Я перевел это дело на русский с английского сокращенного перевода книги "Universum Protobulgaricum, Band I, Inschriften und Alphabet der Urbulgaren", Peter Dobrev, Sofia, 1995, сделанного самим автором. If you don't mind to read it all in English, here you are. От себя я добавил кое-какие замечания, выделенные курсивом и ***.

Еще по теме см.: Живко Войников "Алано-Древнеболгарское письмо" (ссылка для скачивания, объем 25 Mb, формат pdf).

II. PROTO-BULGARIAN RUNIC INSCRIPTIONS

10. Протобулгарские надписи Плиски.

На каменных плитах Плиски было найдено множество рунических знаков, однако долгое время они оставались нерасшифрованными (см. L Doncheva-Petkova. Symbols on archaeological monuments of the VII-X cc., Sofia, 1980). Было бы интересно попробовать их прочитать с помощью мурфатларского алфавита.

1. Начнем с 2 довольно коротких надписей, первая из них выгравирована на черепице из крыши, вторая - на глиняном кирпиче:

Слово IK появляется еще раз в другом месте - записанное греческими буквами на строительном блоке (см. L Doncheva -Petkova, Op. cit., table XXII, Fig. 50).

У ряда восточных народов (например у талышей, когда-то населявших долину реки Булгар-чай на Кавказе) слово IK означает "вниз, снизу". Также в грузинском языке IK означает "здесь, неподалеку отсюда" а AKE - "там выше (над)" (сравните с выражением A KI в первой надписи).

Возможно, что и в протобулгарских надписях слова IK и KI означали "над" и "под". Они появляются на строительных блоках, как указание строителям в какой именно части кладки здания следует их установить. Слово A (в выражениях A KI и A IK) в некоторых кавказских языках означает "эти" и, следовательно, A IK может переводиться как ЭТО(т) - СЮДА, ВНИЗ, а A KI - как ЭТО(т) - НАВЕРХ. Похожие выражения встречаются и в ряде памирских и дардских языков.

Как и во многих других случаях, этот вариант протобулгарского языка связан с двумя языковыми группами - восточно-иранской (включая талышский*** язык) и к кавказским языкам.

*** талышский язык относится к северо-западной группе иранских языков.

Для окончательной дешифровки этих надписей важно привлечь также и кельтские языки, в которых слово IK означает "нечто, лежащее снизу - something that is put below" (см. Etymological Dictionary of the Gaelic language, Glasgow, 1982, p. 211), а выражениеA KI означает "поверх дома, на крыше" (см. English Cornish Dictionary, Maracion, 1977, p. 207, 221).

2. Следующие надписи из Плиски и окрестных поселений не менее интересны. На каменном блоке, бывшем когда-то частью какого-то строения, написано:

Что означают эти слова, помогают предположить опять же кельтские языки. В языках этой группы до сих пор можно встретить выражение HI INNES - Эти - на фасад (переднюю сторону) - THESE - TO THE FRONT. Так что эта надпись тоже была инструкцией для строителей, указывавшей с какой стороны (крепостной) стены поместить этот большой каменный блок. (см. English Cornish Dictionary, p. 309).

3. На другом каменном блоке мы находим следующие знаки:

У этой надписи есть одна особенность: сначала была вырезана только первая ее часть, а вторая добавлена позже. С помощью кельтских языков первую часть можно перевести как: Йову - приветствия (TO JOV - GREETINGS), т.е. Юпитеру - приветствия. По-кельтски Юпитер также называется JOU, а JUS - это приветственный возглас, обращение к богам. Слово IIS, добавленное сбоку, соответствует кельтскому JES: (я) клянусь!

Эта надпись весьма характерна. Она показывает близость протобулгарского языка одновременно памирским и кельтским (языкам). В этом нет ничего удивительного, ведь известно, что предки кельтских народов - например киммерийцы, в древности граничили с Персией.

