Это перевод англоязычного пересказа монографии Д.Димитрова Протобулгары северного и западного Черноморья (Варна, 1987) (автор английского текста Vassil Karloukovski). If you don't mind to read that stuff in English - here you are.
Еще по теме см.: Живко Войников "Алано-Древнеболгарское письмо" (ссылка для скачивания, объем 25 Mb, формат pdf).
Протобулгары и Салтово-Маяцкая культура.
После падения Великой Болгарии у протобулгарских групп произошли существенные перемещения. Уногундуры Аспаруха вынуждены были уйти на запад. После безуспешных попыток остановить хазар, часть котрагов также мигрировала - на северо-восток1. Другие переселились в Крым ближе к византийским приморским центрам2. Тем не менее, основная часть протобулгар осталась на месте, они признали верховную власть хазар над собой и стали их данниками. Источники утверждают, что среди них был и правитель уногундуров Батбаян3.
Из-за жестоких хазаро-арабских войн VIII в. оседлое население центрального Предкавказья вынуждено было уйти на север и расселиться в лесостепной области по верхнему течению рек Дон и Северский Донц. Данные источников, подтверждаемые археологией,5 показывают насколько безжалостным было обращение арабских захватчиков с населением Кавказа, что и вызвало эту миграцию. Переселенцы скорее всего направлялись в Донские степи и лесостепи, а также на Среднюю Волгу и Каму, территорию будущей Волжской Болгарии6.
С середины VIII в. начинается интенсивный процесс перехода прежде кочевых протобулгар к оседлости, происходивший на обширных территориях бассейнов Дона и северского Донца, в Крыму и Приазовье. Плетнева дает вполне убедительное объяснение этого явления - продолжительные войны и растущие выплаты дани хазарам лишили кочевников-протобулгар их основного средства к существованию - разведения скота. В результате чего, чтобы выжить, они были вынуждены обратиться к другим занятиям - ремеслам и земледелию7. Процессу (перехода к оседлости) также способствовало и растущее социальное расслоение протобулгарского общества.
Область Салтово-Маяцкой культуры (after M. Gimbutas, 'The Slavs', 1971)
(The map was produced using XEROX Map Viewer)
В середине VIII в. хазарский племенной союз, с появлением постоянных поселений, развитием ремесел и земледелия, перерос в государство. За удивительно короткий период обширная область от Дагестана до Днепра и от Предкавказья до верхнего течения Дона и Донца стала свидетелем зарождения новой сравнительно единой культуры. Общепринято, что основой для Салтово-Маяцкой культуры послужила Сармато-Аланская культура Восточного и Центрального Предкавказья V-VII вв. Однако первая распространилась на территорию много превышавшую ту, что населяли аланы, и включила в себя также области, занятые протобулгарами. Вот почему ее принято считать в равной степени аланской и протобулгарской8.
Подтверждением значительного вклада протобулгар в эту культуру является тот факт, что наличие той же, или близкой ей, культуры обнаруживают два государственных образования, в которых они играли важную роль - Дунайская Болгария и Волжская Болгария. Ляпушкин выделяет на территории Хазарского каганата два варианта Салтово-Маяцкой культуры - северный (аланский) и южный (протобулгарский), Плетнева же говорит о пяти вариантах - лесостепном (северном), дагестанском, донско-донецком, крымском и азовском10. Первый она относит к аланам, второй - хазарам, а остальные три - протобулгарам. Чтобы получить более точное представление о влиянии Салтово-Маяцкой культуры на Дунайскую Болгарию, важно проанализировать эти три протобулгарских варианта - донско-донецкий, азовский и крымский.
References:
[1] Theophanes. Op. cit., p. 357: " Вскоре после его (Кубрата) смерти пять сыновей его разделились и разошлись, каждый с подвластным ему народом. А первый сын, следуя воле отца, остается на землях предков и поныне. Второй, его брат, именем Котраг, перешел Танаис (Дон) и поселился на землях, что напротив (земель) его первого брата." Находки вдоль левого берега Днепра свидетельствуют о сопротивлении котрагов-кутригуров хазарам.
[2] I.A. Baranov. Nekotoriie itogi izuchenija tjurko-bolgarskih pamjatnikov Kriima. - Sb. Pliska-Preslav. 2, 1981, s. 57-71.
[3] Theophanes. Op. cit., p. 358: "И после того как они (болгары) раскололись на пять частей и ослабели числом, большой народ - хазары - явился из внутренних областей Берсилии и занял всю землю до самого Понта. И первый брат - Батбаян, правитель Bulgaria prima, стал их данником и хазары получают (с них) дань и посей день"
[4] M.I. Artamonov. Istorija khazar, s. 202-232.
[5] V.A. Kuznecov. Alanskie plemena Severnogo
Kavkaza, s. 30;
G.E. Afanasjev. Poselenija VI-IX vv.
rajona Kislovodska. - Sovetskaja arheologija, 1975, No 3, s. 60-61.
[6] S.A. Pletnjova. Vostochno-evropejskie stepi vo vtoroj polovine VIII-X vv., s. 77.
[7] S.A. Pletnjova. Ot kochevij k gorodam, s. 20-22.
[8] I.I. Ljapushkin. Pamjatniki saltovo-majackoj
kul'turii v bassejne Dona. - Materialii i issledovanija po
arheologii SSSR, 62, 1958, s. 147;
M.I. Artamonov. Sarkel-Belaja Vezha. -
MIA, 62, 1958, s. 45-48;
S.A. Pletnjova. Ot kochevij k
gorodam, s. 188.
[9] V.F. Gening, A.H. Halikov. Rannie
bolgarii na Volge. s. 126-131;
E.P. Kazakov. O bolgaro-saltovskom
komponente v pogrebal'niih inventarijah rannej Volzhkoj Bolgarii.
- V: Pliska-Preslav. II, s. 127-132.
[10] S.A. Pletnjova. Ot kochevij k gorodam. s. 186.
Протобулгары к востоку от Азовского моря в VIII-IX вв.
В ходе хазарской экспансии большинство протобулгарских племен, оставшись на своих землях, подчинились хазарам. Походы арабов 20-30-ых годов VIII в. не оказали какого-либо существенного влияния на эту ситуацию. Зато на аланах центрального Предкавказья они отразились самым серьезным образом. Часть протобулгарского населения восточного Предкавказья, из междуречья Терека и Сулака, также мигрировала к своих соплеменникам на Дон и Азовское побережье. Вполне возможно, что баранджары, упоминаемые у ибн-Фадлана в 922 году как живущие среди протобулгар на Волге, были иммигрантами из Северного Дагестана, где они были известны восточным хроникам под именем беленджеры. Правда, надежных археологических доказательств, подтверждающих присутствие дагестанских протобулгар в Волжской Болгарии, до сих пор нет. Это заставляет нас сделать вывод о том, что в то время уногундуры-булгары хана Батбаяна попрежнему занимали земли к востоку от Азовского моря.
Документальные источники не указывают точного расположения уногундуров хана Батбаяна, так что они могли занимать как восточный берег Азовского моря так и нижнее течение Дона. Последнее подтверждается северной ориентацией могил в Саркеле, Семикаракорском городище и особенно в Артюганском некрополе. Могилы эти, конечно же, могут принадлежать и остаткам отступивших на запад уногундуров хана Аспаруха. Однозначного решения эта проблема не имеет, к тому же "Армянская география" упоминает и другие, хотя и менее многочисленные, группы протобулгар, проживавшие в восточном Предкавказье, но район этот на сегодняшний день еще недостаточно изучен, чтобы давать подробное описание различных местных групп протобулгар.
