Происхождение казахов и узбеков.

Автор - ВАЛИДОВ (ВАЛИДИ) Ахметзаки Ахметшахович [(в эмиграции - Ахмет Заки Валиди Тоган)

Краткая биография автора есть на http://www.bashedu.ru/encikl/vvv/validov.htm

более полный очерк жизни великого ученого см.: http://vatandash.bashedu.ru/vatandash_www/12_00/136.htm (Г. Хусаинов.
А.-З.Валиди Тоган)

Англоязычный текст статьи почерпнут в недрах http://www.angelfire.com/on/paksoy/ozkaz.html

Немало интересных сведений о более раннем периоде (до 11 века) тюркской истории содержит средневековый трактат Худуд-ал-Алам (Пределы мира), особенно если читать его с комментариями В.Ф.Минорского см. http://odnapl1yazyk.narod.ru/hududalal.htm

Прочие ссылки по истории Центральной Азии - http://odnapl1yazyk.narod.ru/uselinks02.htm

(отсебятина внутри текста курсивом со звездочкой*; примечания из англоязычной публикации пронумированы и приведены в конце)

Что означают термины татар, кыпчак, тогмак (togmak) и узбек.

The Concepts of Tatar, Kipchak, Togmak, and Ozbek

Татары, кыпчаки, тогмаки и узбеки. Кочевое население кыпчакских степей (Дешт-и-кыпчак), от Тарбагатая до Сырдарьи и от Хорезма до бассейна Волги (Idil), в эпоху могущества монголов, вплоть до рапространения в этих краях Ислама, называлось термином "Тогмак". У узбеков Хивы это слово звучит Togma (см. у Абульгази (Ebulgazi)1), у башкир - Tuvma, у ногаев (согласно истории Cevdet Pasha2) словом Tokma определяли людей без роду и племени или беглецов, которых можно было (**в случае поимки) продавать в рабство как нарушителей закона. Негативный оттенок значения у этого термина, вообще-то подразумевавшего под собой кыпчаков и золотоордынских татар, скорее всего появился после распространения Ислама. Сведений о том, что это название употреблялось в улусе Джучи (Золотая Орда), нет. Похоже, что племя (tribe), известное под именем Тогмак (Togmak), стало называться узбеки (Ozbek) по имени хана Узбека. Согласно Бартольду, термины Узбек (Ozbek) и улус Узбека (Ozbek Ulus) применялись в Центральной Азии, чтобы отличать это племя и его чисто военную популяцию от чагатайцев/улуса Чагатая (Chaghatay), вплоть до распада Золотой Орды, который произошел в XV веке, и рассеяния её (**правящего) клана (**в оригинальном тексте статьи uruk - род, клан)3 по улусам Узбекскому, Казахскому и Ногайскому. Их отличительным боевым кличем4 было слово Алаш (alach).

Следует уточнить некоторые этнические термины, применявшиеся в улусе Джучи: нынешние узбеки, проживающие на территории исторических Трансоксианы и Хорезма, включают в себя правящую группу, именовавшуюся в улусе Джучи татары (tatar). Однако вполне возможно, что термин татары в те времена использовался и в более широком значении, а именно относился не только к правящим слоям, но и к их подданным. Термин Кыпчак также имел двойное значение: применялся как к непосредственно потомственным кыпчакам, так и ко всему населению кыпчакских степей, включая узбеков. Согласно нашим исследованиям, термин татары первоначально означал монгольские и тюркские элементы, прибывшие с востока и составившие правящий слой в улусе Джучи, а кыпчаками назывались местные, подчинённые им (**татарам), кочевые племена. Термин же тогмак (Togmak) стал общим, объединяющим тех и других. После правления Узбек-хана, термин узбек5 стал означать то, что ранее означал термин татары, а термин кыпчак стал обобщающим, вытеснив термин тогмак. В прочем, и кыпчаки и татары, явившись с востока в монгольскую эпоху, смешались с элементами более древних местных цивилизаций, противостоявших племенам кочевников, и стали превращаться в то, что мы назовём Yataq Tatar или Yataq Kipchak (**йатак/жатак - оседлые, полуоседлые - беднейшие слои татарского/кипчакского общества; букв. "лежащие"). Затем, значение термина татары (Tatar) расширилось, в отличие от термина узбеки (Ozbek), который стал означать кочевую аристократию в узбекской, ногайской, казахской и башкирской племенных конфедерациях (Ozbek, Nogay, Kazak, and Baskurt [confederations]), отделившихся от татарского и кыпчакского сообществ (the Tatar and the Kipchak societies). Однако, хотя слово татары (Tatar) утратило своё прежнее значение, в местных народных наречиях, оно продолжало фигурировать в форме Elin Tatari (**татары эля?), т.е. аристократия страны (Aristocracy of the Land). Более того, со времён монгольского завоевания, когда торговля оказалась в руках у татарских товариществ (**в английском тексте статьи - фирм - Tatar "Ortaq" firms, согласно Codex Cumanicum, ortaq = нукер (монг.яз.), боевой товарищ)6, в особенности монгольских и уйгурских, слово татар (Tatar) стало означать ещё и купец (торговец). В течение XIV-XV веков, господствующее военно-кочевое объединение татар и кыпчаков улуса Джучи превратилось в узбеков (**т.е. стало так называться), остальное же население, не входившее в правящие племена, сформировало следующие образования:

1. Асы (As) - древнее население кыпчакской степи в районе Астрахани и Сарая; казанские булгары (Bulgar-Kazan7), тюрки среднего течения Волги (Idil); буртасы и мокша (в исламских и монгольских источниках "мокс" /Moks/); в Крыму таты* (Tat) и остатки хазар; остяцкие (Istek) и Ибир-Сибирские (Ibir-Sibir **"этим термином в середине века на Востоке и у китайцев обозначалась отдаленная область северо-восточной Азии, соответствующая современной Сибири") племена Западной Сибири;

2. Кыпчаки и башкиры, перешедшие к оседлому образу жизни; те, кто в Уральском регионе были известны под именем "тептер" (дефтер) (Tepter (defter)), то есть переписанные, записанные в книге (регистре).

3. некоторые разделы нынешних казахов и башкир, пребывавшие в ту эпоху на обочине политической жизни, проживая по соседству с сибирскими остяками (Istek).

Даже в наши дни вполне возможно отличить тюркские племена, занимавшие господствующее и подчинённое положение в улусе Джучи: роды (uruks), господствовавшие в ту эпоху, в настоящее время помнят дастаны об исторических персонажах и традициях степной аристократии, а роды, им подчинявшиеся, помнят лишь дастаны, связанные с шаманистской мифологией и традициями "чарва" (charva - **скотоводы), и не знают дастанов политического и исторического содержания.

Язык, обычаи и традиции средневековых кыпчаков-узбеков.