4. На фрагменте керамики, куске черепицы для крыши, написано короткое слово KUISI, что по-кельтски означает "форма, образец". На киммерийском языке это слово звучит точно так же, как и на нашей надписи. Мы не знаем, почему это слово написано на черепице для крыши, но можем предположить, что эта черепица служила образцом при производстве других таких же.

5. На каменном блоке из Плиски написаны следующие знаки:

= KUTH (тыльная(задняя) сторона, нечто спрятанное) - Celtic

Этот блок предназначался для установки во внутренней(тыльной) части стены, и надпись это подтверждает.

6. У входа в пещеру в Крагуево есть 3 знака:

Первый представляет собой лигатуру букв H и A. Второй является вариантом буквы O, известным по другим протобулгарским надписям. Третий знак - это хорошо известный знак AN, который встречается как в Мурфатларе, так и в Болгарии Кубрата. Особое положение знака AN говорит о том, что текст состоит из двух слов - HAO AN.

По-кельтски HA означает С(вместе), поэтому HAO AN можно перевести С БОГОМ (ВПЕРЕД) - WITH GOD FORWARD, как гласит похожее болгарское выражение. Так что возможно HAO AN у входа в пещеру представляет собой что-то вроде клятвы. Однако первое слово HAO допускает и иное толкование - у иранских народов существует такое приветствие как HAI или HAO, заключающее в себе пожелание благополучия, удачи. В таком случае HAO AN может означать "Добро пожаловать - I welcome you".

Интересна еще одна деталь, возможно намеренно заключенная в этой надписи: если оба слова прочитать слитно, то получится HAOAN, что похоже на кельтское слово HAUN (означающее - вход в пещеру).

7. Еще одна надпись - , вырезана на каменном блоке в Плиске (см. L Doncheva Petkova, Op. cit., table XX). Это иранское приветствие в протобулгарской среде. У памирских народов оно сохранило свою первоначальную форму - HO. Начальный символ встречается очень часто как отдельно стоящий символ на различных священных предметах протобулгар, в Мадаре на скале был найден ряд из этих символов:

Также он часто встречается на многочисленных сосудах из Мадары (см. L Doncheva-Petkova, Op.cit., table XX). Эти знаки показывают, что в духовной жизни протобулгар немалую роль играли слова восточного происхождения, использовавшиеся как особые приветствия и клятвы.

8. До сих пор неизученной остаются следующие протобулгарские надписи:

Они содержат слово AM и различные формы IO и OI. Все эти надписи были сделаны на черепицах для крыши из Плиски и Мадара.

AM это состочное слово, означающее КРЕСТ, знак креста. В талышском слово AM, также означающее крест, похоже на древнеегипетское название креста ANGH, на письме обозначавшееся знаком креста. Стоит заметить, что крест как символ служил идеограммой для понятия небо во всех клинописных системах (шумерской, аккадской), хотя cамо слово "небо" писалось иначе, (см. G. Angelova, Morphological and syntactic structures, S., 1984, p. 2).

Протобулгарское слово AM начинается со знака, похожего на крест, поскольку крест напоминает буква А в одной из версий протобулгарского письма.

У многих восточных народов слово ANGCH означает не только крест, но и "знак, символ" вообще, и от него происходит понятие ANT - "клятва - OATH". Поэтому можно предположить, что выражение JOAM означало "священный символ JO " (т.е. Юпитера) и было вырезано на черепице крыши в качестве оберега.

В те времена клятвы часто сопровождались ритуальным целованием священных символов. В кельтским языках слово AM означает "поцелуй". Это приводит к предположению, что выражение JOAM имеет отношение к древнему ритуальному выражению. Мы видим здесь и кельтское слово JO (Юпитер) и кельтское слово "поцелуй" (AM). JO AM могло означать Клятва перед лицом Юпитера - THE OATH BEFORE JO, Поцелуй Юпитера - THE KISS OF JO или Священный символ Юпитера - A HOLY SYMBOL OF JO.

