Это перевод англоязычного пересказа монографии Д.Димитрова Протобулгары северного и западного Черноморья (Варна, 1987) (автор английского текста Vassil Karloukovski). If you don't mind to read that stuff in English - here you are.

Уногундуры, Кубань, курень, аул, Великая Болгария, Фанагория.

Источники подтверждают что в конце IV - V в. часть уногундуров-булгар (vh’dur-bulgar), прежде населявших область в восточном Предкавказье известную как "страна булгар(ов)", переселилась на запад и заняла низменности по реке Кубань, северо-восточному берегу Черного моря и восточному побережью Азовского (Меотида). Авторы V-VI вв. именно там помещают уногундуров, а Прокопий и его продолжатели в середине VI в. - утигуров. В отличие от дагестанских булгар, начавших переходить к оседлому быту сравнительно рано, их соплеменники, жившие к востоку от Меотиды оставались кочевниками до VII в., и это затрудняет поиск материальных остатков, имеющих к ним отношение.

В 1947 годы был исследован некрополь возле станицы Ново-Лабинская в среднем течении реки Кубань. Могилы имели немало общих черт с захоронениями дагестанских булгар - узкие, ориентированные на север ямы, практически без сопутствующих предметов (что порождает трудности с датировкой), есть случаи искусственной деформации черепа. Нечаева1, одна из участниц исследования, относит этот нехарактерный для ранних обитателей региона могильник к тем кочевым племенам, которые в IV-V вв. проникли в эту область с востока, и позже сформировались как протобулгары Кубани.

Еще один некрополь, который, на основе антропологических данных, а также способов захоронения, можно отнести к протобулгарам, находится возле курорта деревня Бориссово, в 10 км к северу от города Геленджик. Половина из 135 местных могил представляют собой погребения тела в земле, для остальных характерна кремация, два этих типа захоронений четко разделяют общий некрополь на две разные части. Весьма характерно, что тела размещаются в камерах, сложенных из каменных плит. Северная ориентация могил преобладает, все погребения индивидуальные, в отличие от общих (коллективных) аланских захоронений. В могилах сравнительно много сопутствующих предметов - части одежды (аксессуары), керамика, иногда оружие (секиры (axes - топоры), мечи, стрелы и т.п.)

Участник раскопок В.В.Саханев2 датирует Бориссовский некрополь VI-VIII вв., хотя современные исследователи допускают, что он действовал плоть до IX в. М.И.Артамонов относит Бориссовский могильник к готам-теракситам, которые были соседями утигуров, однако, насколько известно, готы были христианами уже начиная IV-V вв., и потому языческий некрополь вряд ли может принадлежать им. На ранней стадии существования могильника преобладали простые погребения (без кремации), однако позже доля могил с кремацией заметно возросла.3

Эти простые погребения (без кремации) с примитивными камерами, сложенными из каменных плит наподобие саркофага, содержащие некоторое количество вещей покойного (амфоро-подобная керамика, пояса с украшениями) имеют много общих черт с рядом других языческих могильников уже низовьев Дуная, особенно восточной части северо-восточной Болгарии и Добруджи4. Также подобны вышеупомянутым Пашковский некрополь, близ Краснодара, и некрополь на реке Djursju, близ Новороссийска.

Как уже говорилось кочевой образ жизни протобулгар оставил немного материальных остатков, но благодаря кропотливой работе Плетневой5 у нас все же имеется некоторое представление об их жизни и общественном устройстве. Археологические исследования огромных пространств вдоль восточного и западного берегов Азовского моря и бассейна нижнего Дона показали, что самые ранние следы пребывания там протобулгар (фрагменты керамики, кости домашних животных) сосредоточены в узкой (50-300 м), но довольно протяженной полосе. Находки порою весьма разрознены, иногда на 1 км приходится 3-5 фрагментов керамики или костей. Культурный слой отсутствует, что указывает на мобильный характер стоянок кочевников, каждой весной, после миграции стад, возникавших на новом месте. 70% фрагментов керамики представляют собой амфоры, что говорит об активных контактах протобулгар с Крымом и Византией начиная с VI в. Фрагменты амфор также являют собой наилучший инструмент датировки фаз развития протобулгарского общества - от кочевой жизни до оседлой в постоянных местах проживания. Со временем некоторые из стоянок стали сезонными, а затем и постоянными поселениями. Подобное сезонное поселение (курень) было обычно довольно большим - 1,5 км x 0,2-0,3 км, в нем проживало несколько сотен семей.

Позже, начиная с VII в., размеры стоянок сокращаются, вмещая всего лишь по 20-30 семей, что отражает общественные и экономические изменения - выделение богатых семей, которые вместе со своими более бедными родичами, вышли из куреней и тем самым образовали небольшие аулы. Экономическая организация аулов, а также внешние факторы (хазарская экспансия, арабо-хазарские войны) - все это способствовло дальнейшему обнищанию значительной части протобулгарского населения. Лишившиеся скота кочевники были вынуждены искать новые способы производства - земледелие, ремесла, а также поселяться на более-менее постоянной основе. Таким образом в VIII-IX вв. некоторые из этих небольших аулов превратились в постоянные деревни. Другим фактором, способствовавшим этому процессу, стало завоевание протобулгарами еще в первой половине VI в. нескольких городских центров, таких как Фанагория и Кепи (Kepi).6 Византийские амфоры находятся повсеместно, даже на месте самых отдаленных кочевий (кочевых стоянок). Условия благоприятные для возникновения постоянных деревень появились в конце VI - начале VII в., когда азовские протобулгары, возглавляемые ханом Кубратом, сбросили иго тюркютов и создали военно-племенной союз Великая Болгария.7

Вполне вероятно, что они освоили некоторые из завоеваных ими античных центров на морском побережьи. После Второй Мировой войны советские историки, опираясь на документальные источники, и, приняв предположение выдающегося русского армениста Патканова о том, что хан Кубрат был похоронен в Фанагории, выдвинули гипотезу, что этот город на Таманском полуострове на берегу Керченского пролива был столицей Великой Болгарии8. Последующие раскопки показали, что на самом деле в конце IV в. процветавший до той поры город был разрушен гуннами. В V-VI вв. следов какого-либо населения там практически нет; Фанагория вновь возвращается к жизни во второй половине или еще точнее в конце VII в., т.е. уже после распада Великой Болгарии и завоевания восточного побережья Азовского моря хазарами. (9) В конце VII в. Фанагория была одним из важнейших адмистративных и военных центров Хазарского каганата, который к тому в 698-704 годах послужил убежищем лишенному трона византийскому императору Юстиниану II.

