Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky

(99)

§ 17. Рассказ о стране тухсов (Tukhs) и ее городах

К востоку от нее пределы чигилей; к югу от нее халлухи и их горные места обитания (kuhistan-ha); к западу от нее часть хырхызов; к северу от нее чигили. Эта страна намного приятнее (nahiyati-st bisyar-ni'mattar), чем (страна) чигилей. Из нее происходят мускус и различные меха (muy). Богатство их (**состоит) в лощадях, овцах, мехах, шатрах и войлочных жилищах. Зимою (dimistan!) и летом они странствуют по пастбищам, выгонам и лугам (charagah-va-giya-khwar-va-mar-ghazar).

1. LAZINA ( ?) и F.RAKHIYA (?) - два рода (qaum) тухсов, каждый из которых обладает небольшой страной, и есть 2 селения | 18b, названные по этим двум племенам.

2. SUYAB - большое селение из которого выступают/выходят (**для сражения) 20000 человек.

3. BIGLILIG ("дом людей Бега") - большое селение, именуемое по-согдийски S.m.kna. Князь (dihkan [sic]) его называется Y.nalb.rr.kin (*Yinal-beg-tegin). 3000 человек занимают поле (**боя) с ним вместе (ba u . . . bar nishinand).

4. URKATH, расположенный между двумя селениями тухсов. Людей в нем живет немного, но (место это) приятное, и жители (**его) богаты (tuvangar).

300

Комментарии к § 17. Тухсы.

Бартольд, Семиречье, 16-18 ; Отчет, 31 ; Die alttürkischen Inschriften, i8 ; Türk, в EI.

Гардизи и Кашгари писали это название Tukhsi, и, возможно, наше Tukhs (**далее кириллицей - тухс) было образовано по аналогии с такими формами множественного и единственного числа как Khirkhiziyan<Khirkhiz, Khallukhiyan< Khallukh, ergo (**следовательно) Tukhsiyan< Tukhs! Неясно, было ли оригинальное название племени тюркским по происхождению. В раннем согдийской письме (2-ой век н.э.) предположительно то же самое название представлено в форме Txs'yč *Tukhsich, где окончание -ich или -ch, вероятно, представляет собой иранский суффикс происхождения. В тексте, Reichelt, Die soghdischen Handschriften, Heidelberg, 1931, ii, 53 и 59, упоминается Txs'yč bntk, т.е. раб, чье личное имя было T.khsich или же раб - T.khsich (**по своему происхождению).

Согласно нашему автору, к северу и к востоку от тухсов жили чигили, к югу - халлухи, а к западу - группа хырхызов (о которых см. §5,8. и § 14). Все эти указания следует воспринимать с обычной поправкой (**восток или северо-восток вместо севера), v.s., стр. 270, 289. Дальнейшие подробности показывают, что с точки зрения нашего автора тухсы жили главным образом на северном берегу Чу (смешавшись с халлухами), а также на восточном склоне гор, разделяющих бассейны рек Чу и Или.

Тухсы интересны в первую очередь тем, что они, по-видимому, представляли собой остатки большой тюргешской федерации.  Тюргеши (по-китайски Tu-k'i-shih) [2] были одним из пяти кланов, составлявших группу Tu-lu (**дулу) западных тукюэ (T'u-chüeh). Одна часть тюргешей жила в долине Или, а другая - к западу от Или, Chavannes, Documents, стр. 271. К концу седьмого века тюргеш Wu-chih-lê распространил свою власть в западном направлении, и, как утверждают, имел две резиденции: одну к северу от Или, а вторую на Чу, ibid., 43, 77, 282. Еще более значительной личностью был кара(**т.е. черный)-тюргеш Сулу (Su-lu), которого можно рассматривать как восстановителя Западно-тюркской державы. В 716 году н.э. он провозгласил себя хаканом тюргешей, ibid., 44, 81-6. Арабы прозвали этого мужественного противника Абу Музахим (Abu Muzahim), Табари, ii, 1593, Бартольд, Туркестан, стр. 187, Gibb, Arab conquests, стр. 60-85.

2. О произношении Türgiš ср. F.W.K.Müller, Uigurica ii, 1911, стр.95, и O.Hansen, в Jour. Soc. Finno-ougrienne, xliv/8, 1930, стр. 20: twrkyš (в согдийском).

301

В 738 Сулу (Su-lu) был убит предводителем желтых тюргешей по имени Kül-chur (Табари, ii, passim: Kur-sul /**Курсул/). Пережив трудный период, [1] карлуки (к 766 году) распространили свою власть на долину Чу, и подчинили как черных, так и желтых тюргешей, Chavannes, o.c., 46, 85.

Появление карлуков означало не только переход к ним политического руководства, но и вне всяких сомнений захват ими лучших пастбищных угодий. Однако племена тюргешской федерации не могли быть полностью уничтожены; часть их мигрировала в западном направлении (§ 19), а часть сохранила за собой наиболее отдаленные места обитания и, вероятно, даже пользовалась некоторой автономией. [2] Ибн Хордадбеху, 31, все еще известно племя тюргешей, и он, стр. 29 (= Кудама, 206), помещает город [бывшего?] хакана тюргешей [3] в 4 фарсахах к западу от Наваката (Navakat). В традиции восходящей к Балхи (i.e. у Истахри и Ибн Хаукаля) тюргеши уже не упоминаются (возможно потому, что они вошли в состав харлухов (Kharlukh) и гуззов (Ghuzz)), однако у авторов по всей вероятности основывающихся на Джейхани (i.e. в Х.-А. и у Гардизи) содержатся некоторые дополнительные подробности о судьбе тюргешей. Как предположили Бартольд и Маркварт, в нескольких местах у Гардизи (8135, 8416, 10223) вместо Turkistan следует читать Türgishan. В фрагменте о халлухах (см. примечания к § 15) приводится рассказ о том, как халлухи появились на территории тюргешского хакана, и как в конце концов к ним перешла власть. В фрагменте о ягма (см. примечания к § 13) Гардизи рассказывает о том, как хакан (тюргешский) использовал последних (**ягма) в качестве противовеса халлухам, хайталам (** арабкое название эфталитов, но в данном случае речь скорее всего идет о карлуках/халлухах, живших на бывших территориях эфталитов в Северном Тохаристане) и кимакам. Наконец, описывая пути к "чигилям и тюргешам", (см. примечание к § 16) Гардизи упоминает в Чуйской долине двух (?) князей (dihqan) тюргешского происхождения и утверждает, что к востоку от перевала [Кастек или Курдай] располагается страна "тюргешей (которые состоят) из тухси (Tukhsi) и wpe2.jpg (1299 bytes) **[ar(?b?)an]". Второе из этих названий имеет параллель лишь в Х.А. (v.i. 1), первое же (Tukhsi) известно Х.-А. (§ 17 полностью посвящен им), Mujmal al-tavarikh (властитель wpe4.jpg (1306 bytes)**[(t?).hsin] *Tukhsi (?) назван Qutegin, ср.. supra, стр. 292), Ауфи (который включает их вместе с чигилями и др. в халлухскую федерацию, v.s., § 15), а также Кашгари. Любопытно, что Х.-А. и Гардизи, которым мало что известно об Или (§ 6, 5.), говорят о тюргешах и тухси (Tukhsi) только в окрестностях Чу, в то время как Кашгари, чьи представления о Чу (iii, 305, 307: Shu) были смутными, упоминает, i, 85 и 342, племя (qabila) тухси на Или, где, согласно ему, они жили совместно с ягма и одним из кланов (ta'ifa) чигилей. [4]

1. О дальнейшей судьбе Кur-sul() арабские и китайские источники приводят отличные друг от друга сведения, см. H.A.R.Gibb,o.c.,91.[Cр. supra, стр.288.]

2. Согласно Тан шу (T'ang-shu), Chavannes, o.c., 85-6, помимо племен подчинившихся карлукам, некоторые племена присоединились к уйгурам; некто T'ê-p'ang-lê стал yabghu Карашара (§ 12, 10.), а остальные племена (численностью 200,000 человек) сохранили свою независимость в горах Kin-so (согласно Шаванну (Chavannes), к северу от Урумчи).

3. wpe5.jpg (3320 bytes) **[m.dina khaqan alt.rkshi] (вариант wpe6.jpg (1716 bytes) **[alt.rki]). Табари, ii, 1613, странным образом транскрибирует это название через q wpe7.jpg (1647 bytes) **[alt.rqshi]. Возможно, это место соответствует Суйшэ = Токмак (?) (Sui-shih = Toqmaq (?)).

4. См. также ibid., i, 28 (порядок перечисления от севера к югу : чигиль, тухсы, ягма); iii, 129: Quyas (*Quyash?) это страна тухси и чигиль; ей принадлежат три замка: Sablıgh Q., Urung Q. и Qara Q.

302

1. К востоку от хребта водораздела Гардизи упоминает "тюргешей (состоящих) из тухсиян (Tukhsiyan) /**тахсийцев/ и wpe2.jpg (1299 bytes) **[ar(?b?)an]. Наш автор по-видимому воспринимает тухсов как преемников тюргешей, так что название последних в Х.-А. более не встречается. Что касается wpe8.jpg (1277 bytes) [laz.na] и wpe9.jpg (1457 bytes) [f.rakhiya], упоминаемых в качестве кланов тухсов, первое скорее всего воспроизводит тоже название, что и wpe2.jpg (1299 bytes) **[ar(?b?)an]; wpe8.jpg (1277 bytes) **[laz.na] (также как и сопутствующее ему wpe9.jpg (1457 bytes) [f.rakhiya]) отражает арабскую форму (*wpeA.jpg (1363 bytes) **[laziya]), тогда как *wpeB.jpg (1373 bytes) **[az.yan] Aziyan представляет это имя в персидском обличии (ср. Tukhsiyan, Khallukhiyan, и т.д.). Название, начинающееся на l вряд ли может быть тюркским; поэтому wpeA.jpg (1363 bytes) **[laz.ya] следует подвергнуть дальнейшему исправлению - wpeC.jpg (1479 bytes) **[alaz.ya] al-Aziyya. [1] Уже в своих ранних работах Семиречье, 15, и Die alttürkischen Inschriften, 18, Бартольд сопоставил это название с названием, встречающимся в орхонских надписях, где словосочетание az budun используется в двух различных значениях: "малый народ" (1, E29 /**я сделал бедных людей богатыми и немногих людей многочисленными/) и "народ аз", как это в частности явствует из следующего фрагмента (1, N2 - /**Народ Азов начали военные действия против нас/) : az budun yaghı qaldı qara-költä sünüšdimiz . . . Kül-tegin . . . az-eltäbärig tutdi; az budun anda yoq qaldı. "народ аз оказался мятежным; мы сражались на озере Qara-kul ... Kül-tegin захватил eltäbär(-а) азов; поэтому народ азов был разбит (уничтожен)". Этот перевод был принят Радловым, Мелиоранским и наконец Томсеном, ZDMG, 1924, стр. 154. Он проясняет другой фрагмент, который находится в предыдущей части надписи (1, E19) и описывает восстание кагана тюргешей, а также его подавление; сразу же после него идет незаконченное предложение, в котором Бильге-каган заявляет: "чтобы земля наших предков не оставалась без управителя [I] собран народ азов (az budunıgh itip yaratıp)". [2] /**мы организовывали людей Аз/ Эта цитата особенно интересна, поскольку она утверждает наличие некоторой связи между тюргешами и их преемникам азами. [3] [budunıgh - определенно аккузатив!]

С другой стороны согласно китайским источникам, Chavannes, Documents, 67, 271, 307, существовало два подразделения тюргешей: So-ko Mo-ho и A-li-shih. Также известно о смертельном противостоянии между желтыми и черными кланами тюргешей, ibid., 83-6. Поскольку желтые кланы были потомками So-ko, их черные противники (к которым принадлежал знаменитый Сулу (Su-lu)) возможно соответствуют группе, именуемой A-li-shih, хотя, конечно же, родовое членение могло быть и более сложным! Наше wpe8.jpg (1277 bytes)[laz.na] *wpeC.jpg (1479 bytes) * **[alaz.ya] возможно имеет отношение к A-li-shih, и в таком случае *Aziyan /**азийцы/ у Гардизи происходит из неправильного обращения с начальным al- (как в al-Lan<Alan), принятым за арабский артикль. В прочем, это предположение менее вероятно

1. Ср. §10, 46. wpe2.jpg (1176 bytes) **[l.h.r.z] вместо wpe4.jpg (1333 bytes)**[alj.r.z].

2 Thomsen, ZDMG, 1924, 148, похоже колеблется между "народ Az" и "малый народ", однако первое предпочтительнее поскольку предваряет 1, N2. Ср. также, ibid., l, E20, где упомянута организация народов аз [и ?] киргиз. Бартольд, Vorlesungen, 37, сопоставляет азов, которые "oft [? В. М.] zusammen mit den Kirgizen erwähnt werden" (**часто [? В.М.] (**В.М. считает, что нечасто) упоминаются вместе с киргизами) с "енисейскими остяками", которые называют себя Kott или Assin, но эта гипотеза, противоречащая связи тюргешей и азов, неубедительна.

3. Мы не можем рассматривать здесь смысл фрагмента 1, E38, упоминающего сановника, названного az tutuq, в связи с другой войной с тюргешами. См. Бартольд, Die historische Bedeutung, стр. 34, Мелиоранский, o.c., 124.

303

в виду того факта, что представление черных кланов скорее может быть увязано с другим названием wpe5.jpg (1350 bytes)**[f.raj(?y?)a], которое легко восстанавливается как wpe6.jpg (1539 bytes) **[q.raj.ya] Qarajiya < Qaraja или Qaraji. В орхонских надписях (1, E38) кара-тюргеши упоминаются отдельно.

2. У Табари, ii, 1594, Суйаб (Suyab) назван отправным пунктом похода хакана Абу Музахима (т.е. тюргешского Сулу (Su-lu)), и связан с Navakat(-ом) и священной горой, расположенной возле последнего. Согласно Гардизи (см. примечание к § 15,7.) Suyab входил в группу из трех селений об одном из которых (Khutkiyal) четко сказано, что оно имело тюргешского правителя (va u Turgishi-st).   Текст Гардизи о князе (dihqan) Suyab() испорчен, если только не восстановить фрагмент wpe7.jpg (4720 bytes) **[v. d.hqan u b.rad.r b.yghu bash.d ba k.si u] как: va dihqan-i u baradar-i *yabghu bashad *va u Turgishi-st. /**а дихкан его - брат ябгу, и он тюргеш/ В таком случае, последние четыре слова точно совпадают с фрагментом о селении Khutkiyal /**Хут-Куял/, что находит дальшейшее подтверждение в том, что Suyab включен в наш § 17, посвященный тухсам (рассматриваемым как остатки тюргешей). Bayghu как личное имя вполне возможно, однако здесь скорее имеет место указание на должность: bayghu в арабском письме - постоянная ошибка при написании yabghu. Следует помнить, однако, что этот титул обычно ассоциировался с халлухами (ср. § 15), а не с тюргешами (ср. также infra 3.). Количество воинов в Суябе (Suyab) (20 000) значительно превосходит приведенное у Гардизи (500), но, возможно, наш автор грубо/приблизительно суммирует военные силы всех селений, перечисленных у Гардизи на пути к чигилям (25 300).

Согласно Гардизи группа селений Суяба (Suyab) располагалась по левую сторону (i.e. к северу) от Navikat, видимо на правом берегу Чу. Этот мусульманский Suyab [1] не может соответствовать китайскому Sui-shih, который Тан шу (T'ang-shu) и др. упоминают на дороге из современного китайского Туркестана в Тараз (Талас). Он располагался к югу от реки Чу (тогда как священная гора Kie-tan располагалась за рекой на расстоянии 40 ли); Chavannes, o.c., 10, отождествляет этот город grosso modo с Токмаком (Toqmaq). Ср. также Бартольд, Отчет, 31 и Christentum, 9 (не вполне ясно). Археология Чуйской долины пока еще пребывает в зачаточном состоянии, и лишь систематические раскопки смогут внести определенность в идентификацию мест.

3. Согласно Гардизи, это селение /**Беклиг/ располагалось к востоку от хребта водораздела, возможно на реке Коп (Kop), самом северо-западном из истоков Или, берущем начало к востоку перевала Курдай. Подробности можно представить в виде следующей таблицы:

                                  Х.-А.                    Гардизи               Mujmal   

название                 Bigliligh                  Bigligh                 Athligh(?)

князь                     *Yinal-beg-tegin    брат j.nuba            Yinal-tegin

военная сила          3000                 от 500 до 3000           ?

1. Бартольд, Семиречье, 18, отождествляет его с Qara-bulaq(-ом), но если под последним понимается стоянка, расположенная возле Большого Кебина (Great Kebin - **совр. р. Чон-Кемин в долине между Заилийским Алатау и Кунгей-Алатау) на дороге из Токмака (Toqmaq) в Джил-арык (Jil-ariq), то это местоположение не соответствует указанию Гардизи ("по левую сторону" от дороги). Я бы предложил для Суяба (Suyab) место по направлению к перевалу Курдай (qurday "пеликан"), по которому гору пересекает русская колесная дорога севернее перевала Кастек (Kastek). [См. на Карте vi местонахождение стоянки Sughatı.] [Поскольку  yab < ab означает "вода", Su-yab = "Чуйский канал"?]

304

Гардизи не приводит титул местного князя, а лишь указывает на его родственые отношения с неким wpe2.jpg (1177 bytes) **[j.nuba] [1], также как он называет правителя Суяба (Suyab) (v.s. 2.) братом bayghu. Обе эти формы могут отражать один и тот же титул yabghu и указывать на то, что Suyab и Bigliligh находились под управлением одной и той же семьи. В нашем источнике оба места упоминаются в главе о тухсах (= тюргешах), так что мы стоим перед альтернативой: либо тюргешские-тухские правители использовали тот же титул, что и халлухи - yabghu/jabghu, либо Гардизи приводит какие-то более поздние данные, предполагающие постепенное поглощение тухсов халлухами. [2]

Альтернативное согдийское название Bigliligh() указывает на наличие там согдийской колонии, ср. Бартольд , О согдийском и тохарском языках (на русском языке), Иран, 1926, i, 35. Наш Bigliligh похоже полностью отличен от пяти селений, также населенных согдами и также управляемых Бек-тегином (Bek-tegin), однако упомянутых в главе о тогузгузах (§ 12, 6.).

4. Согласно порядку перечисления это селение должно быть самым восточным из тухсских владений. Гардизи говорит о неком селении, расположенном по соседству с Беклигом (Bigligh), дихкан которого B.dan Sangu /**Бадан-Сангу/ был "местного" происхождения. Это соответствует нашему описанию, согласно которому известно, что это селение только лишь расположено "между" двумя селениями тухсов. Однако, количество его воинов (7 000) явно противоречит утверждению нашего автора (**"людей в нем немного"). В качестве альтернативы можно принять наш Urkath за повторное упоминание Uzkath'а (§ 15, 8.).

1. Та же форма j.nuba (*jabbuya) употреблена и у Гардизи, 829, в качестве титула первого вождя халлухов, который стал преемником последнего (тюргешского) хакана. Чуть ранее, 825, титул халлухского правителя записан wpe4.jpg (1380 bytes) **[kh.buy]. О различных формах yabghu см. Marquart, Eranšahr, 247, Wehrōt, 143, Provincial capitals, 10: среднеперсидский текст приводит форму Yabb(u)-khakan. Ср. также с армянским Jebu-Khak'an. [V.s. примечание к § 15]

2. Последнее предположение противоречит нашему исправлению текста *va и Turgishi-st.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

ДОМОЙ

Hosted by uCoz