Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky
§ 20. Рассказ о тюркских печенегах. [1]
К востоку от этой страны - пределы (Hudud) гузов (Ghuz); | 19a к югу от нее - пределы Буртасов (Burtas) и Барадасов (Baradhas); к западу от нее - пределы маджгари (Majghari) и русов (Rus); к северу от нее – (река) Рута (Rutha). Страна эта во всех отношениях напоминает (страну) кимаков (Kimak) и состоит в войне со всеми своими соседями. (Печенеги) не имеют городов; их предводитель (mihtar) - один из них (**т.е. подчеркивается их суверенность, их вождь происходит из их же племени, а не является ставленником какой-либо внешней силы).
1. Bajanak.
312
Комментарии к § 20. Тюркские печенеги
В.Г.Василевский, Византия и печенеги (на русском языке) в издании автора Труды, СПб., 1908, i, 1-175 ; П.Голубовский, Печенеги, торки и половцы до монгольского нашествия (на русском языке) в Изв. Киев. Университ., 1883-4 (в библиотеках Парижа и Лондона не обнаружены); Marquart, Streifzüge, 63; Marquart, Komanen, 25-6, 98-9, c. Краткий обзор на английском представлен у C.A.Macartney, The Pechenegs, в The Slavonic Review, viii, 1929, стр. 342-53. J. Németh, Die Inschriften des Schatzes von Nagy-Szent-Miklós, в Bib. Orient. Hungarica, ii, Budapest, 1932 (надписи, обнаруженные на сосудах, датируемых, как представляется, началом X века /**надписи на сосудах из Надь-Сент-Миклоша/; автор относит их к неким князьям печенегов, незадолго до этого времени расселившихся на территории современной Венгрии, в связи с чем представляется любопытным сообщение Гардизи о том, что печенеги обладали многочисленными золотыми и серебряными cосудами). Д.А.Расовский, Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии. (на русском языке), в книге Seminarium Kondakovianum, Prague, 1933 (относится к более позднему времени; содержит весьма полную русскую и венгерскую библиографию).
§§ 20 и 22, также как и 43-4 и 48-52, обнаруживают близкие параллели с соответствующими главами Ибн Русте, Гардизи, Бакри и Ауфи, которые все зависят от одного базового источника и различаются только деталями.
Наш автор рассказывает о печенегах в двух главах: в § 20 описывается старая страна печенегов, а в § 47 – их новая родина. Взяв сведения из двух разных источников, он представляет две последовательные стадии скитаний печенегов как существующие одновременно.
Наиболее полно эти факты представлены у Констатина Багрянородного - Constantine Porphyrogenitus, De administrando imperio /**Об управлении империей/, в главе 37, которую Marquart, Komanen, 25, называет "основанием исторической этнологии Южной России". Византийский автор сообщает, что местонахождение первоначально было между Волгой () и Яиком (, река Урал), где они соседствовали с *Маджарами () [1] и Огузами (). За 55 лет до написания означенной книги ( De administrando imperio написана в 948) [2] хазары и огузы совместно напали на печенегов и изгнали их из их страны, которую заняли огузы. Печенеги же расселились в новой стране (а именно в той, которую до того занимали мадьяры) [3] отстоявшую как от хазар, так и от огузов на 5 дней (пути), от Алании – на 6 дней (ср. § 48), от Мордии (ср. § 52) – на 10 дней. В 42-ой главе своего труда Константин разъясняет, что в более позднее время (после изгнания мадьяр из Ателкузу (Atelkuzu), § 22) владения печенегов простирались от местности напротив Дистры [4] на нижнем Дунае до Саркела (хазарской крепости на Дону). Эти события конца IX века известны Истахри, 10, который утверждает: "Племя тюрков, именуемое Бачанак (Bachanak) (**печенеги)
1. Ср. У Ибн Фадлана Bashghurt = Majghar v.s., стр. 312, строка 19.
2. В 889, согласно Reginonis Abbatis Prumiensis Chronicon. Cр. Németh, o.c., стр. 48.