Тот факт, что до сих пор в Фанагории не было обнаружено ни одной существенной находки, которую можно было бы безоговорочно отнести к протобулгарам, заставил Плетневу предположить, что протобулгары не владели этим городом, а лишь использовали его как промежуточный пункт для торговых контактов с Византией и городами Крыма.

Судьбу Фанагории разделил еще один важный городской центр Таманского полуострова - Таманское городище (античная Гермонаса, средневековая Таматарха-Тьмутаракань). В тонком культурном слое V-VI вв. нет ничего протобулгарского. Лишь в VII в. начинает появляться керамика ручной работы, характерная для протобулгарских стоянок Азовского побережья и нижнего Дона, по ней можно судить о серьезном притоке протобулгарского населения в VII-VIII вв.10

Таким образом в VI-VII вв. протобулгарское населенье к востоку от Азовского моря в основном сохраняло кочевой образ жизни и примитивную материальную культуру. Контакты с культурными центрами Черноморского побережья в основном сводились к приобретению необходимых продуктов земледелия и ремесленных изделий. В прочем, не исключено и существование в этом регионе некоторых ранних поселений протобулгар, особенно вдоль Черноморского побережья. Вероятно подобным же группам принадлежит по крайней мере часть могил (без кремации) в Бориссово, на реке Djursju, в Артугановском, Пашковском и Ясенополянском (Jasenopoljanskij) некрополях. Те из них, которые были изучены с точки зрения антропологии, оказалось содержат искусственно деформированные черепа.

Некрополи, в которых могилы ориентированы на север (в Новолабинской, Артуганово, Бориссово), сходны с протобулгарскими некрополями Северного Дагестана, что подтверждает этническое единство населения восточного и западного Предкавказья (уногундуры-булгары). В то же время, некрополи со сходным материалом и характерной искусственной деформацией черепа, но с ориентацией могил на запад (Пашковский и Ясенополянский некрополи) следует отнести к другому протобулгарскому племени, скорее всего к упомянутым в Армянской географии Купи-булгарам.

References:

[1] L.G. Nechaeva. Ob etnicheskoj prinadlezhnosti podbojnyh i katakombnyh pogrebenij sarmatskogo vremeni v Nizhnem Povolzh’e i na Severnom Kavkaze. s.158.

[2] V. Sahanev. Raskopki na Severnom Kavkaze v 1911-1912 godah. - Iizvestija Imperatorskoj arheologicheski komissii, vyp. 56, Petrograd, 1914, s.77-78.

[3] V.B. Kovalevskaja. Severokavkazkie drevnosti. - V: Stepi Evrazii (Arheologija SSSR). M., 1981, s.93.

[4] D. Il. Dimitrov. Pogrebalnijat obred pri rannobylgarskite nekropoli vyv Varnensko (VIII-IX v.) - IAI, XXXIV, 1974, s.52-92.

[5] S.A. Pletnjova. Ot kochevij k gorodam. Saltovo-Majckaja kul'tura. - Materialy i issledovanija po arheologii SSSR, 142, 1967, s. 13-15; Nomadski poselishta prez VII-IX v. v Priazovieto i basejna na reka Don. - Arheologija, VI, 1964, kn. 4, s.1-2.

[6] Procopii Caesariensis. Libri de bellis VIII, p.508.

[7] V. Zlatarski. Istorija na bylgarskata dyrzhava prez srednite vekove, S., 1970, I, 1. s.130-175.

[8] A.P Smirnov. V: Istorija SSSR s drevnejshih vremen do nashih dnej. Tom I, M., 1966, s.331.

[9] S.A. Pletnjova. Drevnie bolgary v bassejne Dona i Priazovjja. - Sb. Pliska-Preslav, 2. S., 1981, s.16.

[10] S.A. Pletnjova. Srednevekovaja keramika Tamanskogo gorodishta. - V: Keramika i steklo drevnej Tmurtarakani, M., 1963, s.10,14,63-64.

Кутригуры, Северский Донец, некрополь Зливка, Саркел.

Документальные источники указывают на то, что степные области к западу от реки Дон, вдоль северного берега Черного и Азовского морей, в VI-VII вв. населяли булгары-кутригуры. Они были родственны протобулгарам восточного Приазовья и жили в сходных социально-экономических условиях. Прокопий и Агафий сообщают, что они были кочевниками, для которых войны и грабительские набеги были основным способом добычи предметов роскоши и продуктов земледелия. Однако, начиная с середины VI в., благодаря сложившимся благоприятным условиям, они начали переходить к оседлости. Показателен в этом отношении тот факт, что после поражения, в правление императора Юстиниана, от утигуров 2000 кутригуров, ведомые Синионом (Sinion), расселились (оседло) во Фракии как византийские подданные1.

Из-за своего кочевого обораза жизни кутригуры не оставили заметных следов. Исследования Плетневой Таганрогского залива явили ту же картину, что и на восточном побережье Азовского моря - временные стоянки с небольшим количеством материала, сосредоточенные по низовьям степных рек.2 Некрополей, относящихся к этому периоду не обнаружено, но в более поздний период - VIII-IX вв., действовало свыше 20 некрополей, также встречаются и отдельные захоронения3.