Основные сведения об истории протобулгар Азовского побережья было почерпнуты из ранних средневековых слоев двух городов Таманского п-ова - Фанагории и Таманского городища. В конце VII - начале VIII вв. Фанагория явно переживала свое возрождение, произошел мощный приток нового населения, улицы города подверглись перепланировке. Появились новые здания с каменными фундаментами и кирпичными или глинобитными стенами. Фундамент выкладывался новой техникой - "в елочку"1, характерной для Кавказа (например Верхнечирюртовское городище на реке Сулак). Город процветал в VIII-IX вв., став тогда важным административным и ремесленным центром. В этот период основным населением города были протобулгары, это видно по брахиокранным черепам того же типа, что и в некрополе Зливки ('Zlivki'), по типу керамики и по широкому распространению строительной кладки в "елочку". Фанагория просуществовала до IX в., когда она была сожжена и опустела, вероятно в результате нашествия печенегов.
Почти ту же картины встречаем мы и в Таманском городище2, с той разницей, что в отличие от Фанагории, оно снова вернулось к жизни и продолжило существовать и в последующие века как один из важных центров, известный под названием Матарха - Таматарха - Тмутаракань.
В научной литературе булгары Кубани часто отождествляются с Купи-булгарами "Армянской географии"3 и четко отделяются от уногундуров-булгар (Oghondor = Olhontor-Blkar), последние считаются булгарами Азовского побережья. Таким образом, Купи-булгары скорее всего проживали к югу от земель уногундуров, по нижнему и среднему течению Кубани вплоть до предгорий центрального Предкавказья. Похоже, судя по западной ориентации могил, Пашковский и Ясеновополянский некрополи принадлежат кубанским булгарам.
Нередко к им также относят и керамические котлы с внутренними выступами, часто встречающиеся среди находок центрального Предкавказья.4 Кузнецов допускал что подобные котлы, найденные в окрестностях Кисловодска, были оставлены протобулгарами, заселившими в конце VII в. эти покинутые аланами земли. Идея о проникновении протобулгар в центральное Предкавказье была разработана Й.Федоровым и Г.Федоровым, заметившими, что подобные котлы были найдены также в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии5. Ковалевская, однако, датирует их X-ым в. и относит их к более поздним кочевникам - печенегам или половцам.6 Возможно, Ковалевская до определенной степени права, однако полное отрицание связи некоторых из подобных сосудов с протобулгарами приводит к затруднениям при объяснении того, как такие же котлы с внутренними выступами оказались не позднее конца IX в. в дунайской Болгарии - в центре гончарного производства близ деревни Топола (Topola), район Добрыч (Толбухин) (Dobrich (Tolbuhin))7. Нет никаких сомнений, что часть азовских протобулгар, бежавших от хазар, поселилась в районах центрального Кавказа, пригодных для занятия скотоводством, которые покинули их прежние жители - аланы. Как протобулгарские можно интерпретировать три ямных некрополя в Кабардино-Балкарии - близ аула Зилги, на правом берегу реки Кардан и на горе Кешене-алы (Keshene aly) близ селения Советское (Кашкатау) в долине реки Черек (Cherek )8. Могилы имеют западную и юго-западную ориентацию. В одной из могил в Кешене-алы ноги покойного, видимо, были связаны. Способ погребения и сопутствующие предметы из могил в этих некрополях - все это заметно отличается от местной северо-кавказской культуры и имеет параллели с некрополями Зливского ('Zlivka' ) типа.9
Карта протобулгарских некрополей
в Восточной Европе VII-IX вв.
1. Verhnij Chirjurt; 2. Novo-Labinskaja; 3.
Borisovo; 4. Pashkovskaja; 5. Djurso; 6. Jasenovaja poljana; 7.
Artuganovo; 8. Sarkel; 9. Semikarakori; 10. Phanagorija; 11.
Bagaevskaja; 12. Zilgi; 13. River Kardan; 14. Sovetskoe (Kashkatau);
15. Zlivki; 16. Zalimanie; 17. Shejkovka; 18. Pokrovskoe; 19.
Krimskij; 20. Krivjanskij; 21. Nedvigovskij; 22. Volokonovka; 23.
Jutanovka; 24. Netajlovska; 25. Dmitrievka; 26. Zholtoe; 27.
Novolimarevka; 28. Dronovka; 29. Kamensk; 30. Majaki; 31. Right-bank
Cimljanskoe; 32. Gukovo
(The map was produced using XEROX Map Viewer)
Все же находки сделанные в горных долинах Кабардино-Балкарии пока еще слишком немногочисленны и недостаточны, чтобы подтвердить протобулгарское присутствие. Но в верхнем течении Кубани есть замечательный центр кубанских протобулгар - Хумаринское городище. Оно расположено на высоком правом берегу Кубани неподалеку от аула Хумара и в 11 км к северу от города Карачаевска. Эта крепость защищала подступы к Клухорскому проходу (Kluhor pass), который связывает долину Кубани с городом Сухуми на Черноморском побережьи.9 Городище занимает узкий и протяженный холм окруженный глубокими ущельями и связанный с плато узким перешейком. Стены защищали участок в 840 м длиной и 480 м шириной, т.е. около 250 декааров. В 1963 году Кузнецов опубликовал несколько рунических надписей и символов из Хумары11 и с 1974 там начались систематические раскопки.12 Раскопки выявили стену укрепления толщиной 5-6 м обходившую холм по краю, сложенную из обтесаных камней следующих размеров: 0.9 x 0.4 x 0.3 м, 0.5 x 0.35 x 0.2м и иногда 1.4 x 0.3 x 0.2 м. Наиболее крупные блоки располагались у башен и в нижней части кладки стены. Фундамента не было - стены клались прямо на выровненную поверхность земли. Внешняя сторона стен всегда выкладывалась из хорошо обтесанных каменных блоков, внутренняя же кладка состояла из камней не столь правильной формы. Обычно слои кладки чередовались: сперва шел слой камней, выложенных длинной стороной вдоль стены, затем слой камней длинной стороной поперек стены и так далее. Основным соединительным материалом была глина, известковый раствор применялся лишь для нижней части внешней лицевой стороны стены. Вдоль стены располагались 20 равноудаленных друг от друга башен, а высокая часть в восточной части крепости представляла собой цитадель.