3. Точнее в регионе, который Константин называет Леведия и который вероятно располагался к северу от Азовского моря, местная река Хидмас или Хингилус иногда отождествляется с рекой Чингул (?), впадающей в Молочную. Мадьяры переместились в страну, именуемую Atelkuzu ("междуречье" ?), которая занимала пространство между реками Днепр и Серет. Очередное нападение печенегов вынудило мадьяр перебраться через Карпаты в их нынешнюю область (незадолго до 900 года н.э.).
4. Distra = Durustulum = Silistria.
314
будучи изгнанным из своей земли, поселилось между хазарами и Румом. Их местообитание не является их древней родиной, но они пришли и заняли его. " У нашего автора местообитание печенегов возле Азовского моря описывается в § 47, и в связи с этим еще будет возможность рассмотреть интересный текст Ауфи, рассказывающий о последующих миграциях этих племен.
Наш § 20 несомненно имеет ввиду ситуацию до 893 (или 889) года. Правда, Константин Багрянородный, o. c., допускает, что вплоть до его времени ) некоторые из печенегов () оставались под властью гузов, но согласно нашему автору тюркские печенеги были в состоянии войны со своими соседями, что указывает на то, что они все еще сохраняли независимость. Более ясно это выражено в параллельном тексте Гардизи, который пользуется тем же источником. Он описывает печенегов в зените их могущества, обладающих стадами, лошадьми, драгоценными вазами и поясами, боевыми трубами в форме бычьих голов, большим количеством оружия. Гардизи, 95, описывает путь из Гурганджа (в Хорезме) к печенегам, который соприкасался с Хорезмийской горой [1] и оставлял Аральское море /**ГардизиХорезмийское озеро/ по правую сторону. После перехода через пустыню, в которой вода встречалась только в колодцах, на десятый день достигалась более приятная местность, с родниками и обильной дичью. Весь путь к печенегам занимал 17 дней. Их страна простиралась на 30 дней пути, и соседями у них были: на востоке кипчаки, на юго-западе (10 дней пути) хазары, а на западе славяне (sic). Эта картина полностью отлична от той, свидетелем которой в 922 году стал Ибн Фадлан. Он встретил печенегов к югу от реки [j.gh] (А.З.Валиди: * Jayikh = Yayıq – Яик/Урал) и противопоставляет их бедность (несомненно, результат событий 893 года) богатству гузов. А.З.Валиди, o.c., стр. 246, полагает , что эти печенеги принадлежали к разряду номадов-"пролетариев" (jataq), добавляя, что вскоре после этого они также переправились через Волгу в западном направлении. [2]
Наш автор существенным образом запутывает описание границ печенегов. Хотя он и не утверждает, что их земли на севере достигают Ненаселенного Северного Пояса, однако сравнение со страной кимаков указывает на то, что печенеги жили в весьма холодном регионе. В § 44 он говорит, что к востоку от русов расположены Печенежские горы, под которыми можно понимать только Уральские горы или их западные отроги. [3] В § 6, 43 Итиль ниже Булгара (Bulghar) отделяет тюркских печенегов от буртасов ("Burtas"), под которыми наш автор (см. § 51) по какой-то ошибке обычно понимает волжских булгар. В нашем § 20 буртасы (Burtas) и барадасы (Baradhas) упоминаются к югу от печенегов. В § 19 Атил (Atil) образует западную и северную границу гузов, в то время как согласно § 20 западными соседями гузов были тюркские печенеги. То есть, наш автор полагает, что территория печенегов каким-то образом простирается от Уральских гор вплоть до правого (западного) берега Волги? Еще большее смущение вызывает § 6, 45.,
1. i.e. Chink плато Устюрт. Бакри, 42, помещает эту гору в 10 фарсахах от Гурганджа (Ургенча). /**Что-же касается до Баджанакиа то путь в их страны идет от Джорджании 12 фарсахов до горы, которая называется горою Ховарезма/
2. Однако v.s., Const. Porph., o.c., гл. 37.
3. По их северным и южным оконечностям, согласно Х.-А., предположительно проживали соответственно русы и кимаки, ср. § 18.