Это одна из наиболее сложных для перевода и, в то же время, наиболее интересных протобулгарских надписей. Форма протобулгарской буквы A (в этой надписи) совпадает с формой египетского креста, но кроме того нужно учесть и тот факт, что в протобулгарском языке священный обряд - клятвенный поцелуй, назывался AM. Интересно рассмотреть историю специфической, крестообразной формы буквы А. Она (эта форма) сохранялась в Болгарии очень долгое время, возможно из-за сходства с глаголической буквой А. Не так давно было найдено кольцо с надписью '+сенов(о) кольцо' (т.е. кольцо Асеня). Оно оказалось в церкви 40 Святых Мучеников в Велико Тырново, принадлежавшей династии Асеня. Буква А имеет в той надписи ту же форму, что и в надписи из Плиски (см. M. Shopova "Car's grave, discovered in Turnovo ", "24 hours", 21.07.1992.). Кому именно из Асеней принадлежало кольцо пока неясно, оно было найдено в той галерее, где была могила и кольцо Калояна, брата Асеня I. Вышеупомянутое кольцо принадлежало либо Асеню II, либо другому младшему члену семейства, но скорее всего Ивану Асеню I. Он выбрал старое написание начальной буквы вероятно из-за его сходства с христианским крестом.

Обращение к протобулгарскому алфавиту показывает, что он не был потомком куманов, как полагают многие историки, нет он был болгарин, и довольно грамотный для своего времени. Имя Асень происходит от названия местности откуда вышли протобулгары. В Эламе это слово существовало в форме ASSEEN, а в Персии и Парфии - Ahsen. Так что Асень вряд ли происходит от распространенного у куманов имени Хассан (Hassan). По-эламски это означает 'знатный человек, сановник', Хассан же это арабская форма. Асени придавали этому имени особое значение и потому приставляли его к своим личным именам: Иван-Асень, Калоян-Асень, Михаил-Асень, Константин-Асень.

9. В районе Мадары на скалах (on the rocks) также немало надписей-клятв. Например, в центральном святилище Мадары можно обнаружить следующую короткую надпись:

Эти знаки относятся к той версии протобулгарского письма, которая распространена в районах Провадии и Тарговища. Само же слово ANN довольно хорошо известно. Оно напоминает уже упоминавшийся символ AN, и может быть связано как с понятием божества так и с древнеегипетским словом ANKH.

Следующая надпись вырезана на скале (on rock) в Калугерице (Kalugerica):  = HOS. Толковать ее можно как при помощи иранских, так и кельтских языков. По-кельтски слово HJUS означает "священный, волшебный", а в иранских языках есть слова HUDO (Бог) и HASHI (солнце).

Еще одна надпись-клятва происходит из Мадары. Буква L в ней выглядит также как она писалась в Равне и Крепче, и расшифровка сравнительно проста:

Первое слово 'E' - это определенный артикль иранских и кельтских языков, а второе слово - 'LI', по-кельтски означает "клятва". 'E LI' можно перевести как "это клятва".

На скале в Преславе есть следующая надпись: , вероятно упоминаящая Юпитера - JOV или JOU.

Также над входом в пещеру в Мадаре написано слово TIH, которое означает по-кельтски "монастырь, место для уединения":

= tigh (Celtic)

Как мы видим, вокруг древней столицы существует немало протобулгарских надписей разнообразного содержания. В отличие от Мурфатлара, где большинство надписей имели религиозное содержание, надписи Плиски делались порой с довольно прозаическими целями - для маркировки строительных блоков крепостных стен или образцов при производстве глиняных кирпичей и черепицы. Итак у протобулгар не только было собственное письмо, но к тому же оно было довольно распространено у населения столичной области страны. Использование двух версий алфавита лишний раз доказывает то, насколько прочно они укоренились в повседневной жизни людей.

11. Что означает символ IYI со стен Плиски ?