Рядом с прямоугольной башней на юго-западном конце крепости, у ее подножия, было раскопано небольшое, но весьма любопытное здание, построенное позже самой крепости. Оно представляет собой отдельное прямоугольное помещение, 7 м длиной и 6,2 м шириной. Стены, толщиной 0,75-1,0 м, состоят из весьма тщательно обтесанных каменных блоков. В центре помещения располагалась квадратная (2,5x2,4 м) платформа, опоясанная вдойным рядом обтесанных каменных блоков. Глинобитная платформа имеет следы кострища, а здание в целом ориентировано в направлении летнего восхода солнца. Все признаки указывают на культовый характер сооружения, которое можно сопоставить с зороастрийскими святилищами, в которых алтарь с огнем занимал центральное место. Ранее описанные языческие верования населения города Варачан, столицы "Царства гуннов" прекрасно иллюстрируют религиозный синкретизм, объединивший верховное божество тюрок - Тенгри - Тангрихан'а и иранского бога солнца Куару (Куара - Kuara). Можно предположить, что поклонники Тангрихана позаимствовали у зороастрийцев план святилища, а вместе с ним и некоторые элементы их культа огня. Это же подтверждает и ряд находок из политических и религиозных центров Дунайской Болгарии. В первой ее столице - Плиске, резиденции булгарских правителей, есть такое же здание - - two entered one into another squares of ashlars13. Второе, больших размеров, здание ориентирорванное на восход, было выкопано близ Тронного дворца в Плиске. Религиозное назначение здания подтверждается тем, что с принятием христианства оно было перестроено в церковь (так называемая Дворцовая церковь)14. Подобные здания найдены и в Преславе15. Языческое святилище, имеющее такой же план, есть и в протобулгарском религиозном комплексе Мадара (Madara), неподалеку от Даул-таша (Daul tash)16
Схема Хумаринского
святилища.
Для Хумаринского городища характерно большое количество рунических символов, букв и слов на стенах и зданиях. Они были сделаны не только после, но в процессе возведения крепости - граффити были обнаружены на блоках внутренней кладки стены17, некоторые символы были обнаружены даже под слоем известкового раствора. Чаще всего встречаются изображения сошки (bipods), трезубца (tridents), свастики, буквы Х и Н, а также очень характерная для протобулгарских находок на Дунае буква Y.
Хумаринское городище.
Башня возле ворот из отесанных
каменных блоков. На заднем плане -
цитадель крепости.
Еще первый исследователь, Кузнецов, указывал на то, что Хумаринские находки близки Салтово-Маяцкой культуре, которая связана с протобулгарами. Керамика не отличается от Салтово-Маяцких образцов Приазовья. Многочисленные буквы рунического алфавита и даже целые слова, а равно и специфические граффити также указывают на протобулгар. Хумаринское городище по керамическим изделиям датируется VIII-X вв.18 Раскопки выполнены в объеме недостаточном, чтобы точно определить какой из протобулгарских групп принадлежало население Хумаринского городища, к тому же нет пока и хорошо изученного некрополя. Однако остатки раннего аланского поселения (IV-VII вв.), обнаруженные под крепостью, указывают на то, что эта группа протобулгар достигла верхнего течения Кубани уже после начала хазарской экспансии VII в. и вследствие этой экспансии.
Часть оборонительной
стены Хумаринского городища и
языческое святилище за ней.
Хумаринское городище является очень важным примером протобулгарской культуры. Это наиболее ранний случай протобулгарского монументального сооружения исполненного в технике этого типа (клеточная - quadra type technique). Эта техника резко отличается от техники современных и более ранних местных, преимущественно аланских, крепостей центрального Предкавказья. Очевидно? она была позаимствована в странах Закавказья и Ближнего Востока, где клеточная техника была широко распространена. Подобна Хумаринской и крепость Дербента, где также подтверждается (керамика, характерные рисунки коней и всадников), пусть и эпизодическое, присутствие протобулгар. Конечно, между Дербентской и Хумаринской крепостями есть отличия: клетки (quadras) кладки в Дербенте более единообразны и образуют горизонтальные ряды правильной формы, соединенные известковым раствором, к тому там имеется хороший фундамент. В Хумаре размеры клеток разнятся, ряды неровные, известковый раствор используется редко. Строители не смогли даже заложить фундамент, они просто выровняли повехность земли, даже не удалив мягкий почвенный слой. Поэтому им пришлось сделать стены очень толстыми - 5-6 м. Варварский способ строительства указывает на то, что крепость возводили недавние кочевники, прежде не имевшие подобного опыта. Такими кочевниками в то время могли быть только протобулгары.
Уже в конце (поза)прошлого века Ф.Миллер выдвинул гипотезу, что название одного из тюркских народов Кавказа - балкарцев - это сохранившийся древний этноним булгар(ов)19. Его аргументация была принята почти единодушно теми учеными, которые признавали вклад протобулгар в этногенезис балкарцев20 и родственных им карачаевцев, населяющих верхнее течение Кубани21, где и находится Хумара. Данные источников и археологии четко подтверждают присутствие кубанских протобулгар в долине Кубани и в современной Балкарии, где они смешались с остатками местного аланского населения и ассимилировали их22. Однако, есть и другая точка зрения: часть ученых полагает, что решающий вклад в этнический облик и развитие языка карачаевцев и балкарцев внесли половцы(куманы/кипчаки) в более позднюю эпоху.24
References:
[1] S.A. Pletjnova. Drevnie bolgarii, s. 13, 15.
[2] S.A. Pletnjova. Srednevekovaja keramika Tamanskogo gorodishta, s. 5, 66-68.
[3] K.P. Patkanov. Iz novogo spiska ..., s. 29.
[4] V.A. Kuznecov. Glinjaniie kotlii Severnogo Kavkaza. - Kratkie soobshtenijaInstituta arheologii AN SSSR, 99, 1964, s. 34, 38-39.
[5] Ja. A. Fjodorov, G.S. Fjodorov. Rannie tjurki na Severnom Kavkaze, s. 71-73.
[6] V.B. Kovalevskaja. Arheologcheskie sledii prebiivanija drevnih bolgar..., s. 50.
[7] L. Bobcheva. Glineni kotli ot rannosrednovekovnoto selishte pri s. Topola, Tolbuhinski okryg. - Izvestija na Narodnija muzej - Varna, XVI (XXXI), 1980, s. 126-130.
[8] V.A. Kuznecov. Alanskie plemena Severnogo Kavkaza, s. 80-81.
[9] E.I. Krupnov. Otchet o rabote arheologicheskoj ekspedicii 1947 g. v Kabardinskoj ASSR. - Uchen. zap. Kabardinskogo NII, IV, Nal'chik, 1948, s. 317-318.
[10] H.H. Bidzjiev, A.V. Gadlo. Raskopki Humarinskogo gorodishta v 1947 godu. - V: Arheologija i etnografija Karachaevo-Cherkessii, Cherkesk, 1979, s. 27.
[11] V.A. Kuznecov. Nadpisi Humarnskogo gorodishta. - Sovetskaja Arheologija, 1963, No 1, s. 298-305.
[12] N.H. Tatorkulov. Raskopki gorodishta Humara. - Arheologicheskie otkriitija 1977 g., M., 1978, s. 107-108.
[13] Peter Karasimeonov. Neue Ausgrabungen in der Residenz von Pliska. - Izvestija na Bylgarskija arheologicheski institut, XIV, 1940-1942, S. 162, Abb. 229, 236.
[14] St. Mihajlov. Dvorcovata cyrkva v Pliska. - Izvestija na Arheologicheskija institut, XX, s. 229-264.
[15] J. Gospodinov. Razkopki v okolnostta na
Preslav. - Izvestija na Varnenskoto arheologichesko druzhestvo,
VI, 1916-1918, s. 158-159;
N. Mavrodinov. Prouchvane na cyrkvata vyv "Vynkashnija
grad" na Preslav. - Godishnik na Narodnija muzej - Sofija,
V, 1933, s. 223-228.
[16] D. Ovcharov. Prabylgarskite kapishta - proizhod i prednaznachenie. - Vekove, XII, 1983, kn. 2, s. 56-62.
[17] H.H. Bidzhiev, A.V. Gadlo. Opt. cit., s. 46.
[18] H.H. Bidzhiev. Humarinskoe gorodishte (VIII-X vv.). - V: Sbronik v pamet na St. Vaklinov, S., 1984, s. 122-123.
[19] V.F. Miller. Osetinskie etjydii, t. III, M., 1887, s. 60.
[20] Современные балкарцы проживают в ряде горных долин центрального Предкавказья на территории Кабардино-Балкарской республики. Численность примерно 50 000 человек.
[21] Karachais inhabit the upper cource of Kuban, the hightermost part of Caucasus next to Elbrus. According to the cencus of 1970, they number 112,711 people.
[22] E.P. Alekseeva. Nekotoriie zamechanija po voprosu proishozhdenija balkarcev i karachaevcev, s. 103-106. - V: Sb. materialii nauchnoj sessii po probleme proishozhdenija balkarskogo i karachaevskogo narodov (22-26 ijunja 1959 g.). Nal'chik, 1960.
[23] A.H. Sottaev. Proishozhdenie balkarcev i karachaevcev po danniim jaziika, s. 83, 94 - V: Cb. materialii nauchnoj sessii po probleme ..., Nal'chik, 1960.
[24] L.I. Lavrov. O nekotoriih etnograficheskih
danniih po voprosu proishovdenija balkarcev i karachaevcev. s. 66-67;
T.H. Kumiikov. Etnogenezis balkarskogo i
karachaevskogo narodov v istoricheskoj literature, s. 22-24. - V:
Sb. Materialii nauchmoj sessii po probleme ..., Nal'chik, 1960.
Протобулгары к северу от Черного и Азовского морей в VIII-IX вв.
Продолжительные раскопки в северном Причерноморье и Приазовье показали, что VIII-IX вв. в этом регионе обитало многочисленое население, создавшее так называемую Салтово-Маяцкую культуру. Ее носителями были, по преимуществу, протобулгары и аланы1. Особенно важен тот факт, что в то время как кочевые протобулгары почти не оставили там своих следов вплоть до VIII в., уже в середине VIII в. возникает множество постоянных поселений и укрепленных мест2. Появлению и развитию Салтово-Маяцкой культуры способствовали переход аланов и протобулгар к оседлости и внутренняя стабилизация Хазарског каганата. Наибольшая концентрация Салтово-Маяцких находок обнаружена в области вдоль течения рек Дон и Северский Донец, и эти находки демонстрируют множество общих черт с культурой Дунайской Болгарии.
Общепринято, что аланы верхнего течения Дона и С.Донца были переселенцами с Северного Кавказа, которые были вынуждены покинуть родные места из-за арабской экспансии. Достигнув своих новых земель, они вскоре осели. Этот факт говорит о том, что они были оседлым народом уже до своей миграции. Похоже, что некоторые аланы-кочевники, прежде жившие той же кочевой жизнью, что и протобулгары северного Причерноморья, также перешли к оседлости. Это значительно увеличило численность оседлых аланов.
Гораздо более сложным представляется вопрос о происхождении протобулгар, занявших земли к югу от лесостепной зоны, по нижнему течению Дона и по нижнему и среднему течению С.Донца. До сих пор не существует надежных свидений о какой-либо миграции протобулгар из этого региона, вызванной хазарской экспансией, за исключением "передвижения" части котрагов. Гораздо сильнее (хазарской экспансией) было затронуто население степной зоны по левому берегу среднего и нижнего течения Днепра, как о том и свидетельствуют находки "перещепинского" типа. Недавно некоторые ученые высказали предположение о том, что протобулгарское население появилось на нижнем Дону и среднем С.Донце только в середине VIII в., после хазаро-арабских войн. Согласно этой точке зрения, огромные массы протобулгар покинули каспийские степи и предгорья Кавказа и переселились в северо-западном направлении3. Сомнений нет, походы арабов вызвали серьезные перемещения народов Северного Кавказа. Мы уже упоминали в связи с этим аланов. Вполне возможно, что степные просторы к северу от Азовского моря и Крыма приютили каких-то переселенцев из Предкавказья, но их число не могло быть большим и они были вскоре ассимилированы местным протобулгарским населением. Более того, считается, что центральное Предкавказье было занято переселенцами из восточного Предкавказья. Это должно было прекратить дальнейший приток протобулгар в земли по Дону и С.Донцу. Показательно, что некрополи с северной ориентацией могил, которые характерны для восточного берега Дона и Северного Дагестана, не появляются в землях к западу от Дона. Зато они обнаружены по левому берегу Дона - Артюганово, Саркел, Семикаракорское городище. Эти некрополи могли принадлежать выходцам из Северного Дагестана, как о том свидетельствует виноградарство (*вероятно, сорта винограда и/или технология), развивавшееся в правобережном Цымлянском городище.
Исследования Плетневой, дополненные некоторыми последующими работами, позволяют реконструировать процесс превращения бывших кочевников-протобулгар в оседлых крестьян, ремесленников и строителей, сумевших создать ряд впечатляющих памятников.
Прежде уже упоминалось, что наиболее ранние находки, связанные с протобулгарами на нижнем Дону - это обширные по площади коллективные стоянки кочевников (курени). Фрагменты крымских и византийских амфор, обнаруженные там, датируются VII или даже VI вв. Похожая картина наблюдается и в среднем течении Северского Донца. По верхним течениям его небольших притоков были найдены остатки обширных временных стоянок кочевников. Находки довольно скудные (в основном керамика ручной работы и импортные амфоры), что указывает на то, что эти стоянки посещались лишь эпизодически.4 Примерно в это же время появляется и другой тип временных стоянок - лагеря, расположенные в защищенных от холодных степных ветров речных долинах. Там находок в 2-3 раза больше и доля керамики, изготовленной с помощью круга, выше. Скорее всего эти стоянки служили зимними убежищами кочевников.
На следующем этапе освоения земель скотоводы создавали небольшие постоянные поселения вдоль среднего и верхнего течений небольших притоков. Сперва там появились небольшие временные поселения по берегам рек на террасах, неподверженных наводнениям. У них уже есть четко определяемый культурный слой, до 0,3-0,5 м толщиной, т.е. люди в них проживали уже довольно подолгу. Раскопки в Подгаевке и Новокилимаревке показали, что такие поселения состояли из 8-10 домов, выстроенных полукругом и образующих внутренний двор. Преобладает керамика, изготовленная на круге. Эти небольшие стоянки (аулы) принадлежали немногочисленным полукочевым группам, возникшим после распада племенных структур (куреней).
Временные поселения, оказавшиеся удобными для оседлой жизни, развились в постоянные. Последние значительно отличались от первых по своей топографии и структуре. В то время как временные поселения чаще всего располагались в поймах верховий речных долин, на участках, где были в изобилии пастбища, постоянные поселения располагались, как правило, на правых высоких берегах в среднем и нижнем течении рек, в местах пригодных для земледелия. В отличие от временных поселений, они имеют четко выраженный культурный слой, богатый находками. Керамика почти исключительно изготовленная на круге, среди находок попадаются также жернова, серпы, сошники (часть плуга) и т.д. Легкие съемные юрты заменили жилища круглой или округлой формы, некоторые из которых были врыты в землю на 0,4-0,5 м или даже на 1,0-1,5 м, представляя собой, таким образом, полуземлянки.
Переход к оседлости алано-булгарского населения в середине VIII в. привел также к появлению укрепленных поселений. Наиболее ранние из них располагались на речных мысах, имевших таким образом естесственную защиту, их окружали земляные валы, заключавшие в себе сравнительно большие участки - площадью 40-70 декааров. Население этих крепостей было постоянным.
Укрепленные поселения другого типа защищали каменные стены (до 5 метров толщиной), но их площадь была значительно меньше. Они также располагались на речных мысах. Часто (в 5 городищах из 12) внутренняя и наиболее труднодоступная часть - цитадель, была дополнительно защищена еще одной каменной стеной. Особенно важны для изучения Салтово-Маяцкой и древнеболгарской культур два таких городища - Маяцкое и Правобережное Цимлянское (Right-bank Cimljanskoe gorodishte).
Правобережное Цимлянское городище (см. Map) находится в 250 км к северо-востоку от устья Дона. Крепость занимает мыс треугольной формы с крутыми склонами, связанный с основным плато очень узким перешейком.
Схема правобережного Цимлянского городища (согласно Плетневой).
Каменные стены 4-метровой толщины имеют внутреннюю и внешнюю облицовки, сложенные из белых тесаных каменных блоков (размером 0.6 x 0.3 x 0.3 м), пространство между ними заполнено более мелкими камнями и галькой. Ряды тесаных камней выложенные в ширину (длинной стороной блока поперек), чередуются с рядами выложенными вдлину. Высота стен - 4 м, имелись также 5 башен - 2 из них защищали перешеек, еще две возвышались над Доном. Внутреннее пространство крепости было населено, однако там больших строений не обнаружено. Жилища представляли собой либо легкие юрты (видимо, круглые глинобитные сооружения, а не юрты в буквальном смысле), либо полуземлянки. Одна из юрт сохранилась достаточно, чтобы определить ее размеры - 6.5x5 м. Она имеет 3 помещения, интерпретируемых Плетневой как мужская и женская части, а также соединительное центральное помещение. Скорее всего это здание принадлежало местному феодалу, правителю крепости.
Подходящего строительного материала по близости не обнаружено, ближайшие каменоломни, которые могли бы его обеспечить, располагаются примерно в 100 км вверх по Дону. Белокаменная крепость на вершине холма с крутыми склонами должно быть имела внушительный вид.
Раскопки выявили множество железных орудий земледелия - серпы разных типов, легкие и тяжелые сошники (лемехи - ploughshares), косы и т.д. Весьма интересны железные серпы для винограда. Эта находка в крепости, расположенной в одном из важнейших центров разведения винограда на юге России, говорит о древнем происхождении местной традиции виноградарства.
Население покинуло крепость, бежав от какого-то врага. Часть своего имущества они закопали в землю, но так за ним и не вернулись. Современные раскопки извлекают на свет эти "сокровища" - орудия земледелия, рыболовные снасти, другие инструменты, свидетельствующие о занятиях местных обитателей. Многие предметы представляют собой части воинского снаряжения - железные наконечники стрел и копий, упряжь, стремена и т.д. Один из "кладов" состоит из части кузнечного (наковальня, щипцы, резцы, напильники), плотницкого (топоры, пилы, различные резцы) и ювелирного (небольшая наковальня, кусачки, небольшие молоточки) оборудования. Керамика типичная для Салтово-Маяцкой культуры, характерно большое количество котлов с внутренними выступами.
Крепость была построена в последней четверти VIII в. Несмотря на искусственные и естественные укрепления, враг взял ее штурмом и разрушил, не пощадив и население, в основном женщин и детей. Под обгоревшими стенами жилищ во многих местах были обнаружены скелеты. Конечная дата существования Правобережного Цимлянского городища определяется по найденым там сассанидским и арабским монетам (около 50 штук) первой четверти IX в. Исследования показали, что в это время другие поселения по близости, хотя они и не были столь защищенными, не пострадали, что исключает нападение внешнего врага. Плетнева полагает, что Правобережное Цимлянское городище разрушил правитель соседней хазарской крепости Саркел, который не мог допустить в своем регионе присутствия независимого протобулгарского правителя5. Артамонов, однако, не разделяет эту точку зрения. Он считает, что принятие хазарами иудаизма, породило затяжные междоусобные войны. Цимлянский правитель, возможно принявший сторону врагов хазар, был за это соответственно наказан. Разрушив Правобережное Цимлянское городище, хазары построили новую крепость - Саркел, которая стала их главной твердыней в этом регионе.
Часть населения после разгрома снова вернулась в Цимлянское г., однако оно уже утратило свое военное значение и превратилось в обычную рыбацкую деревню. Позже, в конце IX начале X вв. его вновь разрушили печенеги.
Не меньший интерес представляют собой и руины Маяцкого городища (см. Map), находящиеся на северной границе степной зоны с лесостепью. Это самый северный образец Салтово-Маяцкой культуры.
Схема Маяцкого городища.
Руины расположены на холме высотой 80 м, представляющем собой мыс неподверженной наводнению террасы в низовье реки Тихая Сосна, в месте ее слияния с Доном. Отосительно легкий доступ к месту вызвал необходимость проведения большого объема дополнительных работ по его укреплению - перешеек мыса был перерезан рвом 6-метровой глубины и 12-13-метровой ширины. Прямоугольная крепость (100x85 м) была сложена из ровных тесаных блоков размерами 0.6 x 0.3 x 0.3 м (совпадают с размерами блоков Правобережного Цимлянского городища). Как и в двух остальных случаях стены не имеют фундамента, они выкладывались непосредственно на выровненную землю. Блоки образуют две стены пространство между которыми заполнено не столь ровными блоками и галькой. В основном толщина стен - 6 м, местами до 7 м, высота - 6,0-6,5 м. Вход, располавшийся в северо-западной стене, защищали массивные прямоугольные башни. Внутреннее укрепление, площадью 42x27 м, примыкавшее к юго-западной стене, служило резиденцией местного правителя.
Part of the built of quadras wall of the Majackoe
gorodishte.
Majackoe gorodishte. Part of the inner side of the
wall with the typical ashlar blocks.
К востоку от руин крепости располагается большой катакомбный некрополь. Особенности захоронений (небольшое количество сопутствующих предметов, преобладание одиночных захоронений, некоторые особенности структуры дромоса и т.д.) позволяют соотнести их с протобулгарскими, особенно с катакомбами Верхнего Чирюрта. Еще одна их особенность - множество знаков и рисунков, вырезаных или нацарапаных на известняковых клетках (quadras) укреплений. Помимо изображений коней, ослов, оленей и др.животных; сцен сражения всадника и пешего воина и т.п., есть также немало знаков-символов - свастики, пентаграммы, кресты, а также рунические надписи. Эти рисунки, знаки и рунические надписи полностью совпадают с найденными на территории современной Болгарии, а также с обнаруженными в сокровищах Надь-Сент-Миклоша (современная Румыния). Все эти свидетельства заставили Плетневу отнести Маяцкое городище к число типичных памятников протобулгарского происхождения. Вполне правдоподобным представляется и ее предположение о том, что его могли построить переселенцы из П.Цимлянского городища, укрывшиеся на севере у дружественных им аланов после того, как их город был уничтожен хазарами.
Протобулгарское присутствие отмечается также и в Саркеле, важнейшей хазарской крепости в этом регионе. Саркел, находящийся ныне под водами Цимлянского водохранилища, был построен в 15 км на восток от Правобережного Цимлянского городища. Раскопки6 показали, что в хазарскую эпоху основным населением Саркела были протобулгары - рисунки, знаки, руны Маяцка и Саркела очень близки, им также соответствуют их аналоги на каменных клетках (quadras) и кирпичах кладки из Плиски - первой болгарской столицы. Как и в дунайской Болгарии, многие из этих знаков были выцарапаны на стенах и рукоятках керамической посуды, например амфор. Само название города Саркел ("Белый Дом/ Белая Крепость" - русское название - Белая Вежа) не подходит его краснокирпичным стенам. Артамонов весьма убедителен, когда утверждает, что Саркел, постоенный после разрушения белокаменной крепости (П.Цимлянского городища, которое вероятно и называлось "Белый Дом/ Белая Крепость") на другом берегу реки, перенял ее название.
Многочисленные руны и символические знаки на кирпичах Саркела имеют очень важное значение, учитывая скудность подобных материалов в Правобережном Цимлянском городище. К сожалению, в 1744 каменные блоки последнего были вновь пущены в ход военными и все граффити были утрачены.
Переселенцы из Северного Дагестана очевидным образом повлияли на гончарное производство в области нижнего Дона - местные печи для обжига идентичны по структуре найденным в Андрейаульском городище. Однако, наибольшее влияние на развитие протобулгарской керамики оказали традиции аланов.
Две белокаменные крепости, построенные на берегах Дона, заметно отличаются от аланских каменных укреплений, равно как и от хазарской крепости Саркел. Зато они вне всяких сомнений родственны Хумаринскому городищу на Кубани, а также ряду укреплений Дунайской Болгарии.
Уже упоминалось о том, что протобулгары верили, будто человеком при определенных условиях может овладеть злой дух. Соответственно, существовал (как это видно из похоронных обрядов) и ряд "предохранительных мер". Подобным же образом объяснялось и неестественное поведение людей, страдавших умственным расс3тройствами и эпилепсией. Для "изгнания" злого духа, помимо обычного набора заклинаний и прочих религиозно-магических процедур, существовали иные, более радикальные меры, которые применяла особая категория знахарей. Они совершали трепанацию черепа, обычно в области саггитального шва (saggital suture). Значительное число таких трепанаций, иногда по нескольку на одном черепе, обнаруживается у этой группы протобулгар, и, особенно, у волжских болгар7. Но протобулгары Северского Донца пошли дальше - в некрополе Желтое, под Ворошиловградом, были найдены 2 черепа не с символической, а с медицинской трепанацией: к черепам были присверлены серебряные пластины (the sculls were bored by a silver plate), в одном случае у пациента было кровоизлияние в мозг (haemorrhage of the brain), а другом - опухоль мозга (brain tumour).8
References:
[1] I.I. Ljapushkin. Pamjatniki saltovo-majackoj kul'turii v bassejne r. Dona, s. 85-150.
[2] S.A. Pletnjova. Drevnite bylgari v Iztochna Evropa, s. 33
[3] S.A. Pletnjova. Drevnite bylgari ..., s. 12, 16.
[4] S.A. Krasil'nikov. Vozniknovenie osedlosti u prabolgar Srednedonech'ja. - Sovetskaja Arheologija, 1981, No 4, s. 110-111.
[5] S.A. Pletnjova, Ot kochevij k gorodam ..., s. 39. То, что население крепости было протобулгарским подтверждает и антропологический материал из сгоревших жилищ - он принадлежит брахиокраным европеоидам с легкими монголоидными признаками - черты характерные для протобулгар из некрополя Зливка (Zlivka).
[6] M.I. Artamonov, Istorija khazar, s. 313-316; V.V. Ginsburg. Antropologicheskij sostav naselenija Sarkela - Beloj vezhi i ego proizhozhdenie. MIA, 109, 1963, s. 260 sl.
[7] P. Boev. Simvolichni trepanacii ot SSSR. - IIM, XI, 1965, s. 133 sl.
[8] K.I. Krasil'nikov, A.A. Ruzhenko. Pogrebenie hirurga na drevne bolgarskom mogil'nike u s. Zheltoe. - SA, 1981, No 2, s. 284-288; G. markov, D.Il. Dimitrov. Simvolichni i lechebni trepanacii u prabylgarite. - Jubilejna nauchna sessija na VMI - Varna (XI.1981 g.). Varna, 1982, s. 199-202.
Протобулгары в Крыму в VIII-IX вв.
Крым и Керченский п-ов также подверглись влиянию волн переселений первой половины и середины первого тысячелетия - разрушения, сопутствовавшие нашествиям готов и гуннов, привели к тому, что небольшие города и почти все неукрепленные деревни опустели. Среди крупных городов меньше других пострадал Херсонес, сохранивший свои прежние позиции. Пантикапей (современная Керчь), столица Боспорского царства, также уцелел, сменив свое имя на Боспор. Его население и размеры существенно сократились, а культура огрубела1. Как и другие сохранившиеся приморские поселения, Боспор занялся снабжением степных народов ремесленными изделиями - керамической посудой, украшениями, другими предметами роскоши.
В VI веке новый степной народ начал расселяться по пришедшим в упадок селениям и руинам заброшенных городов. Однако процесс шел довольно медленно до середины VII в. После распада Великой Болгарии и особенно ближе к концу VII в. произошел мощный приток кочевников в равнинную часть Крыма. Процесс еще больше усилился в VIII в., когда новые поселенцы стали занимать не только равнины, но, проникнув в центральную область Тавриды, достигли северо-западного побережья п-ова2. Так, за довольно короткий период этнический характер местности претерпел значительные изменения, и появилась новая культура. Археологические исследования последних десятелетий выявили более 100 деревень и 10 некрополей и пролили свет на этно-культурные процессы в регионе3.
Большинство из этих поселений не имели укреплений, что легко объясняется политической стабильностью , установившейся на юге Восточной Европы, после укрепления власти хазар. Деревни в основном располагались у воды, в речных долинах или на морском побережье. Очевидно, их жители стремились к условиям наиболее благоприятным для земледелия и скотоводства. Другой их собенностью является то, что эти новые строители не принимали в расчет уже существовавшие постройки. Хотя обычно для строительства они избирали новые участки, но нередки и совпадения, когда новые жилища врывались в землю прямо в пределах прежних. Поселения эти имели немалую площадь - в среднем 200-250 декааров, а иногда и до 1600 декааров (Тау-Кыпчак), но это не значит, что они были многолюдными - они состояли из нескольких групп жилищ, которые (группы) отстояли друг от друга на 50-200 м. Исследователь (Баранов) указал на то, что подобное расположение характерно для ряда горных селений Кавказа и соответствует структуре патриархальной семьи, когда глава семьи занимает центральное здание, а другие члены семьи занимают соседние с ним дома меньших размеров.
Традиционная структура полуземлянок однако не могла сохраниться в крымском климате без изменений - подземную часть жилища пришлось укрепить каменной стеной. Еще одну каменную стену возводили над землей. Строители, бывшие кочевники, не имевшие достаточного опыта в возведении каменной кладки, не умели соединять стены между собой и вместо этого округляли углы. Врытая в землю часть стала не такой глубокой - не глубже 0,3-0,4 м, а позже над землей стали возводить все здания целиком.
Схемы прямоугольных
полуземлянок с округлыми углами и
каменной стеной из протобулгарских
поселений в Тау-Кыпчаке (Tau-Kipchak) (1) и
Героевке (2) в Крыму.
Под влиянием местных крымских традиций дома стали строить целиком из камней. Однако общая для всех строений Салтовской культуры протобулгар кладка "в елочку" сохранилась. Исследователи единодушны в том, что она получила распространение в Крыму, и на соседнем Таманском п-ове, только с приходом туда протобулгар4. Плетнева считает, что эта кладка была привнесена сюда с Кавказа, где она была известна в VI-IX в. Такое предположение вполне допустимо, если вспомнить ту волну переселения, которая поднялась в результате хазаро-арабских войн и подхватила значительную часть населения Северного Дагестана. Показательно также, что кладка "в елочку" в Крыму и на Таманском п-ове появляется примерно в одно и то же время, и сопровождается там резким ростом количества поселений протобулгарской Салтовской культуры - 82 из 109 - общего числа обнаруженных протобулгарских поселений периода между второй половиной VIII в. и IX в.
Поселения этого периода в отличие от более раннего времени нередко появляются на месте развалин прежних городов. Это повышало возможности контактов между вновь прибывшими и старым населением, сохранившим традиции античности. Культурное влияние последних возросло еще больше, когда во второй половине VIII в. на южный берег Крыма из Малой Азии переселилась значительная группа греческого населения. Полуземлянки заменили жилища, состоявшие из одной или двух комнат (иногда полностью наземные). Такие двухкамерные строения с IX в. появляются во всех более или менее важных земледельческих поселениях Крыма и Тамани - Илурат (Ilurat), Бакла (Bakla), Алексеевка, Планерское, Фанагория и т.д.
Между византийскими и салтовскими двухкамерными строениями были, конечно, и различия. У византийских жилищ между двумя комнатами имелась дверь, и в каждой из комнат было по очагу, что говорит о том, что оба помещения были жилыми. Крыша покрывалась черепицей. В салтовском варианте очаг был только в одной из комнат, которые не сообщались между собой. Таким образом, обитаемой была лишь одна из комнат, другая же служила хозяйственным целям. Пол был немного врыт в землю, а стены обмазаны глиной поверх деревянной рамы, каменный фундамент был выложен "в елочку", крыша крылась соломой. Различия между протобулгарскими и византийскими зданиями хорошо видны на примере двух протобулгарских церквей: в Планерском и в Кордон-Оба (Kordon-Oba). Церковь в Планерском сложена из кирпичей кладкой "в елочку"5. Церковь в Кордон-Оба имеет ту же конструкцию и демонстрирует неумение ее строителей производить угловое соединение стен. Эти церкви иллюстрируют рост византийского влияния (на местных протобулгар), выразившийся в том числе и в принятии частью населения христианства, и в то же время консерватизм материальной культуры (в частности в том , что касается технике строительства).
Тот же консерватизм демонстрирует и керамика, которая сохранила все основные особенности степного варианта Салтово-Маяцкой культуры. Интересное развитие претерпело производство черепиц для крыш. В VIII-IX вв.оно было сосредоточено в городах, где здания строились кладкой "в елочку". Затем, в IX-X вв его центр переместился в византийский Херсонес. На черепицах имеются различные знаки, выступающие (порой до 1 см от общего уровня поверхности) в виде рельефа. Большинство из этих знаков представляют собой греческие буквы или их комбинации. Очевидно, каждый из них указывает на определенного мастера или производственный центр. В небольших и более древних центрах такие знаки, однако, походят на рунические буквы, изображения животных или символы - деревья, кресты, pentacles6, в Херсонесе ничего подобного нет. Якобсон отмечал, что подобные рельефные знаки характерны только для северного Причерноморья и, в особенности, для Крыма. В Византии этого периода (VIII-X вв.) они не встречаются. В более раннюю эпоху (VI-VII вв.) в Крыму их тоже не было. Он (Якобсон) считает, что это не совпадение, и что традиция эта распространилась в VIII и IX вв., и именно в тех поселениях, где жизнь возобновилась благодаря притоку нового населения, обладавшего явными признаками их принадлежности к кочевой культуре. Рисунки и знаки на "клетках" (quadras) крымской каменной кладки также напоминают протобулгарские аналоги на артефактах Дона и Кубани. Все это указывает на то, что практика наносить знаки на черепицу была привнесена в Тавриду протобулгарами, расселившимися там в VIII в.
Некрополи, хотя они еще недостаточно изучены, показывают, что ямные захоронения Крыма весьма сходны с типичными протобулгарскими захоронениями Зливского ('Zlivka') типа. Преобладают европеоиды брахиокранного типа, изредка с монголоидными чертами7. Этот антропологический тип не встречается в Херсонесе, хотя он характерен для пещерных монастырей Крыма8. Собранные сведения приводят исследователей к выводу, что в VIII-IX вв протобулгары, неоднократно смешивавшиеся с остатками местного населения, были основными обитателями не только Восточного, но также и (за исключением ряда крупных городов) Южного и Юго-Западного Крыма9.
В конце IX или в начале X в. почти все протобулгарские поселения были разрушены, и оставлены своими обитателями10. Вероятнее всего это произошло в результате нашествия печенегов, разрушивших большинство поселений Салтово-Маяцкого типа11. От нашествие печенегов пострадали также пещерные монастыри, построенные в середине VIII в. (греческими) переселенцами из Малой Азии. Пострадавшее население вынуждено было бежать, кто-то нашел убежище в городах побережья, в то время как другим пришлось покинуть Крым в поисках более спокойных мест на западе, куда они принесли с собой многие черты, характерные для культуры Крыма.
References:
1. V.F. Gajdukevich. Bosporkoe carstvo. M., 1949, s. 479
2. I.A. Baranov. Nekotoriie itogi izuchenija tjurko-bolgarskih selisht Tavriki. - V: antichnaja drevnost' i srednie veka, viip. 10. Sverdlovski, 1973, s. 131-132.
3. I.A. Baranov, Op. cit., s. 57
4. A.L. Jakobson. Rannesrednovekoviie sel'skie poselenija Jugo-Zapadnoj Tavriki. - MIA, 168, 1970, s. 118-199.
5. V.P. Babenchikov. Itogi issledovanija srednevekovogo poselenija na holme Tepsen'. - V: Istoija i arheologija srednevekovogo Kriima, M., 1958, s 147.
6. A.L. Jakobson, Op. cit., s. 156
7. Ju.D. Benevolenskaja. Antropologicheskie materialii iz srednevekoviih mogil'nikov Jugo-Zapadnogo Kriima. - MIA, 168, s. 196 sl.
8. G.F. Debec. Antropologicheskij sostav naselenija srednevekoviih gorodov Kriima. - MAE, XII, 1949, s. 346, 386.
9. A.L. Jakobson. Kul'tura i etnosrannesrednovekoviih selisht Tavriki. - V: Antichnaja drevnost' i srednie veka, viip. 10. Sverdlovsk, 1973, s. 131-132.
10. A.L. Jakobson. Rannesrednovekoviie poselenija ..., s. 500-501; A.N. Shcheglov. Rannesrednovekoviie poselenija na Tarkhankutskom poluostrove Kriima. - SA, 1970, kn. I, s. 259
11. I.I. Ljapushkin. Pamjatniki saltovo-majackoj kul'turii..., s. 148
Переселение уногундур-булгар Аспаруха из Приазовья на нижний Дунай.
Булгары Аспаруха занимали восточную часть Великой Болгарии, распавшейся после смерти отца Аспаруха хана Кубрата. Восточными соседями Аспаруха были хазары, таким образом он и его люди первыми ощутили на себе натиск хазар в середине VII в. Будучи не в силах сопротивляться, они отступили на запад.
Византийские хронисты Феофан и Никифор свидетельствуют о том, что Аспарух расселился по землям на нижнем Дунае:
"Наконец третий из них (из братьев), именем Аспарух, перейдя реки Днепр и Днестр, что к северу от Дуная, и захватив Оглос (Онглос), поселился в землях между ним и вышеупомянутыми реками, поскольку заметил он, что место это защищенное, и трудно напасть на него с любой из сторон; будучи топким с передней стороны, а с других сторон - окруженным кольцом рек, оно предлагало народу, ослабленному раделением, надежную защиту."1
Информация патриарха Никифора почти полностью повторяет Феофана2. Он называет место, где укрылись булгары Аспаруха Онглос(Оглос)3. Рассказ о последующем сражении Аспаруха с византийским императором Константином IV дает дополнительные сведения о местонахождении Онглоса:
"Император Константин, узнав, что народ безбожный и мерзкий поселился в землях за Дунаем, в Онглосе, и что они нападают на земли по Дунаю и опустошают их, так что страна им подвластная, а прежде подвластная христианам, пришла в расстройство великое, и приказал он войскам своим всем выступить во Фракию. Вооружив флот, он пошел на них сушей и морем с намереньем с ними сразиться и прочь их прогнать. Пехота двигалась боевым строем по направлению к так называемому Оглосу и Дунаю, а флоту приказано было стать на якорь неподалеку. Булгары, увидев ряды, плотные и многочисленные, пришли в отчаяние и бежали в вышеупомянутое укрепление, и приготовились к обороне. В последующие 3-4 дня никто из них не осмелился показаться, а римляне не искали сражения из-за болот. Мерзкий народ, увидев слабость римлян, приободрился и осмелел. Император, страдавший от приступа подагры, вынужден был вернуться в Мессембрию, чтобы принимать там ванны, предоставив своим полководцам начать сраженье и вовлечь их (булгар) в сраженье, если покинут они укрепления. В противном случае, держать их в осаде и следить за их вылазками. В коннице, однако, распространился слух о том, что император покинул их, и сами они побежали, никем не преследуемые. Булгары же, это увидев, атаковали, гнали их прочь и многих убили своими мечами, и ранили многих. Преследуя их, досигли они Дуная и перешли его".
В этом фрагменте особенно важным является упоминание системы укреплений Онглоса, которую византийцы не могли одолеть несмотря на свое численное превосходство. Эта информация существенно облегчает определение местоположения Онглоса, который в противном случае можно было искать где угодно - и к югу , и к северу от дельты Дуная и даже в Валахии.
Карта земляных укреплений второй половины VII в. и начала VIII в.
1. Южный Бессарабский вал.
2. Северный Бессарабский вал.
3. Укрепленный лагерь в Галаце (Galac).
4. Малый земляный вал в Добрудже.
5. Укрепленный лагерь в Никуцеле (Nikucel).
6. Земляные укрепления Плиски.
Валы приморской полосы, защищающие от нападений со стороны суши:
7. в деревне Кранево.
8. в Варне (вал Аспаруха).
9. в устье реки Камчия (Kamchija).
10. в деревне Шкорпиловцы (Shkorpilovci).
11. между Бялой (Бяла - Bjala) и Обзором (Обзор - Obzor).
12. между Паниково и Присельцами (Priselci).
Исследования археологов показали, что наиболее ранний (вторая половина VII - VIII в.) тип оборонительных сооружений протобулгар в области нижнего Дуная представляет собой земляные валы и рвы. Самые первые, построенные несомненно до 680 года (года разгрома Константина) - это Южный Бессарабский вал и укрепленный лагерь в Галаце. Общая протяженность обращенного к северу Южного Бессарабского вала 126 км, а средняя ширина - 31-41 м. Его западный конец отстоит от Дуная на 35 км, а восточный - на 28 км. Дальше в непосредствееной близости от западного конца находится Галацкий укрепленный лагерь, защищающий участок между реками Прут и Сирет и окуженный их, а также дунайскими водами с трех сторон. Наиболее уязвимая, северо-западная сторона защищена валом и рвом общей протяженностью 27 км, структурой и размерами (ширина 42-43 м) этот ров очень похож на Южный Бессарабский. К югу от Дуная располагаются еще два укрепления: Малый вал в Добрудже и Никуцельский укрепленный лагерь. Малый (Южный) вал Добруджы перекрывает эту область в самой узкой части, от Дуная до г. Констанца, и это старейший из трех земляных валов Добруджи. Два остальных - Большой земляной вал и Каменный вал расположены к северу от него и обращены на север, в то время как Малый вал Добруджи обращен к югу. Никуцельский укрепленный лагерь в Северной Добрудже был защищен запутанной системой земляных укреплений,он занимал площадь примерно 48 кв.км и мог служить великолепным укрытием для многочисленного населения.
Схема валов Добруджи от
Черны воды (Cherna voda) до Констанцы (Konstanca).
Все эти данные говорят о том, что единая система укреплений располагалась по обоим берегам Дуная. И на северном и на южном берегу были укрепленные лагеря, что затрудняет однозначное определение местонахождения Онглоса, убежища булгар Аспаруха. Чаще всего его помещают в той части Южной Бессарабии, которую окружает Южный Бессарабский вал. Другие считает, что Онглос - это Галацкий укрепленный лагерь. К.Шкорпил (K. Shkorpil)4 предположил, что первоначально, вплоть до 60-ых годов VII в., булгары Аспаруха проживали в Южной Бессарабии и построили там Южный Бессарабский вал для защиты от хазар. Позже они заняли Северную Добруджу и построили Малый вал Добруджи уже для защиты от византийцев. Эту точку зрения в дальнейшем разрабатывал Р.Рашев (R. Rashev)5, и ныне это общепринятая реконструкция. Согласно Р.Рашеву, Никуцельский укрепленный лагерь был центром территории Аспаруха, составлявшей примерно 15 000 кв.км.
Данные археологии и свидетельства письменных источников говорят о том, что булгары, которых возглавлял Аспарух, составляли довольно многочисленную группу кочевников, с крепкой военной организацией и значительным опытом военного строительства, позволившим им возвести обширную систему укреплений за относительно короткий срок.
References:
1. Theophanes Op. cit. p. 357-358.
2. Nicephorus. Op. cit., p. 34.
3. Это название встречается в двух формах: Оглос () и Онглос (). Этимология его до сих пор обсуждается. Некоторые иследователи производят его от славянского (произносится "онг'л" = угол). Они полагают, что Онглос покрывал земли между реками Прут, Днестр и Дунай, позднее эта область называлась Буджак (Budzhak), что в переводе с турецкого означает "угол". Другие полагают, что О(н)глос происходит от тюркского agyl (), означающего "двор, огороженное место".
4. K. Shkorpil. Starobylgarski pametnici. - V: Dobrudzha. S., 1918, s. 226 sl.
5. R. Rashev. Zemlenata ukrepitelna sistema na Pyrvoto bylgarsko carstvo. - V: Pliska-Preslav, 2, s. 99.
ДАЛЬШЕ в оригинале следуют две странички с фотографимя и краткими пояснениями к ним: на первой - протобулгарские крепости, на второй - некрополи.
НАЗАД - часть II