К сожалению, данные о протобулгарских некрополях нельзя назвать полными, большинство из них представляют собой лишь краткие отчеты. Однако "классический" протобулгарский некрополь в Зливке (Zlivka) дает представление об основных чертах этих комплексов. Этот некрополь расположен в среднем течении Северского Донца возле деревни (станицы?) Ильичевская (village of Ilichevska). Захоронения представляют собой неглубокие (0,6-1,0 м) ямы с обычными вертикальными стенками без каких-либо признаков ниш, ступенчатых расширений или специального покрывающего верхнего слоя какого-либо рода. Покойного клали прямо на землю. Все могилы индивидуальные, длинная сторона вытянута с востока на запад (голова покойного указывает на запад). Сопутствующих предметов немного - один-два горшка и кости животных. Оружия или орудий производства нет совсем. Захороненные были брахиокранны с едва заметными монголоидными признаками4.

Эти черты характерны для большинства некрополей этого региона, в котором преобладают западная ориентация (могил), брахиокранный антропологический тип и общая бедность захоронений. Существуют, конечно, некоторые отклонения в технике захоронения, например, некоторые могилы ямного некрополя Саркела, и одно из погребений в катакомбном некрополе Дмитриевка ямы имеют круглую форму. Есть также в этих двух некрополях и отдельные случаи могил с нишами. И в отличие от преобладающей западной ориентации обычных ямных погребений, эти захоронения с нишами направлены с севера на юг (голова покойного указывает на юг). Нет стабильной ориентации могил и у поздних погребений в некрополях обнаруженных возле больших оседлых поселений, таких как Семикаракорское городище и крепость Саркел.

Еще одной особенностью является наличие примитивных саркофагов - каменных плит вдоль стенок могилы. Особенно они характерны для некрополя городища Rigin, близ города Каменск-Шахтинск в нижнем течении Северского Донца. Похожая структура захоронений характерна для протобулгарских некрополей Крыма5. Этот факт заставил некоторых исследователей предположить, что эта черта свидетельствует о миграции из Крыма в район Северского Донца и нижнего Дона6, однако с этим предположением трудно согласиться, поскольку некоторые некрополи, например некрополь Rigin, старше крымских могильников и более того - захоронения подобной структуры распространены весьма широко. В ряде случаев место каменных плит занимают деревянные доски или деревянные желобы, прикрытые сверху доской. Смысл сооружения всех этих конструкций один - закрыть покойного, изолировать его от живых. Ниши (некрополь Желтое) служат той же цели.

Идея о необходимости удержать покойного, или точнее его дух, внутри замкнутого пространства могилы, чтобы помешать ему причинять вред живым людям, реализуется по-разному: связываются ноги (некрополи Волоконовский и Дроновка), тело придавливается сверху камнями (некрополи Желтое, Дроновка), ритуальная ампутация ног (некрополь Маяцкого городища).

Данные археологии показывают, что в степных областях к северу от Черного и Азовского морей обитала этнически однородная группа. Некоторые некрополи, в прочем, являют некоторые отличия от "классического" Зливского типа захоронения, однако следует отметить, что это касается находок несколько более позднего происхождения, и по крайней мере какая-то часть из этих отличий вызвана серьезными перемещениями племенных групп протобулгар в связи с Хазарскими завоеваниями и хазаро-арабскими войнами второй половины VII в. - первой половины VIII в. Последствия этих перемещений особенно очевидны в пограничных областях различных протобулгарских групп. Некрополь такого крупного центра как Саркел демонстрирует существеннные отличия в способе захоронения, затронувшие в том числе и ориентацию могил. Там встречается как северная так и западная ориентация.7 Северная ориентация также встречается и в других местах по восточному берегу Дона (Артуганов некрополь, Семикаракорское городище, в устье реки Маныч Manuch).

Обобщая, антропологический тип и погребальная практика населения северного Причерноморья и уногундуров-булгар восточного Приазовья имеют много общих черт. Основное отличие касается ориентации могил - северная ориентация характерна для уногундуров, а западная - для протобулгар северного Причерноморья. Кроме того, искусственная деформация черепа была широко распространена среди уногундуров, но протобулгарам северного Приазовья она была практически неизвестна. Границей между этими двумя протобулгарскими группами служили Азовское море и нижнее течение Дона. Согласно же Прокопию именно Азовское море и Дон разделяли в середине VI в. кутригуров и утигуров. Таким образом данные источников подтверждаются археологией.

References:

[1] Procopii Caesariensis Libri de bellis VIII, p. 586, 637.

[2] S.A. Pletnjova. Ot kochevij k gorodam, s. 16-18;
 Nomadski poselishta prez VII-IX b. ..., s. 3-5.

[3] S.A. Pletnjova. Drevnie bolgarii v bassejne Dona i Priazov'ja, s. 9-11;
 Vostochnoevropejskie stepi vo vtoroj polovine VIII-X v. - V: Stepi Evrazii v epohu srednevekov'ja (Arheologija SSSR), s. 70-71.

[4] G.F. Debec. Paleoantropologija SSSr. - trudii instituta etnografii (novaja serija, t. IV, M., L, 1948, s. 253-256, tabl. 106 i ris. 102;
 K.N. Nadzhimov. O cherepah Zlivkinskogo mogil'nika - Kratkie Soobshtenija  Instituta Etnografii AN SSSR, viip. 24, M., 1955, s. 55.

[5] A.L. Jakobson. Rannesrednevekoviie sel'skie poselenija Jugo-Zapadnoj Tavriki. - Materialii i issledovanija po arheologii SSSR, 168, 1970, s. 133-140.

[6] S.A. Pletnjova. Drevnie bolgarii ..., s. 12.

[7] S.A. Pletnjova. Drevnie bolgarii ..., s. 10-11.

Древняя Великая Болгария.