Символ IYI встречается в Плиске и Преславе 50 раз, а в целом по Болгарии - 157 раз. Читая его с помощью протобулгарского алфавита получаем слово IUI (или JUJI). Оба символа весьма распространены в мурфатларских надписях, и правильность их прочтения сомнений не вызывает.

Значение слова JUJI может быть выведено из древнеэламских надписей, выполненных так называемым протоэламским алфавитом. В них встречается сочетание знаков, которое французские палеографы, первооткрыватели этих надписей, прочли как JU, т.е. довольно близко к JUJI. В эламском, как я писал в одной из предыдущих книг, есть набор слов (преимущественно личных имен), которые напоминают протобулгарские: SHILHAH, KIRMESH, ASEEN и др.

Все это так бы и осталось гипотезой, если бы не было и других фактов. Слово U по-шумерски означает "солнце", по времени оно может быть увязано с эламским языком. Похожее слово существует и в древнеегипетском языке, но там оно означало второе по важности небесное тело - Луну. Для ряда кельтских народов слово подобного вида обозначает Юпитер - JUV в кельтской и IOVIS в латинской форме.

От корня U - солнце, в шумерском языке было образовано слово UD (праздник), которое в форме JAD или JOI перешло в некоторые иранские языки.

Эти примеры показывают, что протобулгарское слово JUI имело отношение к какому-то небесному телу, скорее всего Солнцу. Сочетание IYI напоминает эламское, особенно в своих наиболее ранних вариантах. То, что IYI обозначало солнце подтверждается и бронзовой rosette, найденой в Плиске, на фронтальной стороне каждого из 7 лучей которой написано по названию небесного тела, а на обратной стороне стоит сочетание IYI (на рисунке пунктиром):

Figure 4. The bronze rosette from Pliska.

Логично предположить, что эти 3 знака на обратной стороне представляют собой символ солнца. В древнем мире солнце считалось правителем всех звезд, и, помимо обычных протобулгарских обозначений небесных тел, rosette был иллюстрирован также и древним символом эламского происхождения. У некоторых народов Памира, например бартангов (Bartangs) и вахан (Bakhans), амулеты и по сей день день называются JU KAL (буквально: клятва солнцу; KAL - клятва, волшебное слово). На двух сторонах rosette из Плиски представлены 2 различных стиля - обычный протобулгарский стиль, характерный для Мурфатлара, и сильно вытянутое изображение символа IYI, напоминающее стиль протоэламского письма.

Рассмотрим более длинные надписи, содержащие сочетание IYI . В первой из них оно стоит в окружении двух других знаков - один перед, другой после него (см. Supplement 3, 3). Эта и остальные надписи того же типа располагаются плотной группой, где дополнительные знаки, представляют собой отдельные слова. Попытка прочесть их с помощью мурфатларского алфавита приводит к следующим результатам:

Некоторые различия в написании знаков связано с исползованием двух версий письма: более древней, родственной письму Элама и Парфии, и поздней, отражающей высокую степень развития и стандартизацию протобулгарского алфавита. Надпись SHO JUI выполнена в первой версии, т.е. знаки обоих слов напоминают эламский тип письма. То же справедливо и для надписей JUI DOANU и EO JUI, знаки которых представляют древний парфянский тип. Остальные 4 надписи представляют дальнейшее развитие протобулгарского алфавита, они выполнены буквами мурфатларского типа. Существуют также примеры замены букв старого типа новыми, как в надписи SHO JUJ JO, что доказывает, что оба типа письма использоались одним и тем же народом - протобулгарами.

Слова этих надписей помогают прочесть восточно-иранские языки. SHO значит "делать счастливым, развлекать", HE - "играть, тацевать", ESH "петь" а IHSH - "любить". JO значит "дорогой, милый" а DOANU - a "просьба, мольба". Эти короткие слова легко будут поняты в областях, где когда-то проживали протобулгары. Все они принадлежат к почти однородным понятиям : удовольствие, радость, развлечение, любовь и обещание Богу.

