Это перевод англоязычного пересказа монографии Д.Димитрова Протобулгары северного и западного Черноморья (Варна, 1987) (автор английского текста Vassil Karloukovski). If you don't mind to read that stuff in English - here you are.

1. Булгары, уногундуры, оногуры, утигуры, кутригуры.

Считается, что первые сведения о протобулгарах относятся уже к европейскому периоду их истории. Однако недавно Б.Симеонов выдвинул гипотезу, что этот этноним был известен китайцам задолго до того, правда, в несколько другой форме, что связано с фонетическими трудностями передачи иностранных имён и названий в китайском языке. Современные китайцы называют болгар 'ба-го' или 'бао-гуо', и Б.Симеонов пришёл к выводу, что в древности слово 'булгар' должно было звучать 'пу-ку' или 'бу-гу'. Именно такое название племени или группы племён нередко упоминается в китайских источниках в период с 103 года до н.э. по VIII в. н.э. Источники говорят о народе или племени пу-ку/бу-гу***, населявшим как западные так и восточные земли Цетральной Азии, земли к северу и северо-западу от Тян-шаня, Семиречье и западное течение рек Амударья и Сырдарья.1 Интересно, что один из предводителей племени пу-ку, по имени Софу сулифа Кенан Баин, носит титул сулифа, который позже засвительствован также и у дагестанских протобулгар.

***Л.Гумилев, ссылаясь на Бичурина, перечисляет Бугу (бугусцы, пугу) среди 15 племен (слово "бу" Гумилев переводит племя, заметив при этом, что в переводе Бичурина оно означает - поколение) народа теле. Но эти сведения относятся к VII-VIII вв.н.э.

Если свидетельства об азиатском периоде протобулгар носят пока ещё характер гипотезы, то об их жизни в Европе есть, пусть краткие, но вполне надёжные источники. Большинство из этих записей были сделаны на греческом и латинском языках. Есть также сведения, немногочисленные, но весьма важные, в некоторых исторических, географических и прочих трудах восточных авторов - армянских, арабских, персидских, сирийских и т.д. Однако их использование сопровождается серьёзными трудностями, связанными с доcтаточно вольной трактовкой исторических событий и фактов, а также особенностями фонетических систем, которые порой искажают иностранные имена и названия до неузнаваемости.

Самый ранний европейский документ, имеющий отношение к протобулгарам - это так называемый Анонимный хронограф - перечень племён и народов, записанный в 354 году н.э. на латинском языке неизвестным хронистом. Среди потомков Сима он упоминает и неких 'Ziezi ex quo Vulgares'.2

Протобулгары как население земель к северу от Кавказского хребта, упоминаются армянским автором Моисеем Хоренским (Мовсес Хоренаци). В его Истории Армении, написанной в 80-ые годы V-ого века н.э., он говорит о двух миграциях протобулгар с Кавказа в Армению. Первая из них упоминается в связи с походом армянского правителя Вахаршака в земли, "которые древние называли Басен ... и которые затем заселили переселенцы vh' ndur Bulgar Vund, по имени которых эту страну переименовали в Вананд". Вторая миграция, согласно Моисею Хоренскому, имела место во времена армянского правителя Аршака, "когда беспокойства большие произошли в окрестностях великой Кавказской горы, в земле Булгар, многие из которых переселились в нашу землю в местности к югу от Кох(а)". Эти переселения датируются второй половиной IV-ого века н.э. Похоже, "беспокойства", заставившие булгар мигрировать к югу имеют отношение к экспансии гуннов в Восточно-Европейские степи. Истинность факта расселения групп протобулгар в Армении подтверждается некоторыми данными топонимики: река, протекающая по Мунганской степи в южном Азербайджане и впадающая в озеро Махмуд-чала, называется Болгару-чай (Булгарская река), один из притоков реки Аракс, протекающий близ города Карс (местность Вананд) и поныне называется Вананд-чай (река Вананд).

Протобулгары в Восточной Европе IV-V в. н.э. согласно документальным свидетельствам. Миграции протобулгар - Vh'ndur-Bulgar в конце IV в.н.э., и оногуров примерно 463 н.э.

(After D.Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987; The map was produced using XEROX Map Viewer)

С началом набегов гуннов, документальные свидетельства о протобулгарах временно прекращаются. Затем они вновь появляются уже в начале V-ого века, уже на северо-западных склонах Карпат. Согласно лангобардскому хронисту VIII-ого века Павлу Диакону4 булгары, проживавшие в тех местах, напали на своих соседей лангобардов, убили их короля Альгемунда и захватили его дочь. После этого у них было ещё два сраженья, первое из которых они выиграли, а второе проиграли. Судя по всему, в Центральную Европу протобулгары проникли вместе с гуннами. Достоверно известно, что двигаясь на запад, гунны увлекли вместе с собой и многие покорённые ими народы. После того, как гуннский племенной союз потерпел поражение, протобулгары, как и остатки гуннов, отступили и расселились по границам с Византией, вступив с ней в оживленные, иногда дружеские, иногда враждебные, отношения. Первое документальное свидетельство о протобулгарах на Балканах касается той помощи, которую они оказали императору Зенону в борьбе с готами Теодориха, сына Триария.5

С 486 по 488 они сражались с готами как союзники Византии6, а позже - как союзники гепидов7. В те времена протобулгары считались храбрыми и непобедимыми воинами8.

Позже, начиная с 90-ых годов V-ого века, они, самостоятельно или совместно со славянами, неоднократно вторгались на территорию Византийской империи, и были одним из главных её врагов до середины VI-ого века.

Некоторые указания на то, какую территорию занимали протобулгары в течение этих веков, имеются в сочинении готского историка Иордана Гетика9. Согласно Йордану, "за акацирами на берегу Понта проживают булгары, чьё имя прославилось ради возмездия за наши грехи". Их соседями были гунны Alcnagiri и савиры, а дальше жили хунугуры (оногуры), торговавшие собольими шкурками. Таким образом, протобулгары занимали степи к северу и к северо-западу от Черного моря.

В то же самое время, когда к северу от Черного моря, по соседству с Балканскими владениями Византии, проживала большая и мощная группа протобулгар (V-VI вв.), другая часть того же народа жила в степях к востоку оттуда, на северо-востоке Кавказа. История церкви Захарии Ритора, составленная на сирийском языке чуть позже середины VI века10 содержит надёжные сведения о протобулгарах.

Используя некие первоисточники, автор составил список народов, населявших земли к северу от Дербентского прохода (Каспийские ворота) в первой половине VI-ого века:" Страна Базгун ... простирается до Каспийских ворот и моря, которые находятся в землях гуннов. За воротами проживают Бургары (т.е. булгары), у которых есть свой язык, и которые являются народом языческим и варварским. У них имеются города. И аланы - у них пять городов. ... Авнагуры (аунагуры) - народ, живущий в палатках. Авгар, сабир, бургар, алан, куртаргар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсир, кулас, абдель и эфталит - эти тринадцать народов, живущих в палатках, себе в пропитанье они добывают мясо скота, также рыбу и диких животных, и всё, что своим оружием (награбят)."

Булгары и аланы, упомянуты дважды, сперва как оседлое население, имеющее города, а потом среди кочевых народов. Захария Ритор указывает, что протобулгары, имевшие города, населяли земли, находившиеся сразу же за Каспийскими воротами, а другая их часть - степи к северу от Кавказа.

Помимо протобулгар источники говорят и о других этнических группах, которые были в большей или в меньшей степени связаны с протобулгарами, а некоторые из них позже вошли в их состав. Среди них особенно важны оногуры (уногуры). В европейских хрониках они появились в середине V-ого века. Согласно Приску в 463 году Византию посетило посольство сарагуров, урогов и оногуров, которые, будучи вытесненными натиском аваров на запад, завоевали земли акациров и просили Византию о союзе.11

Скорее всего оногуры жили к востоку от протобулгар, вдоль северного берега Черного моря. Согласно сирийской компиляции Захарии Ритора, авнагуры-аунагуры населяли степи севернее Кавказа, ведя жизнь кочевников. Однако, Феофилакт Симокатта12 сообщает нам, что у них были города - и в более раннюю эпоху они построили город Бакат. Точнее указывает место их обитания Космография Равеннского Анонима Ravennatis Anonymi13, который помещает Patria Onogoria к северу от Понта в окрестностях озера Меотида (т.е. Азовского моря).

Судя по некоторым спискам епархий конца VII-ого века или начала VIII-ого века, в VII-ом веке в готской епархии сущесвовало епископство оногурское, что свидетельствует о довольно раннем распространении христианства среди оногуров.14

Оногуры также были знакомы и некоторым восточным авторам, но это имя порой настолько у них исказилось, что его идентификация существенно затруднена, а порой и вовсе невозможна. Больше всего записей об оногурах в армянских источниках. Наиболее ранней из этих работ является труд Эгише (Елише Слово о войне армянской), написанный между 458 и 464 годами15. Эгише упоминает, что к северу от страны Чора (Дербентский проход) живут гунны Хайландур (хайландур'к). У них есть "королевский род", т.е. племенная аристократия, и среди него (неё) получило распространение христианство. Они установили связи с державой Кушанов - в 454 году юный хайландур, служивший персидскому правителю Йездегирду II (438-457) бежал к кушанам и предупредил их о предстоящем нападении персов, и тем способствовал победе кушанов. Согласно А.Д.Гадло тождество хайландуров и оногуров подтверждается фрагментом из истории Эгише, сохранённым армянским автором X-ого века Моисеем Каганкатваци (Каланкатуйским), в котором страна хайландуров называется Агуандрия (Алуандрия), т.е., страна племени Агуандур. Это название напоминает этноним ауангур-авнагур, которым в сирийских текстах именуют оногуров.