(The Language, Customs and Traditions of the Old Kipchak-Ozbek )

Арабские авторы XIV-XV веков (ибн Баттута, ибн Фадлаллах аль-Умари и ибн Арабшах)8 хорошо описали жизнь, нравы и особенности узбеков и кыпчаков Кыпчакской степи. Согласно ибн Арабшаху, тюрки-узбеки (Ozbek Turks) в Кыпчакской степи славятся своим блистательным языком, их женщины и мужчины не только отличаются красотой, но и являют собой пример аристократического поведения, они не опускаются до мошенничества и лжи, будучи самым благородным народом из всех тюрок. Язык этих узбеков, проживавших тогда от Семиречья (Yedisu) до Крыма, который можно изучать по поэтическим фрагментам и другим памятникам, дошедшим до нас, был в общем-то единым на всём этом пространстве; его характерные кыпчакские особенности сохранились в языках современных узбеков, казахов, мангыт-ногаев (Mangit-Nogay, **мангыты/мангуты - монгольское племя, участвовавшее в походе Батыя, в результате чего в XIII веке проживало в нижнем течении Урала, предки ногайцев). Их образ жизни и обычаи практически одинаковы, подобно тому, как это было у двух других тюркских групп: тюрок-чигилей (Turk-chigil) и туркменов-огузов (Turkmen-Oguz)9. Их письменные исторические труды, фольклор, особенно героический эпос Кыпчакской степи о Чингисе, Джучи и его сыновьях, Едигее (Edige), Тохтамыше, Нуреддине (Nureddin), Чора-Батыре (chora Batir)10 и Кобланды (Koblandi), их былины, сказания о Джиренче-Чечене (Cirenche chechen) и пр., совпадают повсеместно. Мелодии башкир и кочевых узбеков сегодня можно услышать в исполнении ногайцев Крыма и Констанцы. Ногайские дастаны повторяются слово в слово каракалпаками и казахами Хорезма. Тюрки-кыпчаки, как в старом, так и в новом значении этого слова, не занимались "черной" работой и считали себя хозяевами; они не переходили к земледелию, за исключением случаев крайней нужды, считая это занятие чуждым духу степной аристократии; и даже во времена тяжелейших экономических кризисов не разрешали своим дочерям выходить замуж за "осёдлых" женихов. Особенно переусердствовали с этим ногайцы, в результате за время калмыцкой (Kalmak [Mongol]) и русской оккупаций их численность сократилась с сотен тысяч до десятков тысяч. Такие исторические фигуры и (**по совместительству) эпические герои как Чингиз, Тохтамыш, Едигей, Ер Тагин, Урак Мамай и Адил Салтан у них воплощают дух и идеалы степной аристократии. В общей для узбеков старого улуса Джучи (т.е. для тогдашних узбеков, казахов, мангыт-ногаев и башкир) литературе достанов особенно выделяются следующие элементы этики, моральные качества и характерные особенности: восхваление решимости, способности к поступку; готовность умереть за свою честь; интересы общества и государства превыше всего; способность легко переносить трудности; вера в то, что усилия, затраченные на преодоление препятствий, приведут к успеху; готовность совершать длинные и трудные путешествия; любовь женщин только к мужчинам, обладающим вышеперечисленными качествами; высокое положение в обществе женщин благородного происхождения и матерей. Всё это воспевается в литературе, создававшейся в аристократических слоях древних татар и кыпчаков (old Tatar and Kipchak), т.е. в литературе узбеков (Ozbek). Вот обобщение, как хороших, так и плохих обычаев и привычек древних тюрков (old Turks), которые особенно очевидно и ярко проявляются у узбеков-кыпчаков (Ozbek-Kipchak): хладнокровие и невозмутимость; неприязнь к тем, кто не умеет сохранять самообладание; умеренность (скромность); мужество; стремление брать на себя ответственность; отчаянное ожесточение в бою и спокойные манеры в мирной обстановке; не убиение военнопленных, а продажа их в рабство; честность, чистота помыслов; их полная искренность, дающая преимущество противнику; умение разжигать до предела мелкие личные и межродовые (uruk) конфликты, и продолжать их годами и даже поколениями; способность становится излишне меркантильными под влиянием сложных финансовых обстоятельстах, кульминацией чего выступает продажа членов собственной семьи, а также похищение и продажа посторонних людей. Все эти свойства узбеков (Ozbek) и кыпчаков (Kipchak), отмечались в записках арабских путешественников, начиная от ибн Баттута (Ibn Battuta), со времен хана Узбека (Ozbek Han).

Разделение сообщества узбеков на узбеков, казахов и мангыт-ногаев.

(Division of the Ozbek Society into Ozbek, Kazak, and Mangit-Nogay)