В VI в.северный и восточный берега Азовского моря были заняты двумя большими протобулгарскими группами, жившими кочевой жизнью и сохранявшими племенной строй. Дон в своем нижнем течении служил между ними границей. Грабительские набеги, которыми они занимались с первой половины VI в., способствовали дальнейшему социальному расслоению протобулгарского общества и росту экономического и политического могущества племенной аристократии. Письмо вождя утигуров Сандилха императору Юстиниану показывает, что кочевники в это время уже пытаются перейти к оседлости, стремясь воспользоваться преимуществами оседлой жизни.1 Середина VI века, чему есть немало свидетельств, стала временем консолидации различных протобулгарских и родственных им групп, и создания более крупных образований, таких например, как конфедерации кутригуров и утигуров. Но дальше этого процесс объединения не пошел. Напротив, между этими двумя конфедерациями ведутся кровопролитные войны. Ослабленные ими, кутригуры, и частью утигуры, были в 558 году покорены аварами, а в 576 году оставшаяся часть утигуров оказалась под властью тюркютов. Иноземное иго породило освободительное движение, которое возглавил вождь уногундуров-булгар хан Кубрат. Успешный исход борьбы привел к возникновению племенного союза, известного средневековым авторам как "Великая Болгария".

Данные источников о Великой Болгарии, скудные и противоречивые, породили споры, которые продолжаются по сей день. Выдающийся болгарский историк В.Златарский, используя староболгарский "Список болгарских ханов", датировал возвышение Кубрата 584 г.2 Действительно, в начале 80-ых годов VI в. Западно-тюркский (тюркюты) каганат был раздираем жестокой внутренней войной, которая отвлекла тюркютов от Восточной Европы и способствовала развитию освободительного движения у подчиненных им народов.3 Византийцы также воспользовались этой возможностью и вернули себе крымский город Боспор, который ранее захватил Турксанф (Turcsant). Угры также сбросили с себя власть тюркютов. М.Артамонов, однако, возражает против столь ранней даты образования Великой Булгарии, указывая на то, что по окончании этой (междоусобной) войны в 593 году тюрки вновь нанесли поражение уграм и восстановили свою власть над ранее покоренными территориями (за исключением Боспора).4 Согласно Артамонову, появление Великой Болгарии наиболее вероятно в 30-ые годы VII в., когда Тюркский каганат погрузился в еще одну, куда более жестокую гражданскую войну, навсегда отрезавшую его от европейских владений. В любом случае, не позднее 635 года, когда протобулгары, находившиеся под властью аваров, также обрели свободу, Великая Болгария уже существовала и хан Кубрат был во главе ее5. Согласно "Списку болгарских ханов", Курт (т.е. Кубрат) правил 60 лет, скорее всего начиная с 580-590 годов до своей смерти в середине VII в.

Не меньше споров вызывает и территория, которую занимал союз Кубрата. Сведения о ней дошли до нас из кратких и часто запутанных хроник византийца Феофана Исповедника (конец VIII в. - начало IX), дополненные его современником патриархом Никифором и "Армянской географией" VII века. Феофан пишет:

"Необходимо упомянуть о прошлом уногундур-булгар и котрагов. В северных странах Эвксинского (Черного) моря, в так называемое Озеро Меотида впадает огромная река, именуемая Атель (Волга - тюрк.Итиль-Этель), нистекающая из Океана через землю Сарматов. Река, именуемая Танаис (Дон), что берет начало у ворот Иберийских (Дарьялское ущелье) в Кавказских горах, впадает в нее (в Волгу). Соединение рек Атель и Танаис образует реку Куфис (Кубань), которая в Понт устремляется возле Некропил (Necropiles) (современный Каринтский залив возле юго-западного берега Крыма), возле мыса названием Криопросон (морда барана). Из вышеупомянутого озера начинается море похожее на пролив, впадающее в Эвксинский Понт через землю Крымского Боспора (современный Керченский пролив). Там ловят так называемую рыбу мурзули (Murzuli) и другую похожую на нее рыбу, а вдоль восточного берега этого озера, вокруг Фанагории и живущих в ней евреев, проживают народы многие. От этого самого озера вверх по реке Куфис, где ловится булгарская рыба ксистон (xiston), расположены старая Великая Болгария и так называемые котраги, которые тоже из того же племени."6

Отчет патриарха Никифора короток: " Нам следует рассказать что-нибудь о происхождении так называемых гуннов и булгар и об их образе жизни. Вокруг озера Меотида, вдоль реки Куфис, располагается старая Великая Болгария и так называемые котраги, которые из того же племени".7

Армянская география содержит два отрывка, содержащих упоминание о местоположении Великой Болгарии. В первом из них читаем: " В Сарматии находятся Кераунские (Keraunian) и Гипийские (Hipian) горы, где берут свой исток пять рек впадающих в Меотийское море. Две реки вытекают с Кавказа - Валданис, с горы Кракс, которая (гора) начинается на Кавказе и простирается к северо-западу между Меотидой и Понтом. Другая река Псевхрос (Psevhros) - отделяет Боспор от земель небольшого города Никопс (Nikops). К северу от этого места живут народы тюрок и булгар, которые называются по местным рекам: Купи-булгар, Дучи-булгар, Огхонтор-блкар - переселенцы, и Чдар-Болкар. Эти имена неизвестны Птолемею. А сын Худбадра (Hudbadr) бежал с Лошадиных гор (Horse Mountains)."8

В следующем отрывке читаем:

"Во Фракии есть две горы и реки, одна из которых, Дунай (Danub), разветвляется на 6 рукавов и образует озеро и остров, называемый Pjuki. На этом острове живет Хаспар-кхрук (Haspar-khruk (Asparuh)), сын Хубраата, который бежал от хазар с Булгарской горы и который, уйдя от авар, поселился на том месте."9

Источники мало того что кратки, но еще и весьма запутанны. Особенно (много путаницы в ) текст(е у) Феофана, который является наиболее подробным. Недавно И.Чичуров попытался определить территорию Великой Болгарии на основе анализа текста Феофана.10 Он разделил этот текст на две части - 1) географическое описание Северного Причерноморья и Приазовья, 2) пересказ исторических фактов и описание местоположения Великой Болгарии. Чичуров доказывает, что две части неравнозначны, и только вторая, совпадающая с сообщением Никифора, имеет историческую ценность, в то время как первая часть представляет собой более позднюю и отнюдь не обязательную вставку, ошибочными географическими данными которой вполне можно пренебречь. Таким образом он приходит к выводу, что Великая Болгария находилась в землях к востоку от Азовского моря вплоть до реки Кубань.