К северу от Кавказа тексты также помещают уногундуров, чьё имя очень похоже на оногуров. Большинство хронистов увязывают уногундуров с протобулгарами. Например, византийский патриарх Никифор называет правителя Великой Болгарии хана Кубрата "правителем уногундуров",16 а Феофан Исповедник и Константин Багрянородный безапелляционно утвержают, что болгары, расселившиеся на Балканах, прежде назывались уногундуры.17 18

Армянская география, написанная в VII-ом веке и приписываемая Ананию Ширакаци (?Ширакскому?), также подтверждает родство болгар и уногундуров. Там сказано, что к северу от Кавказа "живут народы турк и булгарк, которые названы по имени местных рек: Купи-булгар(Kupi-bulgar), Дучи-булкар (Duchi-bulkar), Огхондор (Олхондор)-блкар (Oghondor(Olhontor)-blkar) - переселенцы и Чдар-болкар(Chdar-bolkar)".19

Название онгхондор-блкар (Onghondor-blkar) в Армянской географии является вариантом более древнего Vh'ndur-bulgar из истории Моисея Хоренского, таким образом обе работы дают армянскую форму этнонима, который по-гречески звучит уногундур или уногур. Из-за близости как звучания, так и локализации уногур и уногундур, общепринято, что это две письменные формы одного этнонима. Эту версию подтверждает и дьякон Агафий - hartophilacs Констатинопольской патриархии и составитель книги актов VI-ого Вселенского собора 680-681, который в статье (от 713 года) к актам собора называет болгар хана Тервела "уногурами-булгарами".

В Армянской Географии, однако, локализация других трех племен не столь ясна. Следуя замечанию Географии о том, что булгарские племена называются по рекам, историки пытаются выяснить, что это за реки. Почти единогласно признается, что Купи-булгар - это протобулгарское название реки Кубань, древний Куфис. Многие также считают, что Дучи-булгар, следует читать как Кучи-булгар, что указывает на древнее название Днепра - Кочо (Kocho), которое также встречается в Армянской географии. Наиболее смутным представляется местоположение реки Чдар-болкар - ее помещают и в бассейны Big Rombit (Eja) или Дона, и в восточной части Крыма и на севере Дагестана. И что примечательно, в каждом из четырёх названий рек слово "Булгар" имеет разные формы. Это является неоспоримым доказательством существования диалектных особенностей у различных протобулгарских племен, отразившихся даже на их общем этнониме.

Таким образом, источник утверждает, что в IV веке н.э. в степях, расположенных к северу от Кавказа, проживали многочисленные протобулгары, среди которых ведущую роль играло племя, называвшееся Уногундуры (vh'ndur). В эпоху нашествия гуннов часть уногундуров-булгар была вынуждена пересечь Кавказ и укрыться в Армении; другая группа переселилась на запад, на берега Азовского моря. После ухода гуннов в Центральную Европу, часть уногундуров заняла приморскую область Дагестана и стала известна Эгише под названием хайландуры. В начале второй половины V-ого века н.э. часть оногуров была вытеснена сабирами из восточного Предкавказья и расселилась по северо-восточному берегу Черного моря. Агафий (вторая половина VI-ого века) сообщает, что эти оногуры когда-то напали на колхов черноморского побережья, но были разбиты. В память об этом, место сражения и близлежащая крепость были названы Оногурис20.

Другим племенем, родственным протобулгарам, были утигуры. Их упоминает только византийский историк Прокопий Кесарийский, а также его продолжатели Агафий и Менандер, в связи с событиями середины и второй половины VI-ого века. Наиболее подробно об этом написано у Прокопия: "За Сагинами живут многочисленные гуннские племена. Страна та называется Эвлисия, и варвары населяют её морское побережье и внутренние земли вплоть до т.н. озера Меотида (Азовское море) и реки Танаис (Дон). Народ там живущий прежде звался киммерийцами, теперь его называют утигурами. К северу от них располагаются многочисленные племена Антов."21

Таким образом, утигуры занимали низовье реки Кубань. Вероятно именно их предводитель упомянут в рассказе Иоанна Малалы, Феофана и Иоанна Эфесского (John of Ephesus). В 528 н.э. (или 534, согласно Иоанну Эфесскому) этот вождь, по имени Горд (Грод) прибыл в Константинополь с большой свитой. В Византийской столице он принял крещение от самого императора Юстиниана, который наделил его богатыми дарами и отправил его обратно с заданием защищать город Боспор от соседних варваров. По своему возвращению, он, как ревностный христианин, приказал расплавить золотые и серебряные идолы, почитавшиеся его народом. Возмущенные этим поступком, жрецы, поддержанные братом Горда и войском, подняли восстание и убили своего вождя.22

Позже, ценой многочисленных подарков, византийцы сумели вновь обрести дружбу утигуров. В 551 году Юстиниан сумел направить утигуров против родственных им кутригуров, которые своей 12-тысячной армией опустошали балканские провинции империи. Воспользовавшись отсутствием основных сил врага, хан утигуров Сандилх пересек Дон и вторгся в область кутригуров, нанеся им жестокое поражение и обратив в рабство множество женщин и детей. В результате этой войны многие византийцы, бывшие в плену у кутригуров, смогли вернуться домой. В 558-559 годы между утигурами и кутригурами снова случилась война, в результате которой оба племени истощили друг друга настолько, что даже утратили, согласно Агафию, свои племенные имена. Но все же утигуры еще какое-то время сохраняли определенное влияние. Например, их войско, в составе сил тюркютов (тюркского каганата), участвовали в захвате византийского города Боспор.

Кутригуры были племенем, родственным утигурам. Об этом свидетельствует и их легендарная генеалогия, записанная Прокопием:" В старые времена многочисленные гунны, называвшихся киммерийцы, населяли земли мною уже упомянутые. У них у всех был единый правитель. Случилось так, что у одного их царя было два сына: одного звали Утигур, а другого Кутригур. После смерти отца они разделили власть между собой и дали свои имена подданым им народам, так что и поныне часть их называется утигуры, а часть - кутригуры." Эта легенда подтверждается ответом хана Сандилха на просьбу императора Юстиниана напасть на кутригуров: "Это бесчестно и недостойно, истреблять наших соплеменников (кутригуров), которые не только говорят на языке, одинаковом с нашим, и являются нашими соседями, носят такие же одежды и ведут такую же жизнь, но ещё и наши родственники, хотя и подчиняются другим предводителям." Кутригуры заселяли земли к западу от Азовского моря и реки Дон. В середине VI-ого века они возглавляли могущественный союз племен способный осуществлять серьёзный натиск на балканские провинции Византии, захватывая там огромную добычу и обращая в рабство десятки тысяч византийцев.

Кровопролитная междоусобица утигуров и кутригуров в 50-ые годы VI-ого века истощила силы и тех и других. Авары, пересекши Волгу в 558, легко покорили их. Задержавшись ненадолго в восточно-европейских степях, авары, вместе со значительной частью кутригуров были принуждены тюркютами (ту-кю) уйти в Центральную Европу, в Паннонию. О присутствии кутригуров в Центральной Европе свидетельствует сообщение Менандера о том, что в 558 году 10-тысячная армия кутригуров, следуя приказам аварского хана Баяна, вторглась в Далматию и разграбила ее.

Относительно происхождения утигуров и кутригуров существует множество различных точек зрения. Некоторые (V. Zlatarski, V. Gjuzelev, Iv. Bozhilov) полагают. что утигуры и кутригуры представляют собой соответственно восточную и западную ветви протобулгар, другие (Д.Ангелов) считают что это были два различных, хотя и близкородственных, племени протобулгар. Особенно близкие связи были у протобулгар с кутригурами, которые жили на соседних территориях. В эпоху их совместных нападений на Византию и их объединения в военно-племенной союз сперва протобулгар, а позже и кутригуров, последние постепеннно вошли в состав протобулгарской группы. Начиная с VII-ого века этноним кутригуры вытесняется этнонимом булгары, хотя в ряде случаев их ещё называют "котраги". По сути дела, утигуры и кутригуры упоминаются в течение ограниченного периода (три декады - 50-ые-70-ые годы VI- ого века н.э.) ограниченным числом авторов. И с конца VI-ого века в Европе это название заменяет термин "булгары". Например, Феофилакт Симокатта (24) рассказывая о походе 596 года византийского полководца Петра против славян, сообщает о том , что в окрестностях города Асимунт (Asimunt), находившегося в устье реки Осум (Osum), располагался тысячный отряд булгар, подчинявшихся аварскому хану. У Фредегария, в его рассказе о борьбе за власть в аварском каганате, разгоревшейся между представителями аваров и булгар в 631-632 годах, замещение этнонима кутригуры термином булгары происходит ещё более наглядно. Кроме того, этот рассказ свидетельствует о росте численности булгар. Победа аварского претендента вынудила 9 000 протобулгар покинуть Паннонию и искать убежища у баварского короля Дагоберта.