Разделение узбеков (Ozbeks) на узбеков, казахов и мангыт-ногаев (Ozbek, Kazak, Mangit-Nogay) происходило в бассейне Волги (Idil), хотя проживали они (**впоследствии) в бассейне Сырдарьи. Сыновья Джучи ханы Батый (Batu) и Берке (Berke) имели влияние на улус Чагатая (chagatay Ulus): большая часть Трансоксианы подчинялась Золотой Орде (Altin Orda). Хорезм и нижнее течение Сырдарьи, начиная с области города Отрар принадлежали улусу Джучи ещё согласно первоначальному разделению Монголов. В военной организации улуса Джучи эту область представляли племена под общим названием "солкол" (Sol Kol tribes - **племена "левой руки", тюркский аналог монгольского термина "дж(а)унгар"); в административном делении она представляла собой Синюю Орду (Gok Orda). В период 1358-61, когда дела в Золотой Орде (Altin Orda), также известной как Белая Орда - Ak Orda, сильно запутались (** "великая замятня" русских источников), беи киятов/кыйатов (the Kiyat beys - **в период великой замятни беи киятов (в частности, Мамай) стали фактическими хозяевами Золотой Орды; род кият, вероятно, восходит к племени, из которого был Чингис-хан /Рашид-ад-Дин: "...Чингиз-хан, его предки и братья принадлежат ... к племени кият..."/), командовавшие всеми войсками, отвели племена правого фланга ("Sag Kol" - [Right Flank] tribes) в Крым, , а племена левого фланга ("Sol Kol" - [Left Flank] tribes) к Сырдарье. В это время, поскольку линия Батыя пресеклась, правление перешло, согласно Ясе [традиционному монгольскму законодательству] 11 и закону наследования, потомкам Шибан-хана (Shiban Han), 5-того сына Джучи (Jochi). Многочисленные роды узбеков (Ozbek uruks) на территории современной Тургайской области (Turgay province), в окрестностях Акколя (Ak Gol), возвели на трон Хызр-хана (Han Hizir), который был потомком Шибана (Shiban). Во время этого правления на первый план вышли роды найман, карлук, уйгур, конграт и буйрук (Nayman, Karluk, Uyghur, Kongrat, Boyrek uruks). Однако, власть этого потомка Шибана распространялась лишь на часть конфедерации племён "Sol Kol" и на твердыню Тура (Tura) в бассейне реки Тобол в Западной Сибири. Сырдарьинские роды (uruks) объединения "Sol Kol" возвели на престол хана Кара-Ногая (Kara Nogay Han), сына Су Баса (Su Bas), потомка Тука-Тимура (Tokay Temur - **Тука-Тимур, 13-ый сын Джучи, младший брат Батыя и Шибана //; по другим, более традиционным представлениям Кара-Ногай был потомком Шибана), до этого не участвовавшего в правительственных делах. Судя по всему, роды "левой руки" ("Sol" uruks) этого региона составляли ширин, барын кипчак, аргун, алчин, катай, мангыт и курлеут (Shirin, Barin Kipchak, Argun, Alchin, Katay, Mangit, и Kurlevut), вместе именовавшиеся Yedi San12. Основными городами этого "левого" ханства (Sol Han) были Янгикент (Yenikend), Дженд (Cend), Барчинлыгкент (Barchinlig Kent - **Барчинкент, Барчкент, Баршикент), Сауран (Sabran), Отрар (Otrar),а центром - Сыгнак (Siginak). Очевидно, что некоторые из этих родов (uruks) были впоследствии вовлечены в процессы, протекавшие в Трансоксиане. В армии Тимура (Temur)13 важные роли играли кыпчаки (Kipchak) и найманы (Nayman). В эпоху Тимуридов (Temur's sons - **букв. сыновей Тимура), узбеки (Ozbeks) под руководством хана Барака (Barak Han), потомка Тука-Тимура (Tokay Temur - **Барак был внуком Урус-хана, а того, в свою очередь, одни считают потомком Орды, а другие - потомком Тука-Тимура) стали весьма могущественными (1427). После гибели Барака в 1429, потомки Шибан-хана (Shiban Han) захватили бассейн Сырдарьи. Соответственно, реальный центр улуса Джучи (Белой Орды - Jochi Ulus (Ak Orda)) переместился в Трансоксиану. В то же время мангыты (Mangit), боковая линия потомков Тука-Тимура, обрели серьёзное влияние под руководством бега Едигея (Edige Beg), назначенного Тимуром бегом Золотой Орды (Temur Bek of the Altin Orda). К ним присоединились и другие роды (uruk), и вместе они стали известны под этим названием - мангыт (Mangit) по имени своего главного рода, а также как ногаи (Nogay) (вероятно, потому что они возвели на трон Кара-Ногай-хана - Kara Nogay Han). Далее в этой работе они будут именоваться мангыт-ногаи (Mangit-Nogay). В начале XVI века Шибан-Узбек-хан (Shiban-Ozbek Han - **узбекский Мухаммед Шейбани-хан) и подчиняющиеся ему роды (uruks) вторглись в Трансоксиану и Хорезм, и расселились там. В это же время, западные области современного Казахстана, башкирские (Baskurt) земли и земли Туры (Tura lands) объединились под властью мангыт-ногаев. Таким образом, мощное мангыт-ногайское сообщество утвердилось как противостоящее узбекам. Сыновья Барак-хана Гирей и Джанибек (Kirey, Canibek) сперва были в подданстве у знаменитого Абуль-Хайра (Ebulkhayir) из потомков Шибана. В 1466 году они покинули этого хана и стали казахами (kazak), найдя убежище у потомков Чагатая правивших на востоке (ханов Кашгара и Семиречья (Yedisu)), подчинили себе некоторые роды (uruks) и с их помощью вернули себе преданность тех родов, которые прежде были их вассалами, но оказались на территории, отошедшей к потомкам Шибана. Таким образом, вслед за обществом узбеков-шейбанидов (Shiban Ozbek), было создано общество казахских узбеков (Kazak Ozbek). Так из единого узбекского сообщества (Ozbek society) в течение второй половины XV века возникли 3 могущественные группы. Земли, ранее принадлежавшие ханам Синей Орды (Gok Orda) и потомкам Тука-Тимура (Tokay Temur) стали территориальным владением ханов Шейбанидов (Shiban Han). А земли Шейбанидов достались ногайским бегам (Nogay princes). Казахи (Kazaks) же получили немного оттуда и немного отсюда плюс ещё кое-что из чагатайских владений. В течение середины XVI века мангыт-ногайские беги (Mangit-Nogay princes) пребывали в Арке (Arka - **Сары Арка?) и Улытау (Ulu Tav), т.е. в центральной части современного Казахстана; но, увлекшись делами к западу от Волги (Idil) и даже на берегах Азова (Azak), постепенно откочевали в западном направлении. Таким образом земли, еще недавно бывшие предметом всеобщего спора - нижнее течение Сырдарьи, область Арки (Arka) - опустели. В следствие чего, их заняли казахские ханы, жившие прежде в Таласе и на берегах реки Чу. Во второй половине XVII века ногаи (Nogay), а в первой половине XVIII века и калмыки (Kalmak), пришли в упадок, и казахские ханы остались единственными правителями степей к востоку от реки Урал. Ногаи переселились в Крым и на Северный Кавказ. Казахские ханы, после отделения от узбеков-шейбанидов (Shiban Ozbeks), стали называть соседние с ними казахские племена казахскими узбеками - Kazak Ozbekleri. В историческом труде Хайдар Мирзы Дуглата (Haydar Mirza Douglat)14, они также определяются как - Kazaklar - казахи.

Слово казах и понятие казах.

The Word Kazak and the Concept of Being a Kazak

Изначально слово казах (Kazak) относилось исключительно к правителям; позднее, это название стало применяться к племенам (tribes), вассально зависимым от них (**этих правителей), или государственным образованиям (states), создаваемым ими. До определенного времени название казах (Kazak) не имело отношения даже к племенной конфедерации (tribal confederation), а только непосредственно к государственной структуре (state). Вообще-то термин казах (Kazak) был определением человека, который покинул свой род/семью (family (boydak)) (или был изгнан оттуда) вследствие мятежа, политического по своей природе; иногда эти изгои общества скитались по горам и диким местам без какой-либо защиты и поддержки со стороны родного племени, ожидая счастливой перемены в своей судьбе, зависевшей от политических факторов, а потом возвращались и становились правителями; часто это были юноши, которых намеренно (в воспитательных целях) отделяли от племени, чтобы они обрели навыки выживания, а кое-кто покидал родные места с целью заняться разбоем. Под влиянием тюрков обычай посылать сыновей в одиночку с оружием был воспринят и русскими, что отмечено в мусульманских источниках и называется тюркским словом "казак" (Kazak) сейчас как и прежде. Политический изгнанник, ставший казахом, терял это звание, как только обретал собственную землю, захватив ее военным путем, или же присоединялся к другой политической фигуре, узаконив тем самым своё положение. Позднее он обычно вспоминал период своего казачества как дни молодости, когда он учился действовать самостоятельно и переносить трудности (так, например, вспоминал об этом Тимур, и его потомки Абу Сеид Мирза (Ebu Sait Mirza), Хусейн Байкара (Huseyin Baykara), Бабур (Babur Mirza), а из узбеков Шейбани-хан и его преемники). Т.е. человек мог быть казахом лишь несколько лет своей жизни. И в этом смысле термин казах противопоставляется прочному социальному статусу человека. Касым-хан (Kasim Han) и его сын Хак-Назар (Hak Nazar), потомки Джанибека и Гирея, бывших казахами в самом конце XV века, рассматривали своё положение как временное. К концу XVI века (1599) казахские правители покинули Чуйскую область под натиском калмыков (Kalmaks) с северо-востока, и обрели убежище в твердынях Ташкента и его окрестностей. Вплоть до 1723 года, когда калмыки учинили очередной разгром, они селились в этих областях и пытались приобщить свои степные племена к оседлому сельскому хозяйству. Следуя этой политике - Tug Baglayip - т.е. утверждение официального флага государства, они создали некое подобие административного аппарата и попытались создать государственное устройство (state) - devlet tuzumek, сгруппировав свои войска по сотням - Yuz, и тысячам - Bin. Орда (Orda) – ставка хана была разделена на 3 жуза (сотни) : Старший Жуз (Uluyuz), Средний Жуз (Ortayuz) и Младший Жуз (Kichiyuz). Среди узбеков (Ozbek), термины хан (Han) и калгай (Kalgay) использовались для различия правителей первой и второй очереди наследования; у ногаев (Nogay) подобного рода ранги определялись терминами бег/бек (Bek), нурадин (Nuradin) и кейковат (Keykubad).

Несмотря на этот раздел ханской орды (Han Orda) на 3 части (по другому называвшиеся Ulugorda (Старшая Орда), Ortaorda (Средняя Орда) и Kichikorda (Младшая Орда)), сохранившийся со времен попытки организовать некие структуры государственного управления, из-за постоянного давления калмыков (Kalmaks), а затем России (со стороны Сибири), создать стабильное правительство и организовать жизнь в строгом соответствии с избранной схемой, так чтобы она охватывала все племена (tribes), никак не удавалось. Племена, жившие в северо-восточных степях, именовали себя казахами (Kazak) и следовали тому же образу жизни, что и узбекская, или ногайская, аристократия: разводили скот и жили в палатках. Все это, конечно же, ослабляло положение Казахов.

Усиление (рост численности) казахов.

(The Growth of Kazaks)

Часть степей, прежде населенных узбеками, перешла в собственность ногаев, которые (**в свою очередь) подчинились власти казахских ханов. В XVI веке (во времена Saydak (Сайдака) и Yusuf Mirza (Юсуф-мирзы)) мангыт-ногаи только к востоку от Волги (Idil) имели численность около 2 миллионов. Создание державы Тимура (Temur) на востоке, а также завоевание Константинополя (Istanbul) и аннексия Крыма (**турками же) на западе – эти 2 фактора вынудили племена, жившие по берегам Волги (Idil) выбирать между Бухарой (Трансоксианой) и Румом (Малой Азией). Это не способствовало сплочению племен нижнего течения Волги и Яика (Урала) в единое мощное государство. Когда русские, в 1558 (*завоевание Астраханского ханства Иваном Грозным) вторглись в эти земли, отнимая у племён их стада, и, принуждая их подчиниться таким личностям как Alchi Ismail (Алчи Исмаил), который сотрудничал с русскими, племена рассеялись. Бесконечные набеги калмыков (Kalmak), и их окончательное расселение в междуречье Идиль/Волги (Idil) и Яика/Урала (Yayik) в 1643 году, вынудило существенную часть ногаев с политической и аристократической верхушкой во главе, перекочевать в Крым, а оттуда дальше на запад и на Кавказ. Но подавляющее большинство из 2 миллионов ногаев осталось на восточном берегу Волги. Часть из них потом мигрировала в Хорезм и в бассейн Сырдарьи. По этому поводу можно сказать, что новые племена, прибывшие в Трансоксиану из Кыпчакских степей во времена правления в Бухаре Абд ул-Азиза (Abdulaziz) (1645-1680) и Субхана Кули (SuphanKulu) (1680-1702), из потомков Астраханских ханов, усилили позиции казахских ханов (Kazak Hans). Подобным же образом, казахские племена (Kazak tribes), жившие в Тургайской области (Turgay) и на Урале (Ural – горы Урал) состояли из родов (tribes), ранее входивших в ногайскую орду (Nogay). В течение второй половины XVI и (всего) XVII века эвакуация тюркских племен из бассейна реки Волги была столь ощутимой, особенно после миграции калмыков на западный берег Волги и в Джунгарию, что регион междуречья Волги и Урала оставался почти полностью безлюдным вплоть до XIX века. Казахские племена прибыли сюда в 1801 году под руководством хана Букея (Bukey Han) из Младшего Жуза (Kichiyuz), и состояли полностью из бывших ногайских родов (Nogay tribes), когда-то там уже живших. В течение третьей четверти XVIII века казахские ханы взяли под свой контроль регион от Волги и Яика (Yayik) на западе до Джунгарии на востоке, получив на это патенты от русского (Санкт-Петербург) и китайского (Пекин) правительств, при этом полагая эти патенты некими почестями, оказанными означенными правительствами казахским ханам. Племена, проживая на столь обширных пространствах порознь друг от друга, тем не менее не слишком отличались друг от друга языком и обычаями. Напротив, они сохранили единство языка, обычаев и традиций несмотря на отсутствие письменности, благодаря сильному взаимному смешению племен, имевшему место во времена калмыкских набегов, а затем и внутриказахских ханских усобиц, когда племена и роды мигрировали из региона в регион, то с запада на восток, то обратно – с востока на запад. Появление общих героических персонажей (**имеетсяв виду эпос) - вследствие общей борьбы с калмыками за обладание степями, в результате больших собраний народа (например, свадебные церемонии ханов и беев (Beys), и пиры - as или Yog15 (**поминальные?) церемонии), на которых обычно имели место поэтические состязания , в которых принимали участие представители всех казахских племён, поэзия, которую они читали вслух – всё это способствовало сохранению традиций и обычаев. Ныне на всём степном пространстве от Джунгарии до Волги у казахов один и тот же язык. Однако, долгое отсутствие единой власти верховного хана; неучастие в больших политических событиях эпохи вследствие географической удалённости от мировой политической жизни; их погруженность во внунтриплеменную политику и жизнь в духе Kazaklik (**термин можно коряво, но близко по смыслу, интерпретировать как Казахскость) – всё это сильно повлияло на этих тюрок. В общем, в политической и интеллектуальной жизни Kazaklik, освященный временем, и по сей день почитается за добродетель. Но негативным* аспектом Kazaklik является то, что он привёл к заметному отличию казахов от соседних тюркских народов. С другой стороны, не подверженные влиянию древней культуры, казахи лучше и быстрее усваивают современные научные методы и идеи, быстрее соседних, более культурных, тюркских народов.

* О пантюркистских политических воззрениях З.В.Тогана есть кое-что (на русском языке) на http://www.bashedu.ru/encikl/vvv/validov.htm и (на английском) довольно много на http://www.spongobongo.com/zy9857.htm и на http://www.ukans.edu/~kansite/ww_one/comment/togan.html)

Казахские племена и их подразделения (* как правило, словом "племя" я переводил английское tribe, а тюркское uruk – словом род, более мелкое относительно племени подразделение, uruk состоит из аймаков/оймаков (oymak), а те в свою очередь - из арысов (aris), состоящих из soy, далее следует тире (tire). Названия всех этих родов я не рискнул перекладывать в кириллицу (за исключением наиболее крупных подразделений - uruk, а также некоторый из аймаков и арысов - для чего я воспользовался сведениями с http://www.history.kz/ru.php, эти кириллические написания выделены, в скобках за ними оставлены написания З.В.Тогана):

Старший Жуз (Uluyuz) включал 11родов (uruks):

Дулат (Duvlat) (его оймаки (oymak): Ботбай (Buptay), Шымыр (Cimir), Сикым (Siyqim), Жаныс (Canis)),

Албан (Adban), Суан (Suvan), Шапрашты (Chaprasti), Ысты (Esti), Ошакты (Ochakti), Сарыуйсын (Sari Uysun), Жалаир (Calayir), Канглы (Qangli), Шанышкылы (Chanchkili) и Сиргелы (Sirgeli).

Согласно прежним расчётам, общее население Старшего Жуза (Uluyuz) - 460,000. Они живут в Семиречье (Yedisu) и в области (provinces) Сырдарьи.

Средний Жуз (Ortayuz) имеет 5 родов (uruks): Керей (Girey), Найман (Nayman), Аргын (Argin), Кыпчак (Qipchaq) и Конрат (Qongrat).

Керей (Girey) имеет 2 оймака (oymaks):

Уак Керей (Uvak Girey) (арысы (aris): Cantiqay, Cadik, chiruchi, Iteli, Qaraqas, Mulgu, chobar-Aygir, Merket, It- Imgen, Cas-Taban, Sarbas, chi-Moyun) и  Кара-Керей (Qara-Girey) (арысы: Morun [soy Bayis Morun, Siban, Qurdcay, Tuma и Baysiyiq Semiz Nayman, Bulatchi, Toqpaq] и Bay-Ciket [soy Cumuq и Tugas]).

Кереи (Girey) живут на Чёрном Иртыше (Kara Irtis), Иртыше (Irtis), в бассейнах рек Obagan (Абокан), Kisma Isim (Ишим) и Oy (Обь?).

Племя Найман (Nayman) состоит из 12 оймаков (oymaks):

Aqbora (Бура?), Bulatchi, Ters Tamgali, Tortovul, Kokcarli, Ergenekti, Semiz, Баганалы (Baganali), Садыр (Sadir), Матай (Matay), Sari Cumart, Qazay, Балталы (Baltali).

Найманы жили в районах Улатау (Ulutav), озера Балхаш (Balkas) и хребта Тарбагатай (Tarbagatay). Согласно прежним расчётам их общая численность -  500,000.

Из этой линии оймак (oymak)  Баганалы (Baganali) имеет 3 арыса:

Toqbulat(soy Ciriq, Ibiske, Qizil Taz, Qara Bala, Sari Sargaldaq);

Sustan(soy: Boydali, Bes Bala);

Aq Taz(soy Teney, Baliqchi, Qarmaqchi, Seyid [тире: Bay Emet, churtay ara Ataliq, Mamay, Babas, Bulatchi Nayman, Cumuq, Calman, Badana]).

Племя Аргын (Argin) подразделяется на 3 больших оймака (oymak):

Mumin (арысы: Bigendik, chigendik [soy: Atigay, Bagis, Qancagali, Tobuqti, Qaravul, Sari, chaqchaq Tuman, Amancul, Kuchey, Baqay, Cuzey, Aq Nazar, Tenet, Qarabas, Qalqaman, Bay Emet, Qochkar, Cetim], Madyar, Tolek);

Quvandiq (арысы: Altay, Qarpiq, Temes, Agis, Qalqaman, Aydabul);

Soyunduk (арысы: Qurucas, Quzgan, Qusqal, Toki);

кроме того, есть ещё независимый арыс Qara Qisek (включающий в себя soy Tortovul, Taraqti).

Согласно прежним расчётам, племя Аргын (Argin) насчитывает -  89,000. Они живут в бассейнах рек Иртыш, Ишым и Тобол.

Племя Конрат (Qongrat) подразделяется на 2 больших оймака (oymak):

Koktin Ogli и Kutenci (арысы: Cemtimler, Mangitay, Qara Kose, Quyusqansiz, Teney, Toqbulat, Baylar-Cancar, Busman). Qongrat’ы живут в бассейне Сырдарьи.

Племя Кыпчак (Qipchaq) имеет 4 больших оймака (oymak): Kok Murun, Kuldenen, Buchay, Qara Baliq.

Кыпчаки (Qipchaq) состоят из многочисленных  арысов, soy и тире (tire). Они живут в большинстве своём в бассейнах рек Oy, Tobol, Turgay.

Младший Жуз (Kichi Yuz) состоит из 3 племён (tribes):

Alimoglu (в казахском произношении - Алим-улы (Elimolu)), Bayoglu (казахское произношение Байулы (Bayoli)), Yedi Urug ((букв.7 родов) - казахское произношение Жетыру (Ceti-ru)).

Aрысами  Алим-улы (Alimoglu) являются

Карасакал (Qarasaqal) (soy: chunqara [тире: Qangildi, Kutkulech, Sekerbay, Batan, Car Boldi], Saribas [тире: Baqti-Berdi, Bavbek, Nazim], Busurman [тире: Nogay, Gasikur, Cekey], Tortqara [тире: Turum ara: chavdar, Aviqman, Qachan, Toguz Seksen, Toqman ara: Saqal, Can-Keldi, Sekerbay, Kutkulech, Khan Geldi, Qasim ara: Ayit, Seksek, Madi, Baqcan, Appaq ara: Qara-Kese, Ak-Bes, Batan]),

Каракесек (Qara-Kisek), Kite, Торткара (Tort-Qara), Шемекей (chumekey), Шекты (chekli), Qazan-Taban, Istek, Bayis, Esen Geldi, Cakev.

Aрысами  Байулы (Bayoglu) являются

Адай (Aday) (soy: Baliqchi, Aqman, Tubus[тире: Zarubay, chunqay, Bavbek, Tabunay, chikem, Bebkey], Mugal [тире: chavlay, chekuy], chibeney [тире: Cumart, chelim], Qonaq [тире: Urus, Toq-Sara], Qosay, Tukuchey);

Жаппас (Cappas) (soy: Kineki, Kirman, Sumruq, Andarchay, Qoldiqay, Qara-Koz, Qalqaman),

Алаша (Alacha),

Байбакты (Baybaqti) (soy: Qanq [тире: Kuli Sunduq, Bavbek, Aliz], El-Teke, Bataq [тире: chabachi, Qolchiq, Sagay, Cavgati, Tuqabay, Buganay, Kochmen, Itemke]),

Маскар (Masqar) (soy: Qutluch-Atam, Babanazar, Masaq),

Берш (Beris), (soy: Sibaq, Nogay, Qayli-Qach, Can-Mirza [тире: Toqman, Bes-Qasqay] Isiq),

Таз (Tazlar), Isen-Temir,

Черкеш (chirkes) (soy: Kusun [тире: Samay, Umurzaq, Utegen, Ulcabay], Cavqachiq, Qis- Kistek, Kuyus, Ilmen),

Тана (Tana), Кызылкурт (Qizil-Kurt) (soy: El-chula, Subi), Ссык (Seyikhlar), Алтын (Altun), (soy: Calabaq, Aydurgay, Sagay).

Aрысы  Жетыру (Yedi Uruk) это: Табын (Tabin), Тама (Tama), Кердери (Kirderi) (soy: Yabagu), Жагалбайлы (Cagalbayli), Керейт (Kireyit), Телеу (Tilev), Рамадан (Ramazan).

Из этих племён (tribes), Алим-улы (Elimolu) живёт на Урале (the Ural province), вдоль нижнего течения Сырдарьи, к юго-востоку от Аральского моря, в восточной части Хорезма и в восточной части Бухары; племя (tribe) Байулы (Bayolu) живёт в Bokey Orda, на Урале (Ural province), Мангышлаке, и по всему плато Устюрт. Жетыру (Yedi Uruklar), в свою очередь, живут на Урале и Туграе (Ural and Turgay provinces). По прежним расчётам, население Младшего Жуза (Kichi Yuz) примерно 800,000.

Узбеки(Ozbekler).

Появление узбекских племен в Трансоксиане

(The Ozbek Tribes Arriving in Transoxiana)

 Современные узбеки прибыли в Трансоксиану и Хорезм из улуса Джучи со всей организацией и институтами, наличествовавшими у узбеков-шейбанидов (Shiban Ozbeks). Фактически, иерархия ("orun"), образованная в правительстве племенами, была той же самой. Узбеки, сменив Тимуридов у власти, заменили их госструктуры своими собственными. Вместе с узбеками пришли также элементы, близкие к дворцовым кругам "Ich Eli" (?"тройного эля"?) Золотой Орды (Altin Orda), которые можно охарактеризовать как вполне цивилизованные. Более того, следуя терминологии хрониста Утемиш-хаджи (Otemis Haci),* Шейбаниды, пришедшие в Трансоксиану, включали в себя правящие элементы старого "Узбекского эля" (Ozbek Eli) (т.е. Золотой Орды), "знаменитой области Тура (Tura), называемой также Селения Мангытов (Mangit Villages)", т.е. западно-сибирской области Тура (Tura), где существовал оседлый улус мангытов (Mangit ulus) – Тургайская область (Turgay Province), с центром в районе современных Акколя (Ak-Gol), Чалкара (chalkar-Gol), где также правили потомки Шибана. В своё время этими территориями владел Абуль-Хайр-хан, отнявший области Тура и Башкурт ("Tura and Baskurt" regions) у представителей другой ветви Шейбанидов, представленной западно-сибирским ханом Махмутеком (Mahmudek - **вероятно, имеется в в иду один из сыновей Кажи-Мухаммеда). Затем Абуль-Хайр занял нижнее течение Сырдарьи, в 1431, и Хорезм. Абуль-Хайр придерживался той политики, что в деле управления следует опираться на южные и северные земледельческие оседлые области улуса Джучи. Хусайн-и Хорезми (Huseyin Khorezmi), великий учёный своего времени, написал на тюркском языке поэму, восхваляющую этого правителя, под названием "Касыда-йи Бурда" ("Kaside-i Burde" - **касыда о плаще Мухаммеда), и приложил её к одной из своих научных работ. /**точнее, согласно Та'рих-и Кипчаки, он "... сочинил на имя хана комментарий к касыде «Бурда», дал [ему] название «Кашф ал-худа» и преподнес [его хану]."/ Другой ученый, по имени Масуд Кухистани (Mesut Kohistani), написал на персидском языке историческое жизнеописание Абуль-Хайра (**“Тарих-и Абул-хаир-хани”). В течение XVI века значительная часть узбеков перешла к оседлой жизни и земледелию в селениях бассейна реки Зеравшан и Хорезма. Возможно, они представляли собой элементы, прибывшие из Сырдарьинского региона и Туры (Tura), где переход к оседлости начался еще раньше.

(**Мухаммед) Шейбани-хан (Shiban Han) был правителем, привыкшим кочевать по пространству между Сырдарьёй и Астраханью. Шибанли Махди (Shibanli Mehdi) и Хамза-султан (Hamza Sultan), прибывшие в Трансоксиану до него, были сыновьями Бахтияр-султана (Bahtiyar Sultan), правителя оседлых областей, крепостей и замков области Тура (Tura province). Считается, что они со своими узбеками прибыли туда (в Трансоксиану) в эпоху поздних Тимуридов. Теперь рассмотрим племенную организацию: узбеки (Ozbek) повсеместно именуются "doksan iki boy Ozbek" [узбеки 92 племен]. Здесь boy означает племя. Для башкир (Baskurt), используется термин "башкиры 12 племен" (Twelve Tribe Baskurt). У узбеков существует генеалогия, где все эти 92 племени названы поименно. Между современной версией этой генеалогии и версиями, имеющимся в копиях манускриптов XVI-XVII веков, есть некоторые отличия (см. например, опубликованные версии у Ахунда Курбанали (Akhund Kurbanali), Ханыкова, и шейха Сулеймана (Sheykh Suleyman)). Нет никаких сомнений, что эта генеалогия перечисляет названия племен эпохи Золотой Орды (Altin Orda), т.е. до отделения мангыт-ногаев и казахов. Вот эти племена:

Min, Yuz, Qirq, Ungechit, Calayir, Saray, On, Qonrat, Alchin, Nayman, Argin, Qipchaq, chichak, Qalmaq, Uyrat, Qarliq, Turgavut, Burlas, Buslaq, chemerchin, Qatagan, Kilechi, Kineges, Boyrek, Qiyat, Bozay, Qatay (Khitay), Qanli, Ozce Buluci (?), Topchi (?), Upulachi, Culun, Cit, Cuyut, Salcavut, Bayavut (байаут), Otarchi, Arlat (арлат), Kireyit, Unqut, Mangit, Qangit, Oymavut, Qachat, Merkit, Borqut, Quralas, Qarlap, Ilaci, Gulegen(?), Qisliq, Oglan, Kudey, Turkmen, Durmen, Tabin, Tama, Mechet, Kirderi, Ramadan, Mumun, Aday, Tuqsaba, Qirgiz, Uyruci, Coyrat, Bozaci, Oysun, Corga, Batas, Qoysun, Suldiz, Tumay, Tatar, Tilev, Qayan, Sirin, Kurlevut, Chilkes, Uygur, Yabu (=Yabaqu), Agir (Agiran), Buzan, Buzaq, Muyten, Macar, Qocaliq, Choran, Churchut, Barin(=Behrin), Mogul, Nokus [Nukus].

*** еще см.http://ula.uzsci.net/portal/library/atlas/folk_as_is.pdf - А.Каюмов "Узбекские племена и роды"

Из этих названий племен 33 являются монгольскими, большинство остальных совпадают с названиями известных тюркских племен улуса Джучи, происхождение остальных на данный момент нам неизвестно. Такие племена (tribes) как Barlas и Kavchin, проживавшие в Трансоксиане ещё до вторжения узбеков, однако затем присоединившиеся к ним, в этих списках не упоминаются. Из названных 92 племен, примерно 45 входят в состав современных узбеков. Вышеупомянутые монгольские племена конечно же происходят от подразделений монголов направленных когда-то (в период монгольского нашествия) в улус Джучи. Большинство из этих племён с монгольскими названиями ныне пребывают в Трансоксиане и Хорезме. Очевидно, что эта генеалогия, которая традиционно передавалась из поколения в поколение, отражает веру её обладателей, узбеков Трансоксианы и Хорезма, в то что они являются потомками этих племен, и потому полностью представляют те силы, которые когда-то создали Золотую Орду, а затем перенесли эту структуру с собой в Трансоксиану. Современное подразделение этих племен таково:

(1) племя (tribe) Qongrat: Состоит из 5 оймаков (oymak). Первый оймак Qancagali, состоящий из следующих арысов: Orus, Qara-Qursak, cholik, Quyan, Quldavli, Miltek, Kur-Tugi, Gele, Top-Qara, Qara-Boz, Nogay, Bilgelik, Dostelik. Второй оймак, из 9 арысов: Aq-Tana, Qara, churan, Turkmen, Qavuk, Bes-Bala, Qarakalpaq, Qacay, Khoca- Bece. Третий оймак, Qostamgali, тоже из 9 арысов: Kul-Abi, Barmaq, Kuce-Khur, Kol-chuburgan, Qarakalpaq, Qostamgali, Seferbiz, Dilberi, Cachaqli. Четвертый оймак, Qostamgali, имеет 7 арысов: Tartugli, Agamayli, Isigali, Qazancili, Uyukli, Bukechli, Qaygali. Пятый оймак, Qir - 5 арысов: Guzili, Kusevli, Ters, Baliqli, Quba. Все эти ветви рода (uruk) Kongrat проживают в дельте Амударьи, в провинциях Khuzar (Ghuzar) Бухары (Bukhara), Sirabad, Qurgan-Tepe. Они в значительной степени сохранили кочевые традиции в Бухаре. Теперь о племенах расселившихся в Хорезме;

(2) племя (tribe) Nayman. 3 оймака: Qostamgali, Uvaqtamgali, Sadir. Они живут в Хорезме и Самарканде;

(3) Kineges, состоит из 5 оймаков: Qayrasali, Taraqli, Achamayli, chikhut, Abaqli. Живут в Шахрисабсе (Shehrisebz – исторически Кеш) и Хиве (Khiva);

(4) племя Mangit, состоит из 3 оймаков: Toq-Mangit, Aq-Mangit, Qara- Mangit. Живут в Хиве (Khiva) и Qarsi (Карши);

(5) племя Tuyaqli, проживающее в Самарканде и Kette-Qurgan;

(6) Muyten, проживающее в Самарканде и Kette-Qurgan;

(7) Saray, проживающее на границах областей Shehrisebz-Yekke-Bag;

(8) Barin, проживающее в Фергане и тумене (tumen) Kette-Kurgan;

(9) Khitay и (10) Qipchak: Эти 2 племени образуют наиболее важные сегменты в Самарканде и Kette-Kurgan’е. Также много их в Хиве и Фергане;

(11) Минг (Min), проживающие в Самарканде, Penchkent (Пенджикенте), Jizzakh (Джиззаке), и в Фергане;

(12) племя Uch Uruk (букв.3 рода): Misit, Tama, Yabu. Они живут в окрестностях бухарского Ziyaeddin’а;

(13) Burqut, живут вдоль границ chilek и Kermine;

(14) Arlat, живут в Qara-Kol;

(15) Qangli (канглы), проживающее по границе с туменом Джиззак (Jizzakh tumen);

(16) Qirk, Yuz, Min: живут в тумене Джиззак (Jizzakh tumen);

(17) Batas, живут в окрестностях Qarsi, Ghuzar;

(18) Qaraqalpak (караколпаки), состоят из 5 оймаков: Qara-Qoylu, Qara-Singir, Oymavut, Istek, Achamayli, и живут в дельте Амударьи и к северу от Самарканда, в Ak-Tepe (белые холмы).

Из всех узбеков лучше других сохранили свои древние наречия и традиции племена, проживающие в тумене Джиззак (Jizzakh tumen) (Qirq, Qangli, Saliq, Turk, Turkmen, Nayman, Mangit, Qitay-Yuz, Solaqli, Tuyaqli, Alacha, Burqut, Sirkeli, Baymaqli, Calayir, Qirgiz, Yuz, Quyan-Tuyaqli, Parcha-Yuz, Qarapcha, Quschi, Oraqli, Toqcari, Qostamgali, Saray, Qancagali). Однако их численность невелика. В восточной части области Бухары есть племена ведущие кочевую жизнь, в окрестностях Душанбе (Dushanbe), кочуют племена Laqay, Marqa Kichi Yuz, а в окрестностях Feyzabad’а, племя Qarliq.

Что касается узбекских племен Афганского Туркестана, нам известен лишь список, составленный ещё в начале XIX века индийцем Мир Иззатуллой (Indian Mir Izzetullah). Согласно нему, там проживают следующие племена:

в Serpul около Sibirgan, оймак Achamayli племени (tribe) Min ; по соседству с ними, в Sayyad, Achamayli и Qazayagi племени Min; в Sencayrek, род (uruk) Qipchak; в Kunduz, только (племя) Qatagan; в окрестностях Балха (Balkh) роды (uruks) Saray и Moyten. В Eskemis, что в Бадахшане (Badakshan), оймаки (oymak) Burge и Timis из племени Qatagan. В Narin (?Нарыне) род (uruk) chagatay. Мир Иззатулла (Mir Izzetullah) также сообщает об оймаках (oymak) родов (uruk) Moyten и Qatagan: Moyten состоит из 7 оймаков (oymak): Tilikhane, Germsili, Qazayaqli, chagar, Sum, Aqsayiq, chuchen. Род (uruk) Qatagan имеет 3 оймака: Bes-Qaban, Salcavut, Tort-Ata. Bes-Qaban имеет 5 арысов: Laqqa (=Laqay), Yangi-Qatagan, Kesmever, Qayan, Manas. Aрыс Kesmever имеет 4 тире: Aq-Taglik, Endicani, Qalasi, Bomin. Aрыс "Manas" имеет 3 тире: Temis, Sar-Bagis, Burge. Оймак Tort-Ata (букв. 4 отца) имеет 4 арыса: Sariq-Qatagan, churaq, Bassiz, Mardad. Aрыс churaq имеет 2 тире: Qiz Atizi, Solen. Aрыс Mardad имеет 3 тире: Uchata, Bozan, Cutuduq.

Среди узбекских племен (tribes) есть племена, именуемые Bekzad. В прошлом они играли активную роль в управлении страной и в армии, они исполняли церемонию возведения хана на трон. Среди них можно выделит:

хивинские племена Qiyat-Qongrat, Uygur-Nayman, Qangli-Qipchak, Nukus- Mangit;

в Бухаре, времен правления Шейбанидов (descendants of Shiban), племена (tribes) Quschu, Nayman, Qarluq, и Boyrek; времен правления мангытов (Mangit) (согласно Радлову) были хорошо известны роды (uruk) Min, Arlat, Barin, Batas.

Племя Qatagan также считается Bekzad.

Роды (uruks): Tuyaqli, Moyten, Khitay (Qatay), Mangit; и большинство Qongrat’ов Бухары из числа последних прибывших из Кыпчакской степи (Desht-i Kipchak). Прежде они были, как и многие казахи, прибывшие в Трансоксиану позднее, членами конфедерации Мангыт-Ногаев (Mangit-Nogay confederation).

Примечания:

1. Абульгази - правитель (хан Хивы) и историк - Abulghazi Bahadir Khan (1603-1663), Secere-i Terakime (Родословная тюрок), составлена в 1659.

2. Джевдет-паша (Cevdet Pasha) (1822-1895) османский историк, сановник, реформатор в судебной и образовательной областях. См. Stanford J. and E.K. Shaw, History of the Ottoman Empire and Modern Turkey (Cambridge: Cambridge University Press, 1977), vol. II.

3. Тоган использует номенклатуру подразделения племен от племенной конфедерации до самых мелких разделов: урук/род (uruk) состоит из оймаков (oymak), которые состоят из арысов (aris), которые в свою очередь состоят из soy.

4. Уран (боевой клич): слово, которое выкрикивали в пылу сражения, чтобы соратники могли определять местоположение своих товарищей, не отвлекая взора от общего противника; У. был неотъемлимой частью племенной идентификации в Центральной Азии, наряду с тамгой и дастаном. * Примеры казахских уранов и тамг можно найти здесь - http://www.history.kz/ru.php . Тамга (печать) изображалась на юртах, коврах и ювелирных изделиях, использовалась как тавро для скота. Список ранних тамг имеется в у Махмуда Кашгари в его Diwan Lugat at Turk (XI век; далее DLT).

По поводу дастанов см. http://www.angelfire.com/on/paksoy/:

An Introduction to Dede Korkut; CENTRAL ASIA'S NEW DASTANS; Dastan genre in Central Asia; Alpamysh

5. Согласно народной этимологии слово узбек происходит от Ozum Bek, что означает "я - прирожденный бег/бек" (**английский текст - "My Essence is Princely"). /**небольшая цитата по теме из В.В.Бартольда (Тюрки. Двенадцать лекции по истории турецких народов Средней Азии): "...народное название узбеков производят от имени Узбек-хана и другие источники, в том числе Абулгази; по аналогичным примерам эту этимологию, по-видимому, надо признать правильной, вместо принятого многими учеными, в том числе Радловым, толкования öз бег в смысле 'сам себе господин'."/

6. Ortaq: партнер, товарищ. У монголов хан снабжал капиталом своих "товарищей" (нукеров), с тем, чтобы они водили караваны по монгольским владениям от одного конца до другого и торговали с соседними народами. /**небольшая цитата по теме из В.В.Бартольда (Тюрки. Двенадцать лекции по истории турецких народов Средней Азии): "у монголов для обозначения купцов употреблялось турецкое слово ортак «товарищ», "участник товарищества", что указывает на значение для торговли товариществ купцов."/

7. О тюрках-булгарах см. O. Pritsak, "Kultur und Sprache der Hunnen", Festschrift fur Dmytro Cyzev'ky (Berlin, 19540; и R.N. Frye, "City Chronicles of Central Asia: Kitab-e Mullazade", Avicenna Commemoration Volume (Calcutta, 1956).

8. Тоган приводит цитаты из упомянутых им источников на арабском.

9. Генеалогии чигилей (chigil) и огузов (Oguz Turks) приводятся среди прочих в DLT (**"Диван лугат ат-Турки" Махмуда Кашгари).

10. См. H.B. Paksoy, "Chora Batir: A Tatar Admonition to Future Generations" ,' Studies in Comparative Communism, vol. 19, nos. 3 & 4 (Autumn/Winter 1986).

11. Оригинальный сборник традиционных монгольских законов (Mongol customary law) был назван Altan Tobchi*. См. также Secret History of the Mongols (Сокровенное сказание монголов), переведенный, inter alia, by F. Cleaves. О пережитках Ясы (yasa), см. V.A. Riasanovsky, Customary Law of the Nomadic Tribes of Siberia. Indiana University Uralic Altaic Series, vol. 48 (Bloomington, 1965).

* По поводу "Алтан тобчи" сошлюсь на примечания к "Поискам вымышленного царства" Л.Н. Гумилева, где говорится, что "Алтан тобчи" была составлена неизвестным автором XVII в. и представляет собой сводную летопись, в которой к "Сокровенному сказанию монголов" (= Тайная история монголов (XIII в.)) сделаны дополнения (из древней Алтан дептер ("Золотая книга" XIII в.), если я правильно понял)

12. Yedi San: Семь Репутаций (Seven Reputations). Термин "san" можно также определить как фамилия (surname), или даже как то, как эти племена представляли себя на собраниях или в сражениях.

13. Temur - Тоган использует именно такое написание имени Тимура, искаженное в западных языках до Тамерлан, Тамбурлан и т.д.

14. См. N. Elias and E. Denison Ross, eds., The Tarikh-i Rashidi of Mirza Muhammad Haidar Dughlat (London 1898), стр. 119, 122, 272-74. /**"Тарих-и Рашиди" Мирза Мухаммад Хайдар/

15. О значении церемоний "as" и "Yog" см. A.T. Hatto, The Memorial Feast for Kokotoy Han (Oxford, 1977).

Исправления/уточнения по фактам истории принимаются,

адрес почты на главной странице - ДОМОЙ



Hosted by uCoz