Однако в аргументации Чичурова тоже есть слабые места. Например, не объясняется почему Феофан, заявив что расскажет о прошлом уногундуров-булгар и котрагов, начинает описывать земли, которые они населяют. И в этом рассказе он делает особый упор на реку Куфис, которая по его описанию вытекает из места где Атель и Танаис впадают друг в друга над озером Меотида и, обойдя его с севера, впадают в Черное море возле Некропил (Necropiles). Однако в своем описании побега Юстиниана II из Фанагории в Болгарию в 704 г. он вполне точно указывает, что миновав маяк Херсонеса, беглец переплыл Necropiles и устья Днепра и Днестра11. В другом же месте хронист опять помещает реку Куфис близ Necropiles. Рссказывая о холодной зиме 763 г. он отмечает, что море замерзло вдоль северного берега Понта и на сто миль от него "от Zinhia до Дуная и до рек Куфис, Днепр, Днестр, Necropiles."12 Так что, Куфис Феофана - это не Кубань, а какая-то другая река, впадающая в Черное море. Ф.Вестберг заметил, что река Южный Буг называлась древними - Хифанис Hiphanis - также как и река Кубань. Так что Вестберг поместил Великую Болгарию в пространстве между Азовским морем и рекой Днестр. С его аргументацией согласен М.Артамонов.

Попытка ограничить территорию Великой Болгарии только землями к востоку от Азовского моря встречает немало трудностей, поскольку эта местность вряд ли вместила бы (как минимум) три племенные группы: - уногундуров Батбаяна и Аспаруха, и еще котрагов. Многочисленность же протобулгар подтверждается в письме хазарского кагана Иосифа, где он пишет, что булгары гораздо значительно превосходят хазар своей численностью, что их так же же много, как песка в море. Более того, Никифор упоминает , что в 634-635 Кубрат восстал против авар и изгнал их из своей земли14. Дело в том, что авары никак не могли владеть землями к востоку от Дона и Азовского моря, поскольку ранее они принадлежали тюркютам (Западно-Тюркский каганат), а затем, в результате восстания обитавших там уногундуров, последние обрели независимость. Сообщение Никифора судя по всему касается кутигуров, населявших земли к северу от Азовского моря от Дона до Днепра, а возможно и дальше к западу. Начиная с 558 года они (кутигуры) находились под сильным политическим влиянием аваров, которое скорее всего продолжилось и после ухода в Центральную Европу основных аварских сил. Действия протобулгар Кубрата были судя по всему направлены против остатков аваров. После их поражения регион к северу от Азовского моря был присоединен к Великой Болгарии. Поскольку именно земли к северу от Азовского моря и к западу от Дона и Прокопий и Агафий описывают как страну кутригуров, отождествление котрагов с кутригурами является общепринятым. Не будем подробно останвливаться на вопросе, являются ли кутригуры частью протобулгар или это отдельное родственное им племя.

Итак, уногундуры-булгары жили к востоку от Азовского моря, а котраги - к северу и северо-востоку от него, причем последние были "того же племени" (omofuloy). Замечания Феофана и Никифора о том, что эти племена были родственны, но не идентичны, подтверждаются данными археологии.

North Black Sea region
Карта северного побережья Черного моря.
(The map was produced using XEROX Map Viewer)

Западная граница Великой Болгарии проходила по нижнему течению Днепра, от лимана до излучины реки. Южной границей было нижнее и среднее течение Кубани, а также горы Предкавказья. Наименее ясна северная граница, вероятно к северу и северо-западу от Азовского моря она достигала лесостепной полосы. Нет также единого мнения и по поводу восточного предела. "Армянская география", которая сохранила важнейшее упоминание об этом, говорит что сын Хубраата (Hubraat) Хаспар-Кхрук (Haspar-Khruk) бежал от хазар с Булгарских (Гипийских) (Bulgarian (Hipian)) гор. Еще Патканов установил, что составитель "Армянской географии" пользовался сведениями античного географа Птоломея. Согласно же карте Птоломея, Гипийские горы начинаются от излучины Волги и идут дальше на юг в том же направлении что и хребет Эргени (ridge Ergeni)15. Соответственно эта гряда и связанные с ней Высоты Ставрополя (Heights of Stavropol) были восточной границей Великой Болгарии.

Протобулгарская группа Аспаруха первой столкнулась с хазарской экспансией и, не устояв перед натиском, мигрировала на запад. Освободившиеся земли вошли в состав территории хазарского этноса, населявшего их вплоть до падения Хазарского каганата. Судя по письму кагана Иосифа, эта территория не доходила до реки Дон и была не так уж обширна. Следовательно владения Аспаруха располагались к востоку от нижнего Дона до хребта Эргени. Другая группа протобулгар, которой правил Батбаян, осталась в своей области и вынуждена была платить дань хазарам. Восточное расположение протобулгар Аспаруха подтверждается археологией. Погребения в некрополях к северу от Азовского моря имеют западную ориентацию, тогда как в некрополях к югу от Дуная (Добруджа и северо-восток Болгарии) преобладает северная. Та же северная ориентация обнаруживается и в Восточном Предкавказье и к востоку от Дона. Для этих же территорий, как и для Дунайской Болгарии, характерна также искусственная деформация черепа, а для земель к северу от Азовского моря - нет.