References:

[1] B.Simeonov, Iztochni izvori za istorijata i nazvanieto na Asparuhovite b'lgari, Vekove, VIII, 1979, v. 1, pp.49-54

[2] Th. Momsen. Ueber den Chronographen von Jahre 354. - Abhandlungen der phil. - hist. Classe der kais. saechsischen Geselshaft der Wissenschaften. I, Leipzig, 1850, S. 547 flg.

[3] Istorija Armenii Mojseja Horenskogo, II izd. Per. N. O. Emina, M., 1893, s.55-56.

[4] Paulus Diaconus. Historia Langobardoum. - Monumenta Germaniae historica. Scriptores rerum Langobardicum et Italicarum, saec. VI-IX, p.55-56

[5] Ioanes Antiochenus. Excerpta de insidiis. Ed. Carl de Boor. Berolini, 1905, frgm.96, p.136

[6] Magnus Felicius Ennodius. Opera. - Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi, VII, Berolini, 1885, p.205

[7]   Paulus Diaconous. Historia Romana. - Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi, II, Berolini, 1879, p. 213-214

[8] M.F.Enodius. Opera, p.205-206

[9] Jordanes, Getica. - Monumenta Germaniae historica. Auctores antiquissimi, V, 1. Berolini, 1882, p.63

[10]  N.V. Pigulevskaja, Sirijskie istochniki po istorii narodov SSSR, Moscow-Leningrad, 1941, pp.3-9

[11] Priscus. Excerpta de legationibus. Ed. S. de Boor. Berolini, 1903, p. 586

[12] Theophilactus Simocatta. Historae. Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1887, p.259

[13] Ravennatis Anonymi, Cosmographia. Ed. M. Pinder et G. Parthey. Berolini, 1890, p.170-171

[14] G. Moravcsik. Zur Geschichte der Onoguren. - Ungarusche Jahrbuecher, X, 1930, S. 64

[15] Egishe. O Vardane i vojne armjanskoj. Per. s armjanskogo akad. I.A. Orbeli. Erevan, 1971, s. 31.

[16] Nisephorus Patriarcha. Breviarium. Ed. C. de Boor, p. 24

[17]  Theophanes Confessor. Chronographia. Ed. C. de Boor, I-II, Lispiae, 1883, p.357; Constantinus Porphyrogenitus. De thematibus et de administrando imperii. Bonnae, 1840, p.46

[18] Istorija agvan Mojseja Kagankatvaci, pisatelja X veka. Per. s armjanskogo K. Patkanjan. Sankt-Peterburg, 1861, s. 11. Compare A.V. Gadlo, Etnicheskaja istorija Severnogo Kavkaza, s.55-56

[19]  K. Patkanov. Iz novogo spiska "Geografii", pripisajvaemoj Mojseju Horenskomu. - Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveshtenija, 1883, ch. CCXXVI, s.21-32

[20]  Agathiae Historiarum libri V. - Ed. L. Dindorf. HGM, 1871, p.217. 243

[21]  Procopii Caesariensis. Libri de bellis VIII. - Opera omnia. Ed. J. Haury, I-III, Lispiae, 1905-1913, p.501-502

[22]  Ioannis Malalae Chronographia. - Rec. L. Dindorf. Bonnae, 1831, p. 431;  Theophanes. Op. cit., p. 176

[23]  Menandri Fragmenta. Excerpta de legationibus. - Ed. C. de Boor. Berolini, 1903, p. 170

[24] Theophilactus Simocatta, Historiae, - Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1887, p.251-251

[25] Fredegarius Scholasticus, Chronica. Ed. B. Krusch, Hannoverae, 1886, p.157

Сабиры, барсилы, беленджеры, хазары.

Другой этнической группой, имевшей отношение к протобулгарам были сабиры. Изначально они проживали в Западной Сибири, которая и получила свое название от них. Согласно Приску, в середине V века они завоевали земли оногуров, сарагуров и урогов, находившиеся в степях северо-западного побережья Каспия. Особенно большую активность они обрели в VI веке, когда создали мощную федерацию родственных племен, получившую название "Царство гуннов". Они были весьма многочисленны и могли собрать 20-тысячную армию хорошо вооруженных конных воинов. Они были настоящими мастерами военного дела и умели делать такие осадные машины, которые не были известны даже персам и византийцам.

Сабиры очень рано вступили в контакт с хазарами, и поэтому многие восточные авторы их путают. После поражения их (сабиров) основных сил от аваров, хазары возглавили сабиро-хазарскую федерацию. Неизвестно почему и когда именно часть сабиров была вынуждена переселится на север, в область среднего течения Волги, уже заселенную протобулгарскими племенами. Их (сабиров) главный город Сувар позже стал одним из крупнейших центров Волжской Болгарии.

Еще одним племенем, имевшим близкие контакты с протобулгарами были барсилы. Они упоминаются только в документах второй половины VI века в связи с пересечением Восточно-Европейских степей аварами (псевдо-аварами). Согласно Феофилакту Симокатте,26 когда авары появились в их землях "барсилты (т.е. барсилы), уногуры и сабиры были поражены ужасом ... и почтили пришельцев бриллиантовыми дарами." Этноним баграсик, включенный в список степных народов, живущих к северу от Дербента в сирийском сборнике Захарии Ритора, скорее всего также относится к барсилам. Более точные сведения о барсилах содержатся в так называемом Новом Списке Армянской Географии VII-ого века. Там рассказывается, что в дельте Волги "есть остров, где народ басли (т.е. барсилы) укрывается от бушки (булхи - булгар) и хазар... Остров носит название Черный из-за множества басли, живущих там вместе со своим скотом." Под "островом" скорее всего имеется в виду участок земли между рекой Восточный Маныч и современным устьем Волги. Эта область с давних пор называется "черные земли"и поныне используется населением Северного Кавказа под зимние пастбища. Очень важным замечанием армянского географа является упоминание о многочисленных стадах скота, что указывает на то, что барсилы были типичными кочевниками.

М.И.Артамонов27 помещает Берсилию на севере современного Дагестана, но эта точка зрения не подтверждается доступными сведениями. Археологический материал этого региона указывает на наличие оседлого населения, имевшего постоянные поселения и построившего впечатляющие крепости. В то же время Армянская География описывает барсилов как кочевой народ даже в VII-ом веке. Они появились в источниках столь поздно из-за удаленности места их обитания от культурных центров. Также, Феофан рассказывает нам, что "многочисленный народ хазар вышел из глубинных областей Берсилии в Сарматии Прима (Sarmatia Prima). Доподлинно известно, что нижнее течение Волги было восточной границей Азиатской Сарматии. Поэтому Берсилия находилась скорее всего вблизи устья Волги. На этот же регион указывает и другой источник, рассказывающий о пришествии хазар - патриарх Никифор. Он пишет, что "племя хазар жило рядом с сарматами". Покинув свои земли, барсилы поселились на Средней Волге и смешались с волжскими булгарами. Ибн-Русте (начало X-ого века)28 говорит, что они представляют собой одну из трех ветвей волжских булгар: "первая ветвь называется - Берсула, вторая - Эсегель, а третья - Булгар." На причину, заставившую барсилов бежать к волжским булгарам, безоговорочно указывает хазарский каган Иосиф, описывая свое владение (главную область), в письме еврейскому сановнику Хасдаю ибн Шафруту. Это владение также включало территорию, которая скорее всего раньше была страной барсилов. Этот факт показывает, что экспансия хазар согнала с родных земель их соседей.

Основные группы прото-булгар в Восточной Европе в VI-VII вв. н.э. Предполагаемая граница Древней Великой Болгарии выделена пунктирной линией.

(After D.Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987; The map was produced using XEROX Map Viewer)

Еще одна важная проблема истории раннего средневековья Северного Дагестана - это народ, страна и город именуемые в арабских источниках Беленджер или Баланджар. Впервые этот этноним встречается у арабского историка ат-Табари в связи с событиями 60-ых годов VI-ого века29. Сначала он сообщает, что Армения, находившаяся в зависимости от Ирана, подверглась нашествию 4 народов - абхаз, б-ндж-р (банджар), б-л-ндж-р (баанджар) и алан. Позже, между 566 и 571, каган тюрок (тюркютов) Синджибу (джабгу-каган Истеми) победил народы б-ндж-р, б-л-ндж-р и хазар, и те согласились служить ему. А.В.Гадло30 пришел к выводу, что название "банджар" относится к огурам, а "баланджар" - это персидско-арабская форма этнонима оногур = утигур.

Помимо информации о народе баланджар-беленджер ат-Табари также сообщает, что "за Дербентом находится целое царство со многими городами, именуемое Беленджер".31 Согласно этому же автору, арабский полководец Абдурахман ибн Раби'а "углубился на 200 миль в ту страну (Беленджер), обратил многие города к закону Мухаммеда и вернулся в Дербент". Очевидно, страна эта занимала обширную территорию.

Особенно много споров вызывает месторасположение самого города с этим названием (Беленджер). Более поздние источники говорят о том, что во время кампании 652-653 годов арабский полководец Абдурахман Абду-ар-Раби'а добрался до города Беленджер, располагавшего значительным гарнизоном и имевшего сторожевую башню. В 721-722, во время другого значительного военного похода арабов, полководец Джаррах "достиг хазарского города Беленджер. Жители связали воедино более 3000 повозок и выставили их вокруг города". Беленджер был взят после того, как несколько арабских смельчаков сумели перерезать веревки соединявшие повозки и линия обороны была разорвана. Нападавшие захватили в городе огромную добычу. После взятия арабами город Беленджер больше не упоминается в источниках.