Есть и еще кое-что. К слову SHO (делать счастливым) восходит иранское SHEN ('веселый'). Это слово до сих пор звучит на болгарских народных гуляниях, особенно свадьбах, когда в кульминационный момент празднования один из гостей возглашает: "SHEN BADI KUME!", что примерно означает: я приветствую вас - I salute you, желаю вам веселья - I entertain you, я заверяю своим свидетельством этот брак - I witness the marriage! Это выражение особенно типично для Добруджи, т.е. именно той часть Болгарии, которую особенно плотно заселяли протобулгары.

Есть еще 2 слова, напоминающие те, что вырезаны на камнях Плиски, которыми болгары выражают свое веселье. В болгарских народных песнях часто встречаются выражения OI TE TEBE или JOI TE TEBE, для современного болгарского языка звучащие несколько необычно. Зато они вполне понятны иранским народам. В иранских языках они представляют собой обращения к высокопоставленным и почитаемым людям, а также к священным предметам. JOI в восточно-иранских языках буквально означает "дорогой, драгоценный", а JOITE - "я люблю тебя, я восхищаюсь тобой". Еще в болгарских народных песнях часто встречается возглас HEI - типично болгарский, он в то же время является типично восточно-иранским выражением. В некоторых областях Болгарии также встречается выражение "ESH" или "ESEI", похожее на слово EHSH. EHSH харктерно для иранских народов, а ESH появляется в надписях Плиски.

В древности солнце считалось воплощением божества жизни и радости. У большинства всех восточных народов служители обращались к солнцу в моменты наивысшего экстаза. От него они получали благословение на совершение наиболее важных деяний - заключение браков, строительство крепостей, производство земледельческих и виноградарских работ. Так что, SHO JUI вполне вероятно могло означать "Make you happy, sun!", HE JUI - "Rejoice, dance sun!", IHSH JUI - "Love us, sun!", JO JUI - "Oh, dear sun!" , а JUI DOANU - "Sun, I swear to you!" или "Sun, to you I address my prayer!".

Нет сомнений, что все эти надписи обращены к одному и тому же божеству по имени JUI и им может быть только солнце. JUI соотносится с древним шумерским названием солнца и эламским символом U, но не менее интересно и то, что согласно прекрасному знатоку древнеиндийской культуры В.Евтимову (см. V. Evtimov, Yoga, S., 1992, p. 16), JUI на языке Вед, древнейших санскритских текстов, означает " союз с богом".

О поклонении протобулгар солнцу писал в X в. Иоанн Экзарх (John Exarch) в своем "Шестодневе". Теперь же мы знаем слова с помощью которых они выражали свои верования. На особом праздничном хлебетрадиционно выпекаемом болгарами до сих пор можно увидеть три знака, составляющих слово JUI. Эти символы на хлебе означают:"Благослови нас, солнце!" Арабский автор аль-Балхи сообщает, что верховного бога болгар называют EDFU. Это близко к иранским JAD, JED (праздничный, солнечный), и может быть переведено как "солнечный бог". Следует отметить, что слова EDFU и TANGRA (обнаруженное В.Бешевлиевым в протобулгарской надписи) имеют шумерское происхождение. Первое слово происходит от шумерских понятий U (солнце) и UD (праздник), второе восходит к тому же корню, что и шумерское Dingir - бог, от которого существует ряд производных, например: кельтские слова tingir (клянусь перед богом) и tigarna (бог), восточноиранское слово tagra (здоровый, благословенный богом), а также в ряде языков кот него происходят понятия, связанные огнем и грозой - tandra (молния) в сарыкольском языке (один из иранских языков Памира), tenior (загоревшийся - ignited) в кельтском, Donner (гром) в немецком и т.д. Благодаря своей древности шумерское dingir и иранское tandra (владение, обладание - possession) распространилось среди народов алтайской группы языков, что привело многих авторов к заблуждению, будто протобулгары почитали бога, носившего тюркское имя. В тюркских языках, однако, нет достоверного толкования значения слова 'Tangra'***, а вот в иранских и кельтских оно есть - "бог огня и грома".