Как бы обширна ни была ее территория, сердцем Великой Болгарии были земли восточного берега Азовского моря, и нижнего и среднего течения реки Кубань. Уногундуры-булгары Черноморского побережья имели тесные контакты с Византией начиная с VI в. Иоанн Никейский (Joan Nicius) рассказывает: "Кубрат, князь гуннов и племянник Органа, был крещен будучи ребенком, и получил воспитание свое в Константинополе, сердце Христианства, и вырос при дворе императора. Он был близким другом императора Ираклия."16 Некоторые советские ученые развили эту идею вплоть до того, что якобы часть протобулгар, перейдя к оседлости, овладела переживавшим упадок античным городом Фанагория и сделала его своей столицей. Данные археологии однако не подтверждают сколь-нибудь значительного протобулгарского присутствия в Фанагории до середины VII в. По крайней мере еще до конца VII в. уногундуры-булгары жили кочевой жизнью, и их племенной союз не перерастал в государство. Поэтому вскоре после смерти хана Кубрата в середине VII в. это образование, державшеесяи на неоспоримом авторитете своего основателя, распалось. Феофан и Никифор говорят о 5 сыновьях Кубрата. Однако тщательное изучение источников приводит к выводу о том, что Великая Болгария разделась на 3 части - 2 уногундурские, возглавляемые Батбаяном и Аспарухом, и третью частью - котрагов, возглавляемую неизвестным вождем, возможно, сыном Кубрата, которого в хрониках тоже называют Котрагом.

Согласно Феофану, после смерти Кубрата его сыновья "разделились и разошлись, каждый с людьми, что были ему подвластны. А первый сын, по имени Батбаян ... остался в землях предков. ... А после того разделения ... когда они ослабели числом, явился большой народ - хазары ... и занял всю землю до самого Понта."17

Этому рассказу вряд ли стоит доверять полностью, ведь даже после разделения сыновья Кубрата не стали бы добровольно покидать свои земли. Истинные причины их миграции известны из других источников. "Армянская география" утверждает, что Аспарух бежал с Гипийских гор, гонимый хазарами. То, что переселение протобулгар было вынужденное, ясно видно из письма хазарского кагана Иосифа Хасдаю ибн Шафруту (середина X в.): " У нас записано, что когда наши отцы были малы числом, Святый да будет Он благословен - даровал им силу и власть. Они были способны вести войну за войной с народами многими которые были могущественней и многочисленней чем они. С Божьей помощью они их изгнали и заняли их страну. Землю, в которой я проживаю теперь, прежде занимали в-н-нт-р(ы) (v-n-nt-rs). Наши предки, хазары, сражались с ними. Эти v-n-nt-rs были многочисленны, также многочисленны как песок в море, но они не смогли противостоять хазарам. Они покинули страну свою и бежали, а хазары гнались за ними и настигли у реки, называемой Дуна. И по сей день они проживают вдоль реки Дануб (Дунай - Danube) неподалеку от Костандина (Константинополя)."

(см.полный текст письма здесь: http://www.fordham.edu/halsall/source/khazars1.html)

Народ, бежавший от хазар - это скорее всего уногундуры-булгары Аспаруха. Название v-n-nt-r - это поздняя форма первоначального W-n-g-d-r- или W-n-g-r18. Оно соответствует армянской форме - vh'ndur (Моисей Хоренский) и oghondor ("Армянская география") - этнонима уногундуры-булгары. Также оно производит арабскую форму этнонима булгар - венендеры(Venenders) или нендеры(Nenders).19 Важно и то, что письмо кагана Иосифа не говорится ничего о завоевании земель булгар, название которых было хорошо известно составителю (булгары, как и хазары с савирами, упоминаются Иосифом среди 10 сыновей мифического предка тюрок по имени Тогарма), а только конкретно о в-н-нт-рах (v-n-nt-rs) - уногундурах. Это еще раз подтверждает, что протобулгары Аспаруха проживали в землях к востоку от Азовского моря.

Хазарская экспансия на запад на этом не закончилась. Следующий удар был направлен против уногундуров Батбаяна, которые признали верховную власть хазар и стали их данниками. К концу VII в. Таманский п-ов и часть Крыма также попала в руки хазарам.21 Не совсем ясно как далеко простиралась власть хазар в земли к северу от Азовского моря - на территорию котрагов. Воспользовавшись сообщением Феофана и Никифора о том, что Кубрат вместе со своим народом перешел Танаис, можно прийти к выводу, что по крайней мере какая-то часть этой группы, разбитой хазарами, покинула родные места, отправившись на поиск новых земель. Большинство исследователей полагают, что, бежав от хазар, протобулгары переместились на среднюю Волгу и Каму, где основали знаменитую Волжскую Болгарию. Между Большетарханским (Bolshetarkhansk) некрополем на Средней Волге и протобулгарскими некрополями среднего течения Северского Донца (Желтое, Новолимаревка) есть поразительные сходства: тело покойного ориентировано на запад, сопутствующие предметы практически идентичны, 30% могил имеют ступенчатые расширения.22

Сопротивление, которое встретили хазары в ходе своих завоеваний, находит свое отражение в материалах археологии - сокровищах левого берега Днепра. Самая большая находка была сделала в деревне Малая Перещепина (Malaja Pereschepina) Полтавской области23. В нее входят золотые и серебряные сосуды, украшения, оружие и т.п. - все это представляет собой крупнейший восточно-европейский клад эпохи раннего средневековья. Общий вес предметов из золота - 25 кг, из серебра - свыше 50 кг. Большая их часть византийского и сасанидского происхождения. Лишь некоторые, например высокие кубки без украшений и большинство поясных украшений отражают искусство местного населения.24 Судя по 18 золотым монетам с изображением императора Константа (641-668), сокровище было захоронено во второй половине VII в. Перещепинский клад свидетельствует о богатстве правителей степных варваров Восточной Европы, богатстве, полученным либо как военная добыча, либо как дань или подарки. Большинство исследователей относит Перещепинский клад протобулгарам или кутригурам25, скорее всего оно принадлежало князю протобулгар (кутригуров), который умер сражаясь с хазарами и потому не смог забрать имущество, которое он таким образом спрятал. Можно также вспомнить и о богатой добыче, доставшейся аристократии кутригуров в результате набегов на Византию, а также те подарки, которые получили князья "гуннов" от византийцев в начале VII в.26

