть всего лишь колонией киргизов.
4. Гардизи, 8432, читай: ab-gir как двумя строчками ниже!
284
пути к Furi, но в таком случае странно, что Гардизи не дает отдельного описания названного "большого племени". Согласно нашему автору сами Furi и были этими дикими людьми. Furi следует поместить в районе Байкала. Рашид ад-Дин, изд. Bérézine, Труды ВОРАО, vii, 168, упоминает в окрестностях этого озера следующие племена: Quri ( **[quri], ср. с нашим **[furi]!), Burghut, Tümät, Bayluk "которые есть некоторые из монгольских племен".[1] /**"кори, баргу, тумат, байаут"/ Бартольд, Киргизы, 23, отождествляет Quri с гу-ли-гань (Ku-li-kan), которых Тан шу (T'ang-shu) относит к Tölös-ской федерации тюркских племен (к которой также принадлежали уйгуры, § 9, v.s., стр. 196, 266, n. 1 ), помещая их к северу от Han-hai и к югу от озера Байкал. [2] В орхонских надписях название курыкан (Qurıqan - **курыканы/гулигань) дважды упоминается вслед за названием кыргыз. [3] Эта идентификация немного осложняется наличием в некоторых мусульманских источниках племенного названия **[qun]. Главным из них, похоже, является Бируни, см. Tafhim, изд. Wright, стр. 145:
"Шестой Климат начинается с области Восточных Тюрков, таких как Qay, Qun, хырхызы (Khirkhiz), кимаки (написано: Kumak) и тогузгузы, и (в нем расположена) страна туркоманов, Фараб (Farab), страна хазар (Khazar) и северная (часть) их моря". [4] Сирийская карта, описанная у A. Mingana (v.s., стр.182) также указывает на крайнее восточное местоположение шестого климата:
"Qarqir (*Qirqiz); Qai и Qun; страна тюрков и монголов". Ауфи (писавший после 620/1231 года) упоминает тюркское племя [m.rqa] также названное [qun], которое нехватка пастбищ вынудила покинуть страну Khita. После чего они подверглись нападению другого племени - Qay, и ушли в страну Сары (Sari). [5] Что привело к дальнейшим перемещениям: народ Сары
1. А не "die zum Teil Mongolstämme sind" (**часть из которых - монгольские племена), как переводит Маркварт в Komanen, 135.
2. См. T'ang-shu, перев. И.Бичурин, i, 439, ср. Chavannes, Documents, 87—8. Согласно Бартольду, в поздней Юань ши (Yüan-shi) народ Ku-li помещен у реки Ангары (вытекающей из о.Байкал). Ср. также Bretschneider, Mediaeval Researches, i, 24, где приводится сообщение Елюй Чу-Цая (Yeh-lü Ch'u ts'ai) (около 1224 года н.э.), утверждающее, что местность Ko-fu-ch'a в эпоху династии Тан называлась Ku-Li-han. Бретшнайдер считает, что это самое Ko-fu-ch'a относится к Дешт-и Кипчак ( ?), однако соображения министра Чингис-хана о Ko-fu-ch'a (расположенной к северу от Yin-du = Хиндустан!) вряд ли были переданы в точности. [Marquart, Arktische Länder, 281, помещает Qurıqan к востоку от Байкала.]
3. Thomsen, Inscriptions, 98: "Tab-ghach, Tüpüt, Apar, Apurım, Qırqız, Üch-Qurıqan, Otuz-Tatar, Qitay, Tatabi"; ibid., 102: "Qırqız, Qurıqan, Otuz-Tatar, Qitay, Tatabi", cf. Thomsen, ZDMG, 1924, стр. 147. Относительно этих названий см. Schaeder, Iranica, 1934, стр. 39. [В Огуз-наме слово qurıqan, или *qorıghan похоже имеет значение "палатка", см. Pelliot T'oung-Pao, 1930, стр. 290. Трудно сказать, связано ли это слово с названием племени, поскольку мы не уверены в произношении первого гласного - u/o. в связи с сокращенной формой *Qurı (< Qurıqan) представляет интерес свидетельство Юань ши.]
4. Этот же текст, очевидно заимствованный из Tafhim, имеется у Йакута, i, 33. Ср. Wiedemann, Geographisches von al-Biruni, в Sitzungsb. d. Physikalisch-medic. Societät zu Erlangen, Band 44 (1912), стр. 18. В прочем, стоит заметить, что названия Qun и Qay отсутствуют в описании "Климатов" в Canon'е Бируни.
5. Возможно, имеется в виду бассейн реки Сарысу, в области между Иртышем и Сырдарьей, v.i., § 18. Ибн Хордадбех, 29, и Кудама, 206, упоминают селение Sarigh (**Сариг) в 4 фарсахах к западу от города хакана тюргешей (Türgish-khaqan), т.е. вероятно к западу от р.Чу. Как известно, тюргеши делились на "черные" и "желтые" (по-тюркски sarıgh>sarı) кланы. Так что Сарысу и Sarigh могут быть связаны с этим названием, селение же, возможно, было не чем иным как колонией "желтых" кланов, множество из которых расселилось в долине Сарысу (?).