315
согласно которому загадочная река Рута (Ruta) (текущая на запад!) берет начало с горы на границе между печенегами, маджгари (Majghari) и русами (Rus). Такое сложное представление можно до некоторой степени объяснить только тем, что автор полагал, будто печенеги и маджгари (Majghari), или их часть, находились к юго-востоку от большой излучины Волги (в районе Казани). [1] Рута же, очевидно, считалась границей между печенегами и русами. (ср. § 42).
Любопытно, что ни в § 20, ни в § 50 тюркские печенеги и хазары не рассматриваются однозначно как соседи, хотя из Константина Багрянородного нам известно, что печенеги были изгнаны со своих прежних земель совместными действиями гузов и хазар. Текст Гардизи (v.i.) также ясен в этом отношении.
1. Если печенеги жили к северу от буртасов (т.е. булгар) и барадасов (Baradhas), то каким образом они могли соседствовать с гузами вдоль течения Волги, если только под Атилем нам не следует понимать Каму? Но это предположение создает новые сложности. Согласно Масуди, Tanbih, 160, зона активности печенегов распространялась (временами?) до Аральского моря.
§ 21. Рассказ о стране хифчахов
Южный предел хифчахов граничит с баджанаками (печенегами) (Khifjakh ra hadd-i junubash ba-Bajanak daradh), а все прочие (**пределы) граничат с Ненаселенными Землями Севера, где нет существа живого. Хифчаки – это род (qaum) который, отделившись от кимаков (Kimak), поселился в этих местах, но хифчахи более злонравны (badh-khutar), чем кимаки. Властитель (malik) их (назначается) от кимаков.
Комментарии к § 21. Хифчах (Кыпчак)
Komanen - специальное исследование Маркварта о происхождении и судьбах куманов-кыпчаков; несмотря на то, что в нем содержится огромное количество редких материалов и множество ценных соображений, по словам автора, стр. 206, оно остается всего лишь предварительной работой ("Pionierarbeit"); см. важные критические замечания Пельо (Pelliot) в Jour. As., апрель 1920, стр. 125-86, и Бартольда, Русский исторический журнал, vii, 1921, стр. 131-56. См. также Бартольд, Кипчаки в EI, A.Bruce Boswell, The Kipchak Turks, в The Slavonic Review (**Славянском обозрении), vi, 1927, стр. 68-85 (популярная статья), и Д.Расовский Половцы, в Seminarium Kondakovianum, vii, 1935, стр. 1-18 (продолжение следует) с очень хорошей европейской библиографией [часть ii, ibid., viii, 1936, стр. 19-40].
Имя Khifshakh < Khifchakh, Qıpchaq засвидетельствовано уже Ибн Хордадбехом, 31 /**хифшах/. Русские называли кипчаков половцы (от “полóвый” - "желтоватый"), в западных языках этому имени соответствуют термины: Pallidi, Falones, Valani, Valwen, и т.д. Эта группа названий не имеет соответствия в мусульманской литературе. [2] Еще одно имя, под которым кипчаки были известны в Византийской империи и Западной Европе – , Comani, Commani, оно встречается также у Идриси, который (возможно цитируя некий европейский источник) [3] называет кипчаков **[alq.manin], а их страну **[q.man.ya] (перевод Jaubert(-а), ii, 395, 399, и т.д.). Тождественность этих названий явствует из Рубрука (Rubruquis) (Paris, 1839, стр. 247): " Commani qui dicuntur Capthat
2. Но v.i., стр. 317, интерпретацию Бартольдом термина Sari .
3. Следует однако помнить о до сих пор недостаточно разъясненном названии [u(?l?)u q.m.n] /**Уюкман(?)/ (или [ulu q.m.n]), которое Гардизи упоминает при описании пути в Кимак (см. примечание к § 18), и **[q.h.n ati] (варианты **[q.m.n ay] и **[q.m.q ati kuz]), которое приводится у Рашид-ад-Дина, изд. Березин, Труды В.О., vii, 162, в качестве названия 10-ого племени уйгуров, ср. Marquart, Komanen, 91 и 58.