Вопрос о происхождении перещепинского клада был не так давно снова поднят мюнхенским археологом и историком Иоахимом Вернером (Joachim Werner). Опираясь на дешифрованные венским филологом В.Шайбт'ом (W. Seibt) греческие монограммы на двух золотых кольцах из этого клада, Вернер решил, что они (эти кольца), а равно и весь клад, принадлежали хану Кубрату. Шайбт (W. Seibt) прочел эти надписи так: "Ховрату" () и "Ховрату, патрикию" (). Вернер подчеркнул, что многие вещи были изготовлены в Византии специально для Кубрата либо по его заказу, либо в качестве персональных подарков ему от императора Ираклия, который был в дружеских с ним отношениях27. Внимательно изучив все детали, он заключил, что сокровище это было найдено в могиле основателя великой Болгарии хана Кубрата.

 

Proto-Bulgarians finds on middle and low Don river. Key
Карта протобулгарских находок на среднем и нижнем Дону VII-VIII вв.
1. Malaja Pereschepina; 2. Voznesenka; 3. Glodosi; 4. Zachepilovka; 5. Makuhovka; 6. Kelegeja; 7. Jasinovo; 8. Dimovka; 9. Kovalevska; 10. Portovoe; 11. Kancirka; 12. Machuha; 13. Penkovka; 14. Stecovka; 15. Pastriskoe.
(The map was produced using XEROX Map Viewer)

Еще одна важная находка была сделана в деревне Вознесенка, которая ныне входит в черту города Запорожье. Это могила с кремацией, расположенная на территории стоянки прямоугольной формы (81x51 м), укрепленной земляным валом. Сгоревшие останки по меньшей мере трех людей лежат вместе с сопутствующими предметами в двух ямах округлой формы, окруженных поясами из камней. Некоторые из предметов также имеют следы огня, в то время как остальные - в основном оружие и упряжь - были помещены в могилы несколько позже. 40 найденных поводьев указывают на 40 коней, принесенных в жертву. Среди найденного особенно много предметов воинской экипировки и конских украшений - более 100 пряжек и около 1500 золотых и серебряных изделий (1,2 кг золота и 1,7 кг серебра). Наиболее интересными из них являются 2 серебряных наконечника византийских военных знамен, датируемых V в., один в форме льва, другой изображает орла и змею. Похороненные скорее всего были князьями варваров, погибшими в сражении в конце VII или начале VIII в. Недавно болгарский археолог Ст.Ваклинов (St. Vaklinov) выдвинул предположение, что в Вознесенке захоронен основатель Болгарского государства хан Аспарух28. Гипотеза подтверждается рядом поздних болгарских легендарных источников29, однако серьезных археологических подтверждений не имеет.

Находки, столь крупные как перещепинская, раскрывают нам образ жизни и культуру степных обитателей среднего, и частично нижнего, течения Днепра VII - начала VIII вв. В прочем, помимо кочевников, в этом регионе проживало еще и оседлое население, также оставившее следы своей жизнедеятельности. Наиболее важным из них является центр гончарного производства в Канцирке (Kancirka), в 20 км к северу от Вознесенки30. Большая часть местной продукции несет на себе черты сходства с керамикой аланов Северного Кавказа. Таким образом этот центр был атрибутирован северо-кавказским аланам, мигрировавшим на Днепр в конце VII или в начале VIII вв. вследствие арабской экспансии. Однако анализ материальных остатков Kancirka показал, что его населяли степные народы; керамика из Канцирки (Kancirka) была обнаружена в богатых захоронениях типа перещепинского в Вознесенке и на хуторе Келегейский.

Центры производства керамики "канцирского" типа (Канцирка, Махуча - Kancirka, Mahucha) - не единственное свидетельство перехода к оседлости части кочевого населения среднего Днепра. Еще одним производственным центром является Пастырское городище на правом берегу Днепра, возможно, оно имело значение также как административный и торговый центр. Местные жилища, полуземлянки, врытые в землю на 0,5 м, были уничтожены огнем. Неестественная поза скелета, найденного среди остатков жилища, говорит о том, что поселение было разрушено руками врагов. Опасаясь нападения, многие жители зарыли самое ценное, что у них было, в землю. Извлеченные ныне на свет эти вещи позволяют произвести достаточно точную реконструкцию местной экономической жизни. Среди найденного имеются сельскохозяйственные орудия, кузнечный горн, плавильный горн, множество золотых изделий. Но больше всего найдено керамики (типа сходного с Салтовской) изготовленной на гончарном круге . Она почти полностью аналогична керамике, распространенной по обеим берегам нижнего Дуная31. Керамика ручной работы - простые горшки, имеет черты, характерные для более позднего Пражско-Пеньковского ('Prague-Penkovka') типа.