В рассказе Табари Беленджер предстает скорее похожим на военный лагерь, чем на настоящий город. Арабы Джарраха захватили многих жителей Беленджера, в том числе и семью правителя города, который назывался сахиб (михтар). Он подчинялся хазарам, но обладал определенной самостоятельностью: Джаррах подкупил его, и он перешел на сторону арабов. Другие источники содержат некоторые указания на этническую принадлежность правителя и населения Беленджера. Например в турецкой копии истории Табари, котороую использовал Касем Бег (Kasem Beg), название города звучит Булхар-Балх (Bulkhar- Balkh), что также можно прочесть как Булкар-Балк.33 Это привело Касем Бега к мысли, что города с названием Беленджер вообще не было, а слово это плод небрежности и непонимания переписчиков, переделавших таким образом истинное название города - Булкар-Балк34. В таком виде название города сохранилось и в Дербенд-намэ - истории города Дербента, составленной по старинным документам и местным устным рассказам35.

В описании (по рукописи Ахмед-бен-Азами) похода 652-653 арабского полководца Салмана (*все тот же ибн Рабиа) упоминается что: "Покинув Дербенд, Салман достиг хазарского города Бургур... Продолжив свой путь он в конце концов прибыл в Билкар, который не был владением хазар, и стал лагерем возле того города, на прекрасных лугах, которые пересекала большая река".36

Этот рассказ заставил некоторых историков отнести этот город к протобулгарам. Арабский миссионер ибн-Фадлан также подтверждает эту связь, когда упоминает о том, что во время путешествия в Волжскую Болгарию в 922 году ему довелось видеть группу в 5000 баранджаров (баланджаров), которые много лет назад переселились на Волгу к булгарам.37

Ибн аль-Насира пишет, что после взятия Беленджера-Булкара Салман подошел к другому городу, который он назвал Вабандар, и котором было 40 000 домов (семей?). М.И.Артамонов связывает название этого города с этнонимом болгарского племени уногундуров, которое у хазар (в письме кагана Иосифа) передается как в-н-нт-р, у арабов - венендер или нендер, а у византийцев - уногундур-оногур. Объясняя эти документальные свидетельства, Артамонов приходит к выводу, что север Дагестана в раннем средневековье населяли протобулгарские племена, и что упомянутое у нескольких авторов Царство гуннов правильней было бы называть Царством булгар.38 Он считает протобулгарским и "великолепный город Варачан", главный центр гуннов, помещаемый Моисеем Каганкатваци (см.главы 39-42) к северу от Дербента.39

Благодаря албанскому миссионеру епископу Израелю, посетившему Царство гуннов с миссией в 682 году, нам известны некоторые подробности о Варачане. Согласно его описанию, сохраненному Моисеем Каганкатваци (X в.) в его работе, Варачан по своей архитектуре не был похож на типичную крепость кочевников того времени. Там имелась центральная площадь, предназначенная для важных собраний, были там также и улицы, на пересечениях которых были подвергнуты казням некоторые языческие жрецы. Был там и "царский двор". Особенно интересна информация о религиозных воззрениях жителей Варачана. Неподалеку от города располагались деревянные здания, в которых жили маги, отправлявшие службу в языческих святилищах. Население приносило им богатые дары. Особенно почитаемы были священные деревья - гигантские дубы. Этим дубам приносили в жертву коней, кровью которых поливали их корни, на ветвях же развешивали лошадиные головы и шкуры. Принесению жертв сопутствовали конные скачки и состязания борцов, происходившие под бой барабанов и цимбал. На людях при этом были золотые и серебряные амулеты, изображавшие драконов. Помимо жрецов у местных жителей было также немало шаманов - предсказателей и врачей, лечивших болезни и раны с помощью колдовства. В особом почете был бог грома Куара. Тангрикан, которого персы называли Аспандиат, был их главным божеством, помогавшем в нужде и лечившим болезни. Ему приносили в жертву животных, в основном лошадей. В культе Тангрикана-Аспандиата имеются как типично тюркские, так и персидские черты.

Помимо городов, в рассказе о миссии епископа Израеля упоминаются и "многочисленные царские станы", это уже типичные поселения кочевников. По приказу правителя "гуннов" Алп-Илитвера, церкви строились как в городах так и в деревнях.

Прямое отношение к истории Восточного Предкавказья этих веков имеет более поздняя (XII век), но основанная на ранних источниках, хроника яковитского патриарха Антиохии Михаила Сирийского.40 Особенно важное значение имеет отрывок о трех братьях "скифах", вышедших от горы Имаон (Тянь-Шань) в Азии и дошедших до Танаиса (Дона). Там один из братьев, взяв с собой 10 000 человек, отделился от братьев и с разрешения императора Маврикия (Maurice) (582-602) поселился в Верхней и Нижней Мизии (Moesia) и Дакии (Dacia). "Другие два брата пришли в страну аланов, называемую Барсалия (Берсилия) и города которой были построены ромеями, например Каспий, именуемый ворота Тораяна (т.е. Дербент). Булгары и пугуры (пугураи), населявшие эти места, в старые времена были христианами. И когда иноземцы начали править этой страной, они стали называться хазарами по имени старшего из братьев, которого звали Хазариг (Казариг). И народ тот усилился и распространился". Рассказ включает в себя факты, имеющие отношения к событиям разных эпох, но все они объединяются вокруг рассказа о росте политического могущества хазар во второй половине VII века. Самым ранним событием, описанным в хронике, является появление на равнинах между Каспийским морем и Доном трех братьев. Булгариос занял земли по Дону, а Казариг и брат, чье имя не называется - страну аланов, Барзалию. Также упоминается, что в удаленных южных областях Барзалии имелись города дохазарской эпохи. В хронике называется только один из них - Каспий. Большинство ученых идентифицирует его как Дербент, который имел также название Каспийские ворота. Этот город, построенный персами при содействи византийцев как твердыня для защиты от северных степных народов, был хорошо известен в Византии. Именно поэтому его имя и появляется в хронике. О других городах у автора были более смутные представления, однако он пишет, что их населяли булгары и пугуры. Трудно понять, какая этническая группа скрывается за этнонимом пугуры. Возможно, ключом к решению этой проблемы является упомянутая выше гипотеза Б.Симеонова, согласно которой в китайских источниках этноним булгары записывался в форме пу-ку/бу-гу.41

Правителя значительной части племени пу-гу звали Софу сулифа Кенан Баин42. Подобный титул - салифан (сулифан) - носил также и правитель города Семендер, который, согласно аль-Масуди, был в X-ом веке главным городом царства Джидан (Dzhidzhan) (Царства гуннов), вассального хазарам.43

Следующим в этой хронике историческим событием является отделение Булгариоса от его "братьев". Здесь важно отметить упоминание о том, что по пути на Балканы Булгариосу пришлось пересечь реку Танаис (Дон). Третьим историческим событием является усиление хазар, приведшее к уходу Булгариоса, а также к установлению чужого (хазарского) правления над древними обитателями описываемой страны. Только тогда "они (булгары и пугуры) получили название хазары по имени старшего из братьев". В тексте однозначно указывается на то, что основным населением Восточного Предкавказья, особенно местных городов, были булгары и пугуры. Хазарами они стали только после установления политической власти хазар над регионом.

Поскольку история протобулгар тесно переплетается с хазарской, то стоит добавить немного фактов о прошлом хазар.

На Северном Кавказе они появляются не раньше VI-ого века44. Первые более менее надежные сведения о них есть у Табари, который писал о том, что между 566 и 571 годами правитель тюркютов Синджибу (джабгу-каган Истеми) подчинил себе народы банджар, баланджар (беленджер) и казар. К этому же времени относится и упоминание в Церковной истории Захарии Ритора хазар, как кочевого народа, живущего к северу от Дербента. Очевидно, что влияние их возросло после завоевания тюрками (тюркютами) Северного Кавказа, и судя по этому хазары стали ближайшими помощниками и союзниками тюрок. Тесные связи тюрок и хазар подтверждаются тем фактом, что после падения Тюркского каганата древний тюркский (ханский) род Ашина возглавил вновь образованное госудаство хазар.

Итак, доступные нам документальные источники приводят свидетельства о социальном и экономическом устройстве, а также о некоторых особенностях духовной жизни различных протобулгарских групп и племен. Они ясно показывают, что вплоть до VII века н.э., когда уногундуры-булгары ведомые Аспарухом, были вынуждены из-за хазарской экспансии покинуть Восточную Европу и поселиться в долине Дуная, большинство протобулгарских племен были кочевниками, обладавшими в основном движимым имуществом, "жившими в палатках, питавшимися мясом домашних животных, рыбой и дичью, и всем, что своим оружием смогут добыть".45

Среди них началось социальное расслоение - помимо обычных скотоводов появилась и племенная аристократия, потреблявшая предметы роскоши, присваивавшая себе рабов и прочую добычу военных походов. Социальное и политическое развитие протобулгарского общества, а также внешние факторы, привели к возникновению военно-племенных союзов, наиболее значительным из которых стал военно-племенной союз хана Кубрата - Великая Булгария.

Однако развитие различных протобулгарских групп шло разными темпами. Протобулгары, мигрировавшие в прикаспийские равнины Дагестана начали переход к оседлому быту с давних времен. Уже в первой половине VI-ого века у них были постоянные поселения, некоторые из которых источники называют "городами". В заметках о миссии епископа Израеля (682 год н.э.) есть упоминание о "прекрасном городе Варачан" - где были улицы и площади, где работали "умелые плотники", сумевшие соорудить огромный крест и украсить его изображениями животных; золотых дел мастера умели изготавливать идолов из золота и серебра.

Миссия епископа Израеля показывает, что не позднее второй половины VII-ого века среди дагестанских булгар активно проповедовалось христианство. По настоянию Израеля "Христианские церкви воздвигнуты были в Царстве гуннов". Ссылаясь на данные о миссиях среди "гуннов" священников Кардоста и Макара, Пигулевская предполагает, что деятельность христианских миссионеров в Северном Дагестане началась уже в первой половине VI-ого века.46

Помимо новой религии миссионеры принесли местному населению технологию массивной кирпичной кладки (techniques of massive brick building) и навыки растениеводства. Артамонов склонен думать, что деятельность Кардоста и Макара скорее относится к Западному Предкавказью - землям (правителя) Горда. Кто из них ближе к истине в данном случае не столь важно, главное и на востоке и на западе протобулгарские племенные сообщества были достаточно развиты, чтобы воспринять не только христианство, но и другие элементы культуры соседних Византии, Персии и Армении.

References

[26]  Theophilactus. Op. cit., p.258

[27] M.I. Artamonov, Istorija khazar, Leningrad, 1962, s. 229

[28]D.A.Hvol'son. Izvestija o sarmatah, burtasah, bolgarah, mad'jarah, slavjanah I russkih Abu-Ali-Ahmeda ben Omara ibn Dasta. Cpb, 1869, s.22

[29] At-Tabari, Istorija prorokov i carej. - Cit. po A.E.Schmidt. Materialy po istorii Srednej Azii I Irana. - Uchen. zap. Instituta vostokovedenija. XIV, 1958

[30] A.V. Gadlo, Etnicheskaja istorija Severnogo Kavkaza, s.124

[31] Dorn. Izvestija o khazarah vostochnogo istorika Tabari, s otryvkami iz Gafis-Abru, Ibn-Aazem El'-Kufi I dr. Per. P. Tjazhelova. - Zhurnal Ministerstva Narodnogo Prosveshtenija, 1884, Chast' XLIII, otd. II, No 7 i 8, s.13

[32] B.N. Zahoder, Kaspijskij svod svedenij, I, s.176

[33] M. I. Artamonov, Op.cit., p.120.

[34]  Mirza A. Kasem-Beg. Derbend-Nameh. Translated from a select turkish versions with the Texts and with the Notes. - Memoires de l'Academie imperiale des Sciences. t. VI. St. Petersbourg, 1861, p.161-162.

[35] Tarihi Derbend-Name (s 9-ju prilozhenijami). Perevod s jazykov tjurskogo, arabskogo, persidskogo i francuzkogo. Pod red. M. Alihanova-Avarskogo. Tiglis, 1898, s. 7-22.

[36] Tarihi Derbend-Name,  s. 131-132.

[37] A. P. Kovalevskij, Kniga Ahmeda ibn-Fadlana o ego puteshestvii na Volgu v 921-922
gg. Har'kov, 1956, s. 138.

[38] M. I. Artamonov, Op.cit., p.184

[39] Istorija agvan ..., s. 190-191. The Armenian geography from the 7-th century also puts Varachan/Varadzhan north of Derbend. However, its exact location is unknown at present. According to S.T.Eremjan. Moisej Kalantukijskij o posol'stve albanskogo knjaza Varaz-Trdata k hazarskomu hakanu Alp-Ilitveru. - Zap. I-ta vostokovedenija SSSR, VII, M., 1939, s.134, Varachan corresponds to the modern town of Bujnaks.

[40] V. Zlatarski, Izvestieto na Mihail Sirijski za preselenieto na bylgarite. - V: Izbrani proizvedenija, I., S., 1972, s.52

[41] B. Simeonov,  Proizhod, struktura i znachenie na imeto bylgari, s.71-73; Istochni izvori za istorijata i imeto na Asparuhovite bylgari, s.54

[42] B. Simeonov, Iztochni izvori..., s.55

[43] M.I. Artomonov. Istorija Khazar, s.229 and 339 and the references therein.

[44] M.I Artamonov, op.cit. s.116. s.128

[45] N.V. Pigulevskaja. Sirijskie istochniki..., s.83-85, 165.

[46] M.N. Pigulevskaja, Sirijskia istochniki..., s.85-86

Ямные захоронения, искусственная деформация черепа, Сарматы, Северная Бактрия

Основная трудность в использовании археологических материалов при изучении истории протобулгар проистекает из того факта, что вплоть до начала VIII-ого века большинство из этих племен жили как кочевники, не имея ни постоянных поселений, ни кладбищ, поэтому находок с ними связанных не так много. Более того, нередко они пользовались как заимствованными, так и попросту захваченными у более развитых оседлых соседей предметами материальной культуры, что весьма затрудняет определение принадлежности находок.

Тем не менее есть определенные черты, которые характерны для протобулгар даже самой ранней эпохи. Во-первых, от соседей их отличают похоронные обряды, и как показывают результаты раскопок, они утвердились задолго до перехода к оседлости. Типичные черты имеют также жилища и керамика протобулгар. И наконец, несмотря на порой довольно активную метисацию с другими народами, протобулгары сохранили определенные физические параметры (черты внешности) , которые помогают определять археологический материал, принадлежащий им.

Самым распространенным способом захоронения у протобулгар было предание земле. В прочем, часть племен, скорее не собственно протобулгар, а сопутсвовавших им по дороге на Балканы, практиковали кремацию. Протобулгарские некрополи, исследованные на сегодня на территории бывшего СССР, преимущественно представляют собой захоронения в земле. Тела умерших располагаются в неглубоких прямоугольных ямах в вытянутом положении, как правило лежа на спине. В советской литературе этот тип захоронений принято называть "ямным"1. Для этих захоронений весьма характерна скудость сопутствующих предметов: один глиняный горшок, реже два, и немного мяса. Жертвенные животные - собаки, лошади - скорее исключения. В ранних работах о ямных захоронениях их бедность объяснялась низким социальным статусом погребенных. Однако последующие раскопки показали, что во многих некрополях так выглядят все захоронения, также они позволили строго очертить территории, где эти некрополи расположены. Таким образом, подобные ямные захоронения являются этнографической характеристикой населения этих территорий и отражают его религиозные воззрения и представления о "мире ином", где пребывают души мертвых, и где, согласно этим представлениям, они, судя по всему, обретают все необходимое для жизни. Иногда встречаются примитивные саркофаги, сложенные из камней или толстых досок или покровы из досок или камней. Изредка встречаются ниши, вырытые по одной из сторон могилы, в таком случае умерший помещается в такой нише. Важно отметить, что все могилы строго ориентированы: либо на запад (голова умершего обращена на запад), либо на север. Классическим примером похоронных ритуалов протобулгар является некрополь Зливка (Zlivka) близ деревни Ильичевки в Донецкой области.2

Все захороненные относятся к единому антропологическому типу - брахиокранные (короткая голова) европеоиды с небольшой примесью монголоидности. Для дунайских протобулгар характерна также искусственная деформация черепа, в некоторых некрополях ее распространение доходит до 80%.

Оставаясь кочевниками, протобулгары жили в переносных кожаных палатках - "юртах". Даже когда у них начался переход к оседлости и появились постоянные жилища из глины и дерева, все равно по внешней форме и внутренней планировке это были те же самые юрты. Позже, под влиянием соседних народов, овальные юрты вытеснили более комфортабельные квадратные жилища, как правило полуземлянки, но характерное место для открытого огня по центру жилища сохранялось еще очень долго. Сильное иностранное влияние заметно также по керамическим изделиям. Для протобулгар были характерны глиняные котлы с внутренними выступами, которые не встречаются у соседних народов и потому могут использоваться для определения этнической принадлежности соответствующего археологического материала.3

Используя эти особенности, установленные на основе археологического материала VIII-IX вв.н.э., несомненно представлявшие более ранние верования и обычаи (особенно что касается погребальных обрядов), можно попытаться проследить и выявить более ранние события. Сконцентрируем наше внимание на регионе, включающем Восточное Предкавказье и Нижнюю Волгу. Прежде всего потому, что именно там помещают протобулгар первые документальные свидетельства. Большинство исследований называют влияние сарматов, населявших области к северу от Каспийского моря и по Нижней Волге, основным фактором, оказавшим влияние на материальную культуру протобулгар.4 Некоторые историки (А.П.Смирнов, В.Т.Сиротенко, А.Бурмов) даже заявляют о сарматском происхождении протобулгар.5 Также следует принять во внимание, что тесное соседство протобулгар, в их поздний Восточно-Европейский период, с аланами, еще одной ираноязычной группой, привело к возникновению в VIII-IX вв. Салтово-Маяцкой культуры.

Согласно советской археологической литературе, существовало три стадии развития культуры сарматов - а) раннесарматская (IV-II вв. до н.э.) б) среднесарматская (I в. до н.э. - I в. н.э.) и в) позднесарматская (II-IV вв. н.э.). Протобулгары появились в этом регионе в позднесарматский период. В это же время произошли серьезные изменения в материальной культуре сарматов Нижней Волги. Особенно сильные изменения претерпели погребальные обряды и структура захоронений. Захоронения унифицировались и стали представлять собой преимущественно узкие ямные могилы с нишами по одной из длинных сторон, реже встечаются катакомбные захоронения. Изменилась также (на северную) ориентация могил. Широкое распространение получила практика искусственной деформации черепа, в некоторых местах таких черепов больше половины от общего числа. Судя по ряду некрополей, например Калиновке, обычай окропления дна могилы мелом - одна из главных черт раннесарматских захоронений - прекратился.6 В то же время, интенсифицировались контакты сарматов с Центральной Азией. Многие археологические находки имеют установленное центрально-азиатское происхождение - оружие, предметы роскоши, керамика, особенно красноглиняные глянцевые изделия, подобные кушанским. Важно отметить, что эти, вновь усвоенные сарматами, похоронные обряды были характерны для Центральной Азии с конца первого тысячелетия до н.э. Могилы с нишами и примеры искусственных черепных деформаций засвидетельствованы в ряде некрополей Центральной Азии - близ Тянь-Шаня и Pamir-Altaj7 , в Таласской долине и в Хорезме. Таким образом изменения в культуре сарматов указывают на проникновение и расселение в их областях центрально-азиатских народов.

Несмотря на столь резкие изменения, К.Ф.Смирнов продолжает считать, что Alano-Aoric племена Нижней Волги сохранили свою этническую чистоту, однако Л.Г.Нечаева в своей работе8 о катакомбных и ямных с нишами захоронениях, выдвигает весьма обоснованные аргументы о принципиальных рзаличиях этих двух типов захоронений. К аланам можно отнести только катакомбы, захоронения же с нишами следует связать с проникновением новых племенных групп. Изучив в нижнем течении реки Кубань (станица Ново-Лабинская) несколько могил, подобных нижне-волжским, с ориентацией на север, она пришла к выводу, что эти захоронения подтверждают раннее проникновение какого-то из племен гуннского племенного союза, которое после упадка (азиатских) хуннов расселилось по Кубани, что привело к формированию кубанских протобулгар. В.П.Шилов присоединяется к той точке зрения, что в поздесарматскую эпоху (II-IV вв. н.э.) группы центрально-азиатских племен проникли в нижнее течение Волги, принесся с собой особую погребальную практику.9 Это подтверждается антропологическими исследованиями В.В.Гинзбурга на Нижней Волге - в позднесарматскую эпоху произошло существенное изменение расового типа, свидетельствующее о проникновении туда народа, чей антропологический тип характерен для междуречья Амударьи и Сырдарьи - брахиокрания, широкое распространение искусственной деформации черепа, в некоторых случаях - слабо выраженная монголоидность.10

Все это было найдено в классическом протобулгарском некрополе Зливка. Также очень важны и материалы раскопок нескольких некрополей в Бишкекской долине (Южный Таджикистан), в бассейне реки Кафир-ниган (правый приток Амударьи). Большинство могил имеют поразительное сходство с захоронениями на Нижней Волге11. Вдоль одной из длинных сторон могилы вырыта ниша, вход в которую тщательно заложен крупными камнями. Иногда камнями заложен не только вход в нишу, но и вся могила целиком. И во всех случаях слой камней над могилой образует некий особый покров. Этот двойной "заслон" против мертвых видимо нужен, чтобы не выпустить душу покойника из могилы, иначе о может причинить вред живым, такое представление о необходимости "обезвредить" душу мертвого было широко распространено особенно у тюркских народов. Реже встречается другой тип могил - четырехугольная яма без ниши со слоем камней сверху, иногда с примитивным саркофагом. Иногда вдоль длиных сторон ямы есть расширения, ступеньки, что характерно также для волжских булгар.12

Рисунок ямной могилы с нишей и Бишкекской долины, Таджикистан.

(After D.Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987, p. 63)

Другое важное для изучения данной проблемы место - некрополь Бабашова, расположенный на правом берегу Амударьи неподалеку от Бишкекской долины. Все могилы там ориентированы на север и, как правило, индивидуальны. Сопутствующих предметов немного - один-два глинянных горшка и немного мяса (почти исключительно баранина). Около 50% черепов подверглись искусственной деформации. Захороненные там люди - мезобранхиокранные европеоиды со слегка монголоидными чертами.13 Эти некрополи Центральной Азии (Северной Бактрии) имеют много общего с некрополями Нижней Волги. Стоит отметить еще одно важное обстоятеьство: при раскопках староболгарского некрополя No 1 близ Девни (Болгария) была найдена могила (No 91), сходство которой с захоронениями в бассейне Амударьи просто поразительно.

 

рисунок ямной могилы с нишей No 91 из Девни (Devnja) - некрополь No1, Болгария. (верхний слой камней был убран и на рисунке отсутствует.) 
(After D.Dimitrov, The Proto-Bulgarians north and west of the Black Sea, Varna, 1987, p. 64)

Эта могила была покрыта сверху слоем камней, для тела покойника в западной стороне могилы вырыта ниша, могила ориентирована на север. Череп подвергся искусственной деформации, ниша плотно закрыта большими камнями, рядом лежат кости овец14.  

Некрополи Северной Бактрии довольно успешно поддаются датировке. В Бишкекской долине они существовали с конца II в. до н.э. вплоть до начала I в. н.э., некрополь Бабашова (Babashnov) - с I в. до н.э. до ll III в. н.э.15

 

Карта региона от Амударьи до Кавказа.
(The map was produced using XEROX Map Viewer)

Их относят к неидентифицированным кочевникам, которые напали на греко-бактрийское царство в конце II в. до н.э. и положили конец его существованию. Согласно Мандельштаму, они пришли из северных и северо-восточных областей Центральной Азии. Эти некрополи перестали действовать в II-III в. н.э., как раз тогда же, когда происходили глубокие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах сарматов Нижней Волги. Это подводит нас к выводу, что всеобщее волнение кочевых народов, случившееся вслед за падением империи Ху-Ну (Hu-Nu) - восточные хунны, население, создавшее эти некрополи, переместилось на запад и расселилось в землях к северу от Каспийского моря. Там эти люди вступили в тесные взаимоотношения с местным сарматским населением. Если согласится с истинностью выше указанной этнической идентификацией народа bu-gu/pu-ku, который по данным китайских документов населял в то время (первые века н.э.) бассейн Амударьи16, то мы можем отнести к юго-восточным предкам протобулгар по крайней мере часть археологических материалов Нижней Волги позднесарматского периода. Подвергшись интенсивному процессу сарматизации, они стали в конце концов носителями сарматской в основе своей культуры, но с некоторыми центрально-азиатскими, преимущественно кушанскими, элементами.17

Данные антропологии могут быть интерпретированы как указывающие на процесс ассимиляции между местным и пришлым населением. Похоже в первой половине IV в. н.э. сильно сарматизированный тюркский народ переселился в степи восточного Предкавказья, где он стал известен под именем уногундуры / уногуры-булгары или просто булгары. Вполне возможно, что Hajlandurs (hajlandurkh), которые согласно Эгише (Egishe) заняли земли Восточного Дагестана, были частью тех же уногундуров. Сообщение армянского историка (Эгише (Egishe)) об активных контактах хайландуров (Hajlandurs) с кушанами тоже показательно в этом смысле.

References:

[1]. S.A. Pletnjova, Ot kochevij k gorodam, Saltovo-Majackaja kul’tura. - Materialy i issledovanija po arheologii SSSR, 142, 1967, s. 91-100.

[2] S.A. Pletnjova, Op.cit., s.92.

[3] I.I. Ljapushkin, Pamjatniki saltovo-majackoj kul’tury v bassejne r.Dona, - Materialy i issledovanija po arheologii SSSR, 62, 1958, s. 146-147.

[4] Pamjatniki Nizhnego Povolzh’ja. Tom I. - Materialy i issledovanija po arheologii SSSR, 60, 1959; K.Smirnov. Sarmatskie plemena Severnogo Prikaspija. - Kratkie soobshtenija Instituta istorii material’noj kul’tury, XXXIV, 1950, s.97, 114.

[5] A.P. Smirnov, Volzhkie bulgary - Trudy GIM, vyp. XIX, M., 1951;
V.T. Sirotenko,. Osnovnye teorii proishozhdenija drevnih bulgar i pis’mennye istochniki IV-VII vv. - Uchjenye zapiski PGU im. Gor’kogo, XX, vyp.4 - istoricheskie nauki. Perm’, 1961, s 41;
Al.Burmov. K’m v’prosa za proizhoda na prab’lgarite, s.42-44. - V: Izbrani s’chinenija, I. S., 1968.

[6] V.P. Shilov, Kalinovskij kurgannyj mogil’nik. - Materialy i issledovanija po arheologii SSSR, 60, 1959, s.494. For more information on that feature of the Sarmatian burials, preserved later in the Alanian catacombs, please refer to K.F.Smirnov, Sarmatskie plemena ..., s. 102.

[7] K.F.Smirnov, Op.cit., s.113; V.P.Shilov, Op.cit., s.494.

[8] L.G. Nechaeva. Ob etnicheskoj prinadlezhnosti podbojnyh i katakombnyh pogrebenij sarmatskogo vremeni v Nizhnem Povilzh’e i na Severnom Kavkaze. - V: Issledovanija po arheologii SSSR. Sbornik v chest’ M.I. Artamonova. L., 1961, s.152-156.

[9] V.P. Shilov, Op. cit., s.494.

[10] V.V. Ginsburg. Etnogeneticheskie svjazi drevnego naselenija Stalinagradskogo Zavolzh’ja (Po antropologicheskim materialam Kalinovskogo mogil’nika.) - Materialy i issledovanija po arheologii SSSR, 60. 1959, s.572.

[11] A.M. Mandel’shtam. Kochevniki na puti v Indiju. -  Materialy i issledovanija po arheologii SSSR, 136, 1966; Pamjatniki kochevnikov kushanskogo vremeni v Severnoj baktrii. - Trudy Tadzhikskoj arheologicheskoj ekspedicii IA AN SSSR I Instituta arheologii AN Tadzh.SSR, t. VII, L., 1975;
B.A. Litvinskoj, A.V. Sedov. Kul’ty i ritualy kushanskoj Baktrii (Pogrebal’nij obrjad). M., 1984.

[12] F. Gening and A.H. Halikov. Rannie bolgary na Volge (Bol’shetarhanskij mogil’nik), M., 1964

[13] T.P. Kijatkina, Kraniologicheskie materialy iz kurgannyh mogil’nikov Severnoj Baktrii. - Trudy Tadzh. arheol. eksp., VII, s.211.

[14] D. Il. Dimitrov. Novootkrit rannobylgarski nekropol pri Devnja. - Izvestija na narodnija muzej- Varna, VII (XXII), 1971, s.61, obr.5.

[15] A.M. Mandel’shtam, Pamjatniki kushanskogo vremeni v Severnoj Baktrii, s.130.

[16] B. Simeonov, Iztochni izvori za istorijata i imeto na Asparuhovite b’lgari, s.54.

[17] K.F. Smirnov, Op. cit., s.110, 113.

Гунны, аланы, протобулгары, Дагестан, Беленджер.

Вторжение гуннов в Восточную Европу в IV в.н.э. (которое Моисей Хоренский назвал "большие беспокойства") привело к серьезным последствиям для населения к северу и северо-востоку от Каспийского моря. Археологические исследования показали, что большинство памятников позднесарматской культуры были разрушены и замещены другой культурой18. Наиболее сильному влиянию подверглись аланы - одно из крупнейших сарматских племен, для которых были характерены катакомбные захоронения. Документы свидетельствуют, что большая их часть оказала сопротивление и была истреблена, оставшиеся же в живых рассеялись по степям и укрылись в предгорьях Северного Кавказа.19 В V в.н.э. они начинают переходить к оседлой жизни и с этого времени появляются многочисленные памятники их материальной культуры - поселения, развалины крепостей и некрополи. Нашествие гуннов отразилось также и на располагавшейся в Предкавказье "Стране Булгар(ов)" (‘Land of the Bulgars’) - уногундурах-булгарах. Часть из них вынуждена была переселиться на юг, в Армению. Другие песелились на запад или на юго-восток. Возможно, несколько могил близ станицы Ново-Лабинской представляют собой наиболее ранние следы, оставленные ими в землях к востоку от Азовского моря.

Хроника Захарии Ритора указывает места наиболее раннего перехода к оседлости протобулгар - равнины Северного Дагестана - область к северу от Дербентского прохода. И действительно, именно в этой части приморского Дагестана, в долине реки Сулак близ селенья Верхний Чиръюрт, был обнаружен некрополь, имеющий черты сближающие его с памятниками протобулгар. Чиръюртский некрополь (некрополь No 1) был раскопан дагестанскими учеными еще в 1957-69 годах, однако кроме предварительного доклада до сих пор ничего не опубликовано.20

70 из 101 изученной могилы представляют собой катакомбы, 30 - ямные захоронения и 3 - захоронения с нишами. Катакомбы располагаются отдельно, в северной части некрополя. В основном они являют те самые черты, которые характерны для аланских катакомб предгорий Северного Кавказа и верхнего течения Дона и Северского Донца. Иногда они содержат больше чем одно тело (в одной из катакомб их 7). Однако, есть и некоторые отличия от типичного аланского способа захоронения - преобладание северной ориентации; погребальная камера отделена от погребального коридора (дромоса) кладкой из крупных камней (иногда камнями заполнен весь дромос); материальных предметов немного, представлены преимущественно керамикой.21

Ямные захоронения и ниши расположенные в южной части Чиръюртского некрополя, по словам участников раскопок, серьезно пострадали еще до начала работ. Тела покойных лежат по одному в вытянутом положении в неглубоких узких четырехугольных ямах, в нескольких случаях ноги перекрещены (очевидно они были связаны), материальные предметы если и есть, то немногочисленные.

Возле селения Верхний Чиръюрт располагаются еще три некрополя, современных некрополю No 1. Некрополи No 2 и No 3 в основном сходны с No 1, единственная особенность - большая доля захоронений с нишами. Некрополь же No 4, где преобладают катакомбы, покрытые насыпью, выделяется относительным богатством материальных находок.

Пока что антропологами изучен только некрополь No 1. К сожалению, скелеты не были сразу же распределены по типам захоронений, и теперь неизвестно, какие из них были найдены в ямных захоронениях, а какие в катакомбах. В большинстве своем черепа брахиокранны с легкими монголоидными чертами, некоторые искусственно деформированы. Есть так же и долихокранные черепа.

Некрополь No 1 довольно надежно датируется VII-VIII вв.н.э. благодаря 3 золотым монетам времен императора Ираклия (610-641), в некрополе же No 4 найдены еще 5 золотых монет времен императоров Маврикия (582-602) и Ираклия. Большинство исследователей приписывают катакомбы аланам, а ямные могилы - булгаро-сабирским группам, расселившимся в Дагестане после нашествия гуннов22.

М.Г.Магомедов23 однако оспаривает аланское происхождение катакомбных захоронений. Во-первых, для аланов не были характерны ни стабильная северная ориентация, ни заполнение дромоса, ни одиночные захоронения. Во-вторых, найденные предметы, особенно оружие (слегка изогнутые сабли, кольчуги, составные луки), больше похожи на те, которые были в ходу у кочевого населения Центральной Азии, Сибири и Нижней Волги. Более того, антропологический тип, преобладающий в некрополе No1 не аланский. Прибегая к документальным свидетельствам VII-VIII вв.н.э., в которых говорится о присутствии в Северном Дагестане хазар (недавно прибывших туда), булгар-барсилов и сабиров, Магомедов относит последним ямные и большинство катакомбных захоронений, а богатые курганные захоронения некрополя No 4 - хазарской аристократии. Однако, наличие также и семейных катакомб, остатки золы на полу и, конечно же, долихокрания некоторых черепов указывают на аланское происхождение по крайней мере части из катакомб Чиръюртского некрополя.

Ямные захоронения преобладают также в большом некрополе Бавтугайского городища, расположенного на правом берегу реки Сулак (напротив Верхнего Чиръюрта). Это подтверждает данные письменных источников о значительном протобулгарском населении Северного Дагестана VI-VII вв. Однако пришельцы поселились в уже населенных землях. Места для погребений старого местного населения, например скальные могилы (rock tombs) , продолжали функционировать, правда, в них стали появлятся предметы иной материальной, и не только (искусственно деформированные черепа), культуры. Активные взаимоотношения между старым и пришлым наелением лучше всего просматриваются на примере археологических исследований оседлых поселений и крепостей междуречья Сулака и Терека.

Андейаульское городище находится в 2 км к северу от селения Андрей аул, Хасавюртского района, на 50 метровом обрывистом берегу реки Акташ (тюрк. белый камень) в зоне перехода от каспийского побережья к северо-восточным предгорьям Кавказа24. Городище имеет 700 м в длину и 450 м в ширину, укреплено массивным земляным валом высотой 8-10 м и 30 м шириной, и рвами глубиной 6-7 м. Почвенный слой у подножия вала был удален и заменен глиной, чтобы воспрепятствовать эрозии вала. Самая высокая, и наиболее труднодоступная часть городища имеет дополнительные укрепления и представляет собой автономную цитадель (150x60 м), предназначавшуюся, скорее всего, для высшего слоя общества. На противоположном берегу реки располагается обширное (1 км x 0,5 км) неукрепленное поселение. Пока что исследована лишь небольшая часть городища, но результаты уже говорят о многом. Культурный слой в центральной части городища имеет толщину свыше 3 м и 3 горизонта, разделенных следами пожаров, свидетельствующих о неоднократных разрушениях. Поселение возникло во II в.н.э. и прекратило свое существование в VIII в. вследствие арабо-хазарских войн.

И городище и неукрепленное поселение имели оседлое население, занимавшееся земледелием и скотоводством. Вдоль реки Акташ были также обнаружены ирригационные каналы VII-VIII вв., что говорит об интенсивном ведении с/х уже в столь раннюю эпоху. Л.Б.Гмыря25 в своем исследовании описывает 3 основных периода развития городища: 1) ранний - сарматский (I-III в.н.э.); 2) средний - гунно-сабирский (IV-VI вв.н.э.) ; 3) поздний - хазарский (VII-VIII вв.н.э.).

Найдено множество керамики, изготовленной с помощью гончарного круга, а также 20 однотипных двухъярусных керамических печей (для обжига)*, сгруппированных в трех мастерских. В этих печах удавалось достичь довольно высокой температуры, такой что стенки и своды печей покрылись глянцем (глазурью). Керамика Андрейаула и других центров междуречья Терека и Сулака описывается как ранние образцы Салтово-Маяцкого типа керамики. Наличие кузнечного производства подтверждается немалым количеством обнаруженного железного шлака. Таким образом, Андрейаульское городище было не только крепостью, но и важным производственным центром, однако, несмотря на занимаемые им внушительные площади и мощные укрепления, на его территории так и не было обнаружено ни одного большого здания. Как в цитадели, так и в самом городе жилища состоят из одной комнаты, овальной по форме, со стенами, состоящими из толстого слоя серой глины, намазанного поверх легкой деревянной рамы. Археологи подобные строения называют юртами (из-за их формы). Недостаточное знание строительных технологий выдает степное происхождение населения. Такой тип жилища характерен для степного (протобулгарского) варианта Салтово-Маяцкой культуры. Дагестанские археологи Д.М.Атаев и М.Г.Магомедов26 считают, что Андрейаулское городище можно идентифицировать как город Вабандар, который, согласно арабскому автору ибн ас-Асиру (Ибн аль-Насир), насчитывал 40 тысяч домой (семей?) и был взят арабским полководцем Джаррахом в 722 году.

* "Они (печи) состоят из двух, соединенных между собой 5 или 8 жаропроводящими каналами, камер: нижней - топочной, верхней обжигательной. Высота печей - 1,15 м, диаметр обжигательной каеры - 1,2 м." (М.Г.Магомедов Образование Хазарского каганата)

В 25 км к востоку от Андрейаула находятся руины крупнейшей крепости междуречья Терека и Сулака - Чиръюртское городище, некрополи которого описывались выше. Оно просуществовало тоже весьма долго - культурный слой свыше 3 метров. Укрепления сложены из камней и достигают 6 м в толщину и 10 м в высоту. Вместе с близлежащими Сигитминским и Бавтугайским городищами, и крепостью Исти-Су на левом берегу Сулака, они составляют мощную линию обороны, полностью перекрывающую проход в долину реки Сулак со стороны равнин каспийского побережья. Строительная технология, применявшаяся в Чиръюртском городище, намного превосходит андрейаульскую. Большая часть стен сложена из камней, скрепленных глиняным раствором, особой кавказской панцирной кладкой. Стена 6-метровой толщины состоит из двух панцирей*, пространство между которыми заполнено необработанными камнями, глиной и землей. На всем протяжении стен в поперечном направлении расположены специальные антисейсмические пояса**. Здесь же, на территории некрополя No 4, были найдены две каменные церкви, по типу похожие на ранне-христианские церкви юга Кавказа и Ближнего Востока.27

* "Наружные стороны панцирей сооружены ровными горизонтальными рядами, внутренние же отличаются ломаными очертниями, сливающимися с забутовкой. ...Устойчивость стен достигалась не только их значительной толщиной, но и специально предусмотренным их уклоном внутрь. На наиболее сохранившейся 3-метровой высоте уклон внешней стены составляет 30 см, внутренней - 25 см."

** "Необходимо отметить своеобразные камышовые слои, прослеженные в толще стен. Они достигают 3-5 см толщины и тянутся двумя горизонтальными линиями на высоте 1 и 1,8 м от основания стен на всю толщину и длину. ... Судя по структуре и протяженности, эти прокладки носили антисейсмический характер, уменьшая вертикальные и горизонтальные нагрузки на эти массивные стены, возведенные в зоне повышеной сейсмической активности..." (М.Г.Магомедов Образование Хазарского каганата)

Самым распространенным типом жилища здесь были небольшие юрты, похожие на андрейаульские. Встречаются также 2- и 3-комнатные здания на каменных фундаментах, но опять же по центру они имеют типичное для жилища кочевников место для огня. Каменные фундаменты наиболее тщательно выстроенных зданий Чирюрта, Сигитмина и Миатлина выложены особой кавказской кладкой - каменные плиты расположены под углом, "в елочку" (напоминают хвою или хребет рыбы). Эта техника кладки сохранилась до наших дней. Несколько искусно исполненных каменных крестов, найденных возле двух каменных церквей, указывают на наличие весьма умелых резчиков по камню. Чирюртское городище может быть идентифицировано как упомянутый в хронике ат-Табари город Беленджер, также известный, по турецкой копии труда ат-Табари, как Булкхар-Балкх (Bulkhar-Balkh).

В 2 км к югу от Чирюрта находится Сигитминское городище, северная оконечность которого представляет собой каменную насыпь высотой 10-15 м, на ней, в 4 м от земли, на ровной поверхности выцарапаны изображения коней и всадников, очень похожие на рисунки на каменных плитах, керамических и металлических изделия, обнаруженных во многих местах, связанных с протобулгарами, от южнорусских степей до Дунайской Болгарии.28

Сигитминские рисунки (graffiti) выполнены на вертикальной поверхности скалы, как и наскальный барельеф в Мадаре (Мадара), северо-восточная Болгария. Подобные рисунки (graffiti) также были найдены на каменных плитах крепости Дербента. Особенно стоит упомянуть рисунки на нижних плитах восточной заградительной (barrier) стены, которые полностью идентичны рисункам из Маяцкого городища, и Плиски и Преславы, и рисункам на кирпичах и черепице из Саркела и Плиски29.

***

Археологические находки указывают на то, что в V-VIII вв. в Северном Дагестане возникла самобытная культура. Она испытала сильное влияние позднесарматской культуры и заметно отличалась от культуры горного южного Дагестана. Носители этой культуры пришли из северных степей и вступили в активные отношения с местным населением. Результатом чего стали интенсификация политических и культурных контактов со государствами Закавказья, с Византией и Персией, а также замена примитивных глинобитных укреплений мощными каменными крепостями. Развитие ремесел превратило крепости в производственные центры, т.е. в города. Внутренние крепости - цитадели, свидетельствуют о социальном расслоении (стратификации) общества. Во многих аспектах эта сарматская по своей основе культура, но сходная также и с городской культурой народов Закавказья, рассматривается исследователями как одно из ранних проявлений Салтово-Маяцкой культуры. В ходе арабских военных походов первой половины VIII в. многие поселения были разрушены, а народы истреблены или угнаны в рабство. Выжившее протобулгарское и аланское население вынуждено было переселиться на запад к своим по-прежнему кочевых братьям, занимавшим донские и азовские степи, оно принесло в эти области часть своих культурных традиций. Хотя данных пока еще недостаточно, чтобы безоговорочно утверждать, что Салтово-Маяцкая культура зародилась в Северном Дагестане, и только там, но также нельзя отрицать и того, что степное население создало в этой части Дагестана сравнительно высоко развитую культуру, известную по более поздним арабским источникам как "страна Беленджер".

References:

[18] K.F. Smirnov, Op. cit., s.114;  V.P. Shilov, Op. cit., s.509.

[19] V.A. Kuznecov. Alany Severnogo Kavkaza, s.14.

[20] N.D. Putinceva, Verhnechirjyrtskij migil’nik. - Materialy po istorii Dagestana, II, Makhachkala, 1961, s.248-264.

[21] V.B. Kovalevskja, Arheologicheskie sledy prebyvanija drevnih bilgar na Severnom Kavkaze. - V: Pliska-Preslav, 2, s.43-50.

[22] V.A. Kuznecov. Alany i rannesrednevekovyj Dagestan (K postanovke voprosa). - Materialy po istorii Dagestana. Makhachkala, 1965, s.88.

[23] M.G. Magomedov. Obrazovanie Khazarskogo khaganata, M., 1983, s.87.

[24] D.M. Ataev, M.G. Magomedov. Andrejaul’skoe gorodishte. - V: Drevnosti Dagestana (Materialy po istorii Dagestana, V). Mahachkala, 1974, s.121-139.

[25] L.B. Gmyrja. Stolovaja keramika Andrejaul’skogo gorodishta (tipologija i stratigrafija) . - V: Srednevekovye drevnosti evrazijskih stepej, M., 1980, s.105, 131.

[26] D.M. Ataev, M.G. Magomedov. Op. cit., s. 138-139.

[27] M.G. Magomedov. Rannesrednovekovye cerkvi Verhnego Chirjurta. - Sovetskaja arheologija, 1979, No 3, s.186, 197.

[28] D. Ovcharov. Srednovekovni bylgarski risunki-grafiti. S., 1982.

[29] D. Ovcharov. Za haraktera i prinadlezhnostta na srednovekovnite risunki ot Basarab (Murfatlar). - Arheologia, XVII, 1975, kn.3, s.3;  A.M. Shterbak. Znako na keramike i kirpichah iz Sarkela - Beloj Vezhi. Materialy i issledovanija po istorii SSSR, 75, 1959, s.363;
S.A. Pletnjova. Risunki na stenah Majackogo gorodishta. - V: Majackoe gorodishte. Trudy sovetsko-bolgaro-vengerskoj ekspedicii. M., 1984, s.57-84

ДОМОЙ

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

II часть - http://odnapl1yazyk.narod.ru/protobul02.htm

III часть - http://odnapl1yazyk.narod.ru/protobul03.htm

 

 

 



Hosted by uCoz