285
ушел в страну туркоманов, а гузы (т.е. туркмены!) в страну печенегов возле Армянского моря (v.i., примечания к § 19). После Marqa-Qun'ов Ауфи упоминает хырхызов, которые жили между "летним востоком" ("aestival east" - **место восхода солнца летом) (mashriq-i sayfi) и кимаками (жившими к северу от хырхызов). Вне всяких сомнений **[qun] и **[quri] обозначают один и тот же народ, и Бартольд в своем издании текста Ауфи приводит следующие варианты: **[qun], [q.ri] (Британский музей Or. 2676) и **[nun]. Маркварт принимает прочтение Qun и смело использует его как отправной пункт для ряда искусственных гипотетических построений, нацеленных на доказательство тождественности Qun и позднейшего Qoman (в венгерском Kún), см. Komanen, 7730. С точки зрения лингвистики Qun не может объяснить Qoman, все еще ожидающего своего толкования. Следовательно прочтение Quri, встречающееся в более древнем источнике, из которого происходит информация Х.-А. и Гардизи, и имеющее явные параллели в китайских и древнетюркских источниках, является предпочтительным при нынешнем состоянии наших знаний. [1]
У Бируни, на Сирийской карте и у Ауфи название Qun объединяется в пару с названием другого народа - [qay] (Йакут: [qani]), неоднократно встречающимся у Кашгари, чей перечень (i, 28) внешнего пояса тюркских племен (в направлении от запада к востоку) выглядит следующим образом: печенеги, кифчаки, огузы, йимаки, башгырты, басмылы, Qay, Yabaqu, татары. На карте Qay представлены на левом берегу реки Yumar (Обь), а к югу от них находятся Jumul (из племен внутреннего [в направлении от севера к югу] пояса). Далее (i, 30) Кашгари утверждает, что Jumul, Qay, Yabaqu, татары и басмылы имеют собственные языки (возможно диалекты?), но в то же время хорошо говорят "по-тюркски". В китайских источниках и Орхонских надписях название Qay отсутствует, и можно предположить, что изначально это племя не входило в ранние объединения (Толос, тюркское, уйгурское). В эпоху Кашгари Qay похоже пришлось переместиться к западу, возможно вслед за Quri/Qun'ами, следы которых в Diwan lughat al-tu'rk, написанном в 1077 году н.э. [2], не обнаруживаются.
Самым восточным из тюркских (?) племен наш источник считает Furi<*Quri. В то же время в описаниях провинций Китая встречаются такие названия как: **[say] (§ 9, 2d) и **[quri] (§ 9, 2h). Есть искушение отождествить первое из них с [qay] (с местонахождением указанным у Бируни), а последнее счесть не более чем повторением
1. Что касается другого названия Qun/Q.ri у Ауфи, а именно **[m.qa] (вариант: **[mr.dmi]- "люди, народ"), которого нет в других источниках, нужно вспомнить два селения на реке Лена (севернее и южнее Якутска), называющиеся Markha, а также озеро Marka [Marqa ?]-kul (35х15 км), расположенное в южном Алтае севернее озера Зайсан. Озеро может указывать на один из этапов скитаний племени *Marqa.
2. Кашгари проводит различие между Qay и Qayıgh (i, 56), считая последних одним из 22 кланов огузов. На этом различии настаивал также M. F. Köprülü-zade, Ilk mutasavvifler, Istanbul, 1919, стр. 146. Эти названия нередко смешивали, и даже **[qani] у Йакута (i, 33) скорее отображает *Qayi(gh), а не Qay.
286
**[furi] (§ 14, 1.), легко объяснимым в случае перечисления, производимого в обратном направлении (**т.е. с востока на запад). Если подтвердится приемлимость этого предположения, остальные загадочные "китайские" провинции (§ 9, 2.) также следует объяснять через тюркский и родственные языки.
2. Город **[k.m.jk.s] K.m.jkath, согласно Бартольду, может соответствовать Mi-ti-chih-t'o, упомянутому в качестве царского стана киргизов в Тан шу (T'ang-shu), Schott, über d. ächten Kirgisen, 1865, стр. 434. В таком случае наше название следует восстановить как **[m.k.jk.s] [Идриси, i, 500, называет главную реку страны хырхызов, т.е., по всей очевидности, Енисей: **[m.n.khaz], что может быть искажением названия столицы.
3. Судя по сходству некоторых черт K.saym ( **[k.s.ym]) и более западных племен, они вероятно жили западнее собственно хырхызов. Возможное восстановление этого названия - *Kishtim ( **[k.shtim]), народ, завоеванный Чингис-ханом одновременно с киргизами. Аристов, Заметки об этническом составе тюркских народов (Notes on the Ethnical Composition of the Turkish Peoples) (на русском языке), Живая старина, vi, 1896, стр. 340, видит в них какое-то тюркизованное енисейское племя (китайское: динлин - Ting-ling); в русских документах семнадцатого века тюркизованные данники киргизов называются кыштым. [А.З.Валиди напоминает мне о тюркском городе **[k.r.shim] упоминаемом в Мешхедской рукописи Ибн ал-Факиха, но его местонахождение мне невполне ясно.]