***все-таки не удержусь от того, чтобы напомнить, что имя тюркского (и монгольского) верховного небесного божества - (Кок-)Тенгри - трактуется как (голубое-)небо. О.Сулейменов тоже возводит это имя к шумерскому корню. Возможно это и так, но в протобулгарский язык этот корень попал все-таки скорее из тюркского, чем из шумерского языка.

12. Тайна священного числа протобулгар - числа 7.

Символ обозначающий число 7 присутствует у протобулгар во всем, что касается небесных тел. Не менее замечательно также и то, что сам этот знак по своим очертаниям напоминает звезду. Совпадение ли это?

В ранних шумеро-аккадских письменах нередко встречается иероглиф в форме звезды. Особенно часто он оказывается рядом с рисунками, изображающими правителей Шумера. Видимо, это был символ царской власти, дарованной властью небесной. Эта звезда сопровождала и изображения ассиро-вавилонских царей, при этом она имела 7 лучей - по числу известных на тот момент звезд (небесных тел) и частей света (continents). Тотже символ позже использовали и Сасанидские правители. Как этот знак звучал неизвестно, но можно предположить, что в те давние времена, когда он был иероглифом, он состоял из одного звука или одного слова скорее всего со значением "звезда". Шумеры называли звезды словом SHUM, к которому восходят такие слова как SHEN (яркий), SHUB (святой- holy) и т.д. Отсюда можно предположить, что знак, имевший очертания звезды, тоже звучал SHUN или по крайней мере как звук типа SH.

Ряд болгарских царей также имеет изображения со звездами вокруг головы, особенно эта традиция характерна для самого раннего периода в истории Болгарского государства. Лучший пример такого изображения печать Тервела, на которой рядом с лицом правителя видны 2 звездообразных символа (см. V. Beshevliev, Op. cit., Supplement). После всех свидетельств о связях протобулгар с древними цивилизациями Ближнего и Среднего Востока этот факт не вызывает удивления. Звездные символы расположенные рядом с головой Тервела идентичны звездам из Мурфатлара.

Звездообразный символ, развившийся в знак царской власти, соответствовал звуку "SH", поскольку в протобулгарском языке с него начиналось слово звезда. Цифровое значение протобулгарского символа звезды - 7, также тесно связано с его значением символа царской власти, т.е. оно включало в себя как почитание 7 небесных тел, так и идею о том, что царская власть простирается в 7 направлениях (т.н. "семь климатов").

Вернемся к одной из самых загадочных протобулгарских реликвий - бронзовой розетке из Плиски. Эта звездообразная розетка содержит 14 знаков - по 2 знака на каждом из 7 ее лучей (см.выше рис.4), на обратной стороне ее стоит сочетание знаков JUI. Розетка поражает изяществом работы - она отлита из бронзы в отличие от других, небрежно вытесаных амулетов.

На одном из лучей можно ясно прочесть слово SAN, поскольку эти знаки нам известны по надписям Кавказа и Мурфатлара. На другом луче находится слово BJA (или BE), на следующем - HJA (или HE), далее IO, NON, KHE и наконец SHR (или SHAR).

Форма розетки особенно важна для толкования слов. 7 лучей, содержащих каждый по одному, отличному от остальных, слову, указывают на концепцию 7 небесных тел. И действительно, тщательное изучение слов, написанных на розетке, показывает, что все они напоминают названия звезд на древних языках. Так, слово SAN похоже на аккадское название луны - SIN, которое преобразовалось в санскрите в форму SHANA. UO напоминает название планеты Юпитер из протобулгарской надписи, NON напоминает шумерское название планеты Венера - NANA, и т.д. В таблице ниже перечисляются все слова с розетки и соответствующие им астрономические понятия:

Rosette    Аналогии в древних языках Ближнего Востока
SHAR      SHARU (Солнце)
SAN         SIN, SHANA, SAN-DIRA (Луна)
BJA          BEL, BIBU (Марс)
HJA          HA-BATU (Меркурий)
UO           UO, UMUN-PADUA, JOV (Юпитер)
NON        NANA, NAHIT (Венера)
KHE         KAIMANU, KEIWAN (Сатурн)

(См. A. Deimel, Schummerisch-akkadisches Glossar, Roma, 1934; P. Jensen, Kosmologie der Babyloner, Strassburg, 1974; E. Bicherman, Chronology of the Ancient World, London, 1971.)

Каждому слову с этой розетки в языках шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской групп народов соответствует название небесного тела. Короткие названия почти полностью совпадают, а те что подлиннее подверглись сокращению, но во всех этих случаях первые 2 буквы древних названий сохранились.

Другим важным моментом является то, что все эти звезды перечислены в том самом порядке, в каком они располагались в астрономических системах древних народов. Так называемая гармоническая система (harmonious system) расположения небесных тел помещала солнце на первое место, затем шла Луна и остальные 5 планет - Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Это гармоническое расположение планет породило название римских, а позже и европейских дней недели *** (исторически первым днем недели считалось нынешнее воскресенье в англ.яз. Sunday (в английских календарях, кажется, это до сих пор первый день недели) - воскресенье, итал.яз. lunedi - понедельник (в англ.яз. Monday, moon - Луна), martedi - вторник ), mercoledi - среда, giovedi - четверг(в англ.яз. Thursday - день Тора, германский бог Тор как аналог римского бога Юпитера - Iove), venerdi - пятница (в англ.яз. Friday - день германской богини Фрейи), Saturday - суббота).

Розетка из Плиски указывает прямую связь предков болгар с древними цивилизациями Ближнего и Среднего Востока. В древности было принято сокращать названия планет, и эти сокращения, иногда до одного знака, затем станли символами, обозначающими эти планеты.

В древности предметы подобные этой розетке иногда содержали некое дополнительное послание, сокрытый в the ordering. Дополнительная информация была закодирована путем тщательного подбора сокращений для использованных слов. 3 особых знака на обратной стороне нашей розетки заставляют предположить, что они были нанесены не только как указание на имена 7 небесных тел, но и для чего-то еще. Эти 3 знака (столь типичные для протобулгарских памятников, что некоторые ученые сочли их гербом правящего клана DOULO) указывают на то, что у этой розетки был владелец, по заказу которого она и была изготовлена.

Прочитаем по часовой стрелке слова на 7 лучах, начиная с Юпитера. Юпитер следует выбрать за точку отсчета, поскольку он занимал важное место в пантеоне протобулгар и пользовался у них особым почетом - его считали хозяином времени, божеством, которое держит в своих руках нить, соединяющую прошлое с будущим. В результате читаем: UONONKHE SHAR SANBEHE. Текст разбит на 3 слова, включая особенно характерное для шумеро-аккадского мира слово SHAR.

SHAR имело много значений в древних культурах Востока. Оно означало и небесные тела, и "хозяин". UONONKCHE, которое также можно прочесть и VONONTE, было именем нескольких исторических личностей - например Парфянский царь Вонон (Vonones), его наследник Vonones***(?ВалогезI - парф.Валараш?), второе имя или точнее даже звание завоевателя Бактрии, кушанского правителя Канишки (Канишка) звучало Uanando Bagolago. Все эти имена основаны на эпитете Vanand ('победоносный, дарованный милостью богов'), который имеет очень древнее происхождение корнями уходящее в шумеро-аккадскую культуру, и оттуда попавший в санскрит. Поскольку в восточно-иранских языках "o" замещается звуком "a" (что так же характерно для современных мунджанского и таджикского языков), в древнепарфянском этот эпитет произносился как VONONES, а у кушан - как UANAND. Еще более любопытно употребление этого имени в протобулгарском контексте: в одном из армянских источников протобулгарского правителя жившего во времена армянского царя Аршака, звали VANAND, и жил он в долинах Кавказа. Затем изменения вынудили его и его народ переселиться в Армению. Происходило это не позднее 350-360 н.э. (а может и раньше), но кроме кратких сообщений в армянских источниках других исторических свидетельств об этом нет. Армянские источники называют его Vanand*** или Vund, что предполагает возможную форму его имени - Vonont.

*** Приведу цитату из книги болгарского историка Д.Димитрова Праболгары северного и западного Черноморья (Варна, 1987):"Протобулгары как население земель к северу от Кавказского хребта, упоминаются армянским автором Моисеем Хоренским (Мовсес Хоренаци). В его Истории Армении, написанной в 80-ые годы V-ого века н.э., он говорит о двух миграциях протобулгар с Кавказа в Армению. Первая из них упоминается в связи с походом армянского правителя Вахаршака в земли, "которые древние называли Басен ... и которые затем заселили переселенцы vh' ndur Bulgar Vund, по имени которых эту страну переименовали в Вананд". Вторая миграция, согласно Моисею Хоренскому, имела место во времена армянского правителя Аршака, "когда беспокойства большие произошли в окрестностях великой Кавказской горы, в земле Булгар, многие из которых переселились в нашу землю в местности к югу от Коха". Эти переселения датируются второй половиной IV-ого века н.э. Похоже, "беспокойства", заставившие булгар мигрировать к югу имеют отношение к экспансии гуннов в Восочно-Европейские степи. Истинность факта расселения групп протобулгар в Армении подтверждается некоторыми данными топонимики: река, протекающая по Мунганской степи в южном Азербайджане и впадающая в озеро Махмуд-чала, называется Болгару-чай (Булгарская река), один из притоков реки Аракс, протекающий близ города Карс (местность Вананд) и поныне называется Вананд-чай (река Вананд)." Как видим, у Моисея Хоренского Вананд, Вунд - это название местности, а не имя правителя протобулгар.

Розетка, несущая имя и титул первого протобулгарского принца - Vanant, является весьма ценным историческим источником, поскольку других попросту источников нет. Титул этого принца SHAR очнь похож на памирский титул CHAR, как и на титул CAR, принятый при болгарском дворе во время правления Симеона.

13. Цифры в протобулгарских надписях.

Во многих местах Плиски, Мадары, Преслава, а также в монастырях Равны в районе Провадии были обнаружены идентичные группы знаков:

Частое их использование, а также тот факт, что они появляются вне каких-либо строгих сочетаний относительно друг друга и иногда повторяются по нескольку раз в одной и той же надписи - эти признаки говорят, что вышеупомянутые знаки обозначают числа. Но, к сожалению, долгое время их не удавалось расшифровать.

Несколько лет назад, изучая надписи с территории Болгарии Кубрата, я неожиданно натолкнулся на абсолютно такие же последовательности знаков. Как оказалось, эти цифры были в ходу в этой местности с с очень давних времен - примерно с V-VI в. !до! н.э. (!BC!) (см. G. Turchaninov, Op. cit., Supplements). Протобулгарские знаки обозначали цифры 1, 10, 20 и 100 - т.е. базовые числа, которые были характерны для многих народов.

Вооружившись этими важными данными, можно прочесть различные надписи этого типа с территории современной Болгарии:

Перевод вполне однозначный, к тому же большинство таких надписей было обнаружено на различных товарах, например на готовых амфорах и посуде - вероятно в этом случае цифры указывают на количество произведенной продукции данного вида или на ее емкость. Остальные надписи сделаны на глиняных кирпичах из Мадары и строительных каменных блоках из Плиски. На них цифры означали либо количество кирпичей, использованных при строительстве здания, либо количество блоков, вытесанных группой рабочих. Знаки ставились на внутренней стороне блоков, и впоследствии оказались внутри стенной кладки, это означает, что они были сделаны не после завершения строительства, а во время него или при подготовке к нему.

продолжение следует

ДОМОЙ

НАЗАД

 



Hosted by uCoz