Материальная культура Пастырского городища является результатом смешения культурных традиций славян, алано-булгар и остатков древнего черняховского населения (т.е. носителей черняховской культуры, существовавшей в Восточной Европе в III-IV вв. В сферу влияния этой весьма развитой для своего времени культуры входили племена славянского, фракийского, германского, иранского и т.п. происхождения. Черняховская культура погибла в результате нашествия гуннов в IV в.). Полуземлянки, керамика ручной работы - эти черты характерны для славян, что и заставило многих советских исследователей отнести Пастырское городище славянам. Другие исследователи говорят о смешанном славяно-булгарском населении Пастырского городища. Артамонов же, опираясь на сведения источников и на наличие восточных черт в Пастырской культуре, отнес ее кутригурам - протобулгарам.32 Вопрос о том, представляет ли Пеньковская культура (the Penkovo culture) смешение пришедших с севера славян с остатками Черняховской культуры, или это чисто славянская культура, принадлежащая племенам славян, занявшим освободившиеся земли по среднему Днепру, активно дискутируется. Есть также мнение, что она принадлежала антам, однако не вполне ясно, были ли анты славянским племенем, ассимилировавшим остатки более древнего иранского населения, или же они были славянизированными иранцами. Деревни раннепеньковского типа с их прямоугольными жилищами показывают, что их жители были славянизированы уже в IV в. Позже, в середине VII в., произошел приток населения степного происхождения (алано-булгар), которое принесло с собой горны пастырского типа и керамику, изготовленную на круге.

Итак, начиная с VII в., времени создания Болгарского государства и формирования Салтово-Маяцкой культуры, часть протобулгар приднепровской области освоила ряд ремесел, таких как обработка металла, гончарное дело, и достигла сравнительно высокого уровня их развития. Важно также отметить, что тесные контакты славян и протобулгар в этом регионе, привели к некоторому выравниванию их материальных культур.

Все исследователи указывают, что в конце VII или, что более вероятно, в начале VIII в. крупный производственный центр на среднем Днепре - Пастырское городище - был уничтожен в ходе военной операции, несомненно связанной с экспансией хазар. Наиболее вероятная дата этого события первые десятелетия VIII в., но, конечно же, не позднее 20-ых годов VIII в., когда хазары вступили в тяжелую и продолжительную войну с арабами. Этот удар положил конец развитию Пастырской культуры. Некоторые из этих традиций продолжили существование, но в более грубой деревенской форме, а некоторые переместились далеко на запад и юго-запад.

References

[1] Procopius. Op. cit., p. 588.

[2] V.I. Zlatarski. Istorija, T. I, 1, s. 128-138.

[3] L. N. Gumilev. Drevnie tjurki. M., 1967, s. 105-134.

[4] M.I. Artamonov. Istorija hazar, s. 140-141.

[5] Nicephorus. Op. cit., p. 24.

[6] Theophanes. Op. cit., p. 356-357.

[7] Nicephorus. Op. cit., p. 33.

[8] K.P. Patkanov. Iz novogo spiska, s. 28.

[9] K.P. Patkanov. Cit. sych., s. 26.

[10] I.S. Chichurov. Ekskurs Theofana o protobolgarah. - W: Drevnejshie gosudarstva na territorii SSSR. Materialii i issledovanija. M., 1976, s. 65-80.

[11] Theophanes. Op. cit., p. 373.

[12] Ibidem. p. 434.

[13] F. Vestberg. Zapiska gotskogo toparha. - Vizantijskij vremennik, XV, 2-3, 1908, s. 241.

[14] Nicephorus. Op. cit., p. 24.

[15] K.P. Patkanov. Iz novogo spiska..., s. 23.

[16] Jean, eveque de Nikiou. Chronique. Texte etiopien publie et traduit par H. Zotenberg. Paris, 1883, p. 400.

[17] Theophanes. Op. cit., p. 358.

[18] N.K. Kokovcov. Evrejsko-hazarskaja perepiska v X veke, s. 92.

[19] Hudud al-Alem. s. 32.

[20] Theophanes. Op. cit., p. 358.

[21] Theophanes. Op. cit., p. 372-373.

[22] V.F. Gening, A.H. Halikov. Rannie bolgarii na Volge, s.8-18.

[23] A.A. Bobrinskij. Pereschepinskij klad. - Materialii po arheologii Rossii, viip. 34. SPb, 1914, s. 111-120.

[24] G.I. Marshak, K.M. Skalon. Pereschepinskij klad. L., 1972.

[25] A. Marosi, N. Fettich. Trouvailles avares de Dunapentele. - AH, XVIII, 1936, p. 59-60;
Dezco Scallany. A kultur-bolgarok (hunok) regeszeti hagyate - kanak meghatarozasa. - Archeologiai Ertesito, 90, 1, 1963, p. 36, 38.

[26] Показателен рассказ Никифора от 619 года: "Прошло какое-то время и правитель народа гуннов, вместе со своими видными мужами и носителями копий, пришел в Бизантион (Константинополь) и попросил императора (Ираклия), чтобы он крестил его. Император оказал ему сердечный прием, а ромейские архонты приняли видных мужей гуннских, а их жены - гуннских жен. Принявшие крещение получили богатые дары и титулы." (Nicephorus, Op. cit., p. 12).

[27] Joachim Werner. Der Grabfund von Malaja Perescepina und Kuvrat, Kagan der Bulgaren. - Philosophische Klasse der Bayerischen Akademie der Wissenscheften. Abhandlungen (Neue Folge), Heft 91. Muenchen, 1984, S. 38-44.

[28] St. Vaklinov. Formirane na starobylgarskata kultura, s. 35.

[29] J. Ivanov. Bogomislki knigi i legendi. S., 1970, s. 282.

[30] Slov'jani ta ih sosudi v stepovomu Podniprov'i (II-XIII st.). K., 1975, s. 118.

[31] O.M. Prihodnjuk. Arheologichi pam'jatniki Serednego Pridniprov'ja VI-IX st. n. e. K., 1980, s. 103.

[32] M.I. Artamonov. Etnicheskata prinadlezhnost i istoricheskoto znachenie na pastriskata kultura. - Arheologija, XI, 1969, kn. 3, s. 1, 7-8;
Slavjane i bolgarii v Podneprov'e. - Berichte ueber den II Internationalen Kongress fuer Slawische Archaeologie, Band I. Berlin, 1970, S. 24-29.

ДОМОЙ

НАЗАД - I часть - http://odnapl1yazyk.narod.ru/protobul.htm

ВПЕРЕД - III часть - http://odnapl1yazyk.narod.ru/protobul03.htm

 



Hosted by uCoz