316
[*Qipchaq] a Teutonicis vero dicuntur Valani [читай: Falani] et provincia Valania [читай: Falania]." ("... команы, именуемые капчат; немцы же называют их валанами, а область Валанией") Происхождение имен Coman-/Qoman остается неясным (см. примечание к § 14, 1.). Название **[qun] (все еще сомнительное!), которому Маркварт придает такое исключительное значение, возможно, объясняет венгерскую форму Kún, но не объясняет Qoman. Даже без **[qun] можно представить происхождение венгерского Kún от Qoman, но для расширения более раннего *Qun до Qoman нет объяснения, равно как и для его предполагаемого выживания (?) в форме Kún в венгерском.
Подобно хырхызам, кимакам и русам, хифчаки представлены в нашем источнике живущими в непосредственной близости к Ненаселенным Землям Севера. К югу [1] от них помещены тюркские печенеги. Наш источник (§ 6, 44.) добавляет, что река Рус (Rus) (Волга до слияния с Камой?) окаймляет пределы хифчахов. [2] Предполагалось ли таким образом, что кипчаки живут ниже русов по левому берегу в верхнем течении Волги? Как бы то ни было, это полностью воображаемая конструкция, которой мы обязаны исключительно нашему автору, поскольку Гардизи, который пользуется теми же материалами, ясно говорит, что хифчаки жили к востоку от печенегов. Заменив восток севером, наш автор втиснул народы в свою схему, не слишком заботясь о современной ему ситуации.
Гардизи, 82, называет хифчахов /**Кипчак/ одним из семи племен кимаков. Наш автор похоже описывает более позднюю стадию отделения хифчахов: он допускает наличие вассальной зависимости их властителя от кимаков, но рассматривает хифчахов как особое племя, возможно отделенное от кимаков территорией, именуемой Andar az Khifchakh. То, насколько изменилась форма взаимоотношений кипчаков и кимаков к концу XI века, показывает цитата из Кашгари (iii, 22), v.s., стр. 305, которая представляет йимак (Yimäk), т.е. предположительно один из изначальных кланов кимаков, как своего рода бедных родственников кипчаков. Аль-Варрак (al-Warraq) (ум. 1318) называет йимак (Yimäk) одним из родов кипчаков, см. Marquart, Komanen, 157.
Marquart, ibid., 100, скорее всего прав, когда полагает, что кипчаки извлекли наибольшую выгоду из победы гузов над печенегами. Чтобы описать дальнейшую последовательность появления кочевых племен на юге России достаточно упомянуть [3] следующие факты: в 1036 Ярослав, князь киевский, нанес окончательное и сокрушительное поражение печенегам. В 1054 русские хроники впервые отмечают появление торков (т.е. гузов) и половцев (т.е. кипчаков). Первые, очевидно, бежали под натиском последних. С этого времени и до монгольского нашествия, 170 лет,
1. Читай: к западу (?), ср. Гардизи о печенегах, v.s., стр. 314, строка 20.
2. С другой стороны северной границей тюрков-печенегов была загадочная река Рута (§ 6, 45.), которая не упоминается в связи с хифчахами. Таким образом мы можем представить, что на карте нашего автора Рута разделяла русов и печенегов только на правом берегу Волги. [Или же нам следует читать восточная вместо северная (граница), см. выше замечание 1.]
3. Здесь мы не можем рассуждать о миграциях дальше на север и запад. См. Расовский, o. c. [Первое нападение печенегов на Киев зафиксировано русской летописью под 968** годом.] (** как я понимаю, речь идет об осаде Киева печенегами в отсутствие князя Святослава, а не о быстротечных грабительских набегах и мелких стычках, имевших место и ранее. Вообще же, если память меня не подводит, печенеги впервые упоминаются в русских летописях под 915 годом)
317
(1224) кипчаки оставались хозяевами степей вплоть до Кавказа. Разъясняя процесс формирования племени кипчаков, Маркварт предполагает три постепенные стадии их монголизации (?). (**Во-первых) Согласно Гардизи, родоначальники кимаков отделились от татар (по Маркварту, o.c., 95, в VII в.н.э.); во-вторых, куны (Qun), род принадлежавший монгольскому племени марка (Mongolian Marqa), упомянутый у Ауфи (см. Примечание к § 20), привели в движения изначальные племена в начале XI века, o.c., 55, 57; и в-третьих, создание государства кипчаков (в Юань ши: *Kin ch'a) объясняется появлением около 1120 года н.э. неких князей, чье изначальное местообитание находилось в окрестностях Жехэ (Jehol) в северном Китае, o.c., 115, 117, 137. Многие из этих фактов пока еще требуют подтверждения, и интерпретация их Марквартом требует осторожного обращения (см. рецензии на книги Маркварта у Пельо и Бартольда, а также Vorlesungen последнего, стр. 114).
/**Вот этот фрагмент Ауфи из означенной работы Маркварта в русском сетевом переводе (который можно скачать здесь): К ним (тюркам) принадлежит также племя маурка, именуемое кун. Они ушли из страны Кита и были вынуждены оставить свои главные становища из-за нехватки земли [пропуск - прим. авт.]. Хорезм-шах Кинчи сын Тухфара был родом из них. Было также племя каи, которое они превосходили числом и воинским снаряжением, и потому изгнали с их пастбищ. Тогда они переселились в край Сари, а жители Сари ушли в страну туркменов. Гузы же пошли на землю печенегов вблизи от побережья Армянского (Каспийского) моря./
Остается добавить, что в вызвавшем немало споров фрагменте Ауфи цепная реакция перемещений кочевых племен начинается со вторжения кунов (Qun) (Q.ri) в область Сари (Sari) (zamin-i Sari). Обитатели Сари (ahl-i Sari) [1] надавили на гузов-туркмен, а последние переместились в южные области обитания печенегов (§ 47). Бартольд в своей рецензии на Komanen Маркварта высказывает предположение, что под Сари подразумеваются кипчаки, и эта гипотеза несомненно подтверждается тем фактом, что кипчаки были тем самым народом, который гнал перед собой гузов/узов ( Узы) и дал свое имя (Dasht-i Khifchakh) степям, прежде ассоциировавшимся с именем гузов (Ghuzz). Бартольд также предполагает, что sari < sarı, по-тюркски “желтый”, вполне подходящее название для народа, известного на западе под именами: половцы, Pallidi и т.д. [Интересно, имеет ли изначальная группа кипчаков какое-то отношение к "желтым" кланам западных тукюэ (T'u-chüe) (** точнее тюргешей, возглавлявших одно время федерацию западных тюрков), v.s., § 17.]
Против гипотезы Бартольда тот факт, что в тексте Ауфи ahl-i Sari нельзя перевести иначе как "народ [территории именуемой] Sari". В прочем, (**название) Сары-су (Sarı-su) могло быть связано с неким "желтым" племенем (v.s., стр. 284, n. 5). Более того, дорога, предположительно ведущая к Сары-су (см. примечания к § 18), пролегает через пески, названные тюрками **[u(?l?)u q.m.n] (v.s., стр. 315, прим. 3 /** Уюкман из описания дороги к кимакам у Гардизи/). Если последнее название имеет какое-то отношение к куманам, то это прямой путь к доказательству того, что "народ Сари (Sari)" был никем иным как "куманами" (= кипчаками).
1. Текст, как он есть, не предполагает какого-либо предводительства кунами народа Сари.
§ 22. Рассказ о стране маджгари (Majghari)
К востоку от нее - гора; к югу от нее [2] племя христиан (tarsayan), именуемое V.n.nd.r; к западу и северу от (маджгари - Majghari) – области (nawahi) (**в английском тексте - districts) русов. Эта страна имеет примерно 20 000 мужей, занимающих поле боя вместе с властителем (ba malikashan bar-nishinand) их. Властитель этой страны называется Джула ( **[kh.la] читай: **[j.la]). Эта страна - 150 фарсангов в длину и 100 фарсангов в ширину. Зимою они пребывают на берегу реки, которая отделяет их от русов. Еда их – рыба, и они питаются ей (badhan zindagani gudharanadh). Они – люди весьма богатые, но подлые [3] (mardumani bisyar-khwasta-and va-sufla ?). Эта страна обладает множеством деревьев и проточными водами. (Люди эти) приятной наружности и внушают страх (ba-haybat). Маджгари (Majghari) состоят в войне со всеми неверными, живущими вокруг них и (обычно) выходят победителями (bihtar ayand).
И все те, кого мы назвали – разновидности тюрков (существующие) в мире. Теперь же мы назовем все мусульманские земли, а затем остальные земли неверных (Kafiran), расположенные на западе.
2. т.е. к югу от их страны.
3. sufla - звучит довольно неожиданно.
Комментарий к § 22.
Хвольсон, Известия . . .Ибн Даста (читай: Ибн Русте), стр. 101-23; Marquart, Streifzüge, стр. 27-74 и pasim; Dietrich, Byzantinische Quellen, Index sub verbis: Mazarer, Ungarn; B. Munkácsi, Die Urheimat der Ungarn, в Keleti Szemle, vi, 1905, стр. 185-222; Barthold, Басджирд, в EI; J. Németh, Magna Hungaria, в Mžik, Beiträge, стр. 92-6; Németh Gyula,
318
A honfoglaló Magyarság kialakulása, Budapest, 1930 (краткое резюме этой важной работы - La Pre histoire hongroise, в Nouvelle Revue de Hongrie, Будапешт, июнь 1932, стр. 460-8, сведениям о которой я обязан любезности автора); C. A. Macartney, The Magyars in the Ninth Century, Cambridge, 1930 (тщательная ревизия византийских и восточных источников, последние использовались в переводах; текст Гардизи взят из раннего перевода Маркварта); J. Moravcsik, Zur Geschichte der Onoguren, в Ungar. Jahrbücher, x, Heft 1-2, 1930, pp. 53-90. См. Карту xii.
Решение вопроса о древнем происхождении венгров (мадьяр) опирается главным образом на данные лингвистики и в особенности на данные о заимствованных словах в венгерском и родственных ему наречиях. Поскольку ближайшими родственниками венгерского являются языки вогулов (**манси) (проживающих по обоим склонам северного Урала) и остяков (**ханты) (в бассейне Оби), ранее признавалось, что изначальную родину мадьяр следует искать в Сибири. Так, Маркварт, Streifzüge, 53, поместил "Ursitze" (**прародину) мадьяр в "южной Угрии (Yugria), в окрестностях Ишима и Барабинской степи [к востоку от Омска]". Чаще же местообитание ранних мадьяр помещали, следуя указаниям мусульманских авторов (v.i.), по соседству с волжскими булгарами, т.е. на территории современных башкир. Мункачи (Munkácsi) в его Urheimat der Ungarn, (**Древняя родина венгров) стр. 212, критикуя подобные теории, избрал совершенно иную точку зрения, а именно: регион, где венгерский язык испытал влияние [древне]тюркского и кавказских языков [1] располагался на Северном Кавказе, и, cоответственно, он и был "das Urgebiet des Bildungsprocesses des Magyarentums" (**древней областью образовательных процессов мадьяр); а если часть мадьяр проявила себя в Поволжье, то это следует объяснять некой миграцией из кавказской родины в северном направлении.
Обращаясь же к мусульманским источникам, мы должны признать, что под маджгари (Majghari), басджиртами (Basjirt) и другими подобными именами [2] арабские и персидские авторы понимают две отличные друг от друга группы, viz. (**videlicet noun lat. то есть; а именно) уральских "башкир" (тюрков или финно-угров) и мадьяр (венгров) в их древней стране к северу от Черного моря.
Согласно последним исследованиям проф. Немета, башкиры изначально были венгерским племенем, которое, вероятно совместно с волжскими булгарами, мигрировало с Северного Кавказа в северном направлении, ср. Munkacsi, o.c., 221. [3] Смешение названия башгиры (Bashghirs) [4] с названием венгров, живших у
1. О следах древних контактов мадьяр с осетинами см. у Hannes Sköld, Die ossetischen Lehnwörter im Ungarischen, в Lund Universitets Årsskrift, N.F., Avd. I,Bd. 20, No. 4, 1925; (где мадьяро-осетинские контакты отнесены приблизительно к 600—800 н.э.). В принципе, связывать иранские (т.е. аланские > осетинские) элементы в венгерском языке исключительно с Кавказом довольно рискованно, поскольку владения алан когда-то простирались до Аральского моря. [Теории о древней родине и миграциях мадьяр неизбежно содержат противоречия.] [Ср. Приложение B.]
2. См. их перечень у Хвольсона, o.c., 112, и Маркварта, Streifzüge, 68-9.
3. Моравчик (Moravcsik), o.c., 89, полагает, что эта миграция произошла одновременно с переселением в западном направлении оногундуров (§ 53) примерно в середине VII века.
4. Немет разъясняет его как *bäsh-ghur "5 племен" [?].
319
Черного моря (Mod'eri), привело к появлению формы: моджгер (Mojgher). Что, с учетом общего происхождения двух народов, привело к ситуации, когда и тех и других без различия стали именовать то башгирдами ( Bashghird), то моджгерами (Mojgher). Те венгры, которые переместились с Кавказа на север, привели с собой неких тюрков, а впоследствии были тюркизованы другими тюрками, пришедшими из Западной Сибири. Кашгари рассматривает башкир как тюрков, говорящих на диалекте, родственном диалекту кимаков, а доминиканский монах Юлиан, который в поисках утраченных венгерских племен посетил Поволжье в 1235 году, обнаружил "Magna Hungaria" (**Великую Венгрию) близ "Magna Bulgaria" (**Великой Булгарии) (т.е. болжских булгар). Кроме того, некоторые названия венгерских родов, упомянутые Константином Багрянородным (948 год) совпадают с современными подразделениями башкир ( Куртугермат = венг. Kurt + Gyarmat = баш. Yurmatu; Генах = венг. Jenö = баш. Yeney). Cм. Németh, Magna Hungaria.
Наиболее ясное и простое изложение этого вопроса в мусульманских источниках имеется у Истахри, 2253, который пишет: "существует два вида басджиртов ( [b.sj.rt]). Один из них находится у дальнего конца (akhir) гуззов (Ghuzz) за булгарами (ala zahr B.), и , говорят, будто бы их около 2 000 мужей [1] и будто бы (они) защищены непроходимыми чащами (mashajir); они подчиняются булгарам. [2] Другая их разновидность граничит с печенегами; они, как и печенеги, тюрки, и они граничат с Румом." [3]
Гораздо более запутанной является группа источников, представленная Ибн Русте, 142, Гардизи, 98, и Бакри, изд. Rosen, 45, которые под именем маджгари (Majghari) механически объединяют информацию, относящуюся к 2 различным территориям, и скорее всего происходящую из различных источников (Муслим ал-Джарми и др., ср. Marquart, Streifzüge, 28), как если бы уральская территория (мадьяр) простиралась непрерывно до Черного моря. [4] Вступительный абзац (A) этих авторов помещает маджгари (Majghari) на севере
1. В любопытной легенде об образовании киргизов, Гардизи, 85, утверждает, что их предок, после того как был вынужден покинуть двор Хазар-кагана, присоединился к Башджирту, который "был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников".
2. Возможно, **[alj.f.r] Ибн Хордадбеха (стр. 31), упомянутые в ряду токузогузы - карлуки – кимаки – гузы - J.f.r – баджанаки (печенеги) - тюргеши, заменили **[alj.gh.r], представляющее Chigil, а не **[alj.q.r] /**ал-джигир/, как предлагали де Гуйе и Маркварт. То же соображение можно применить и к **[alj.‘.r.ya] (?) у Масуди (Muruj, i, 288). О других упоминаниях у Масуди родственников мадьяр см. Marquart, Streifzüge, и наши примечания к § 53. [В принципе, Ибн Хордадбех, 31, едва ли мог упоминать малоизвестных Čaqir, или передавать Čigil как *Čıghır].
3. В другом фрагменте Истахри, 227, насчитывает от печенегов до внутренних басджиртов 10 дней пути, а от последних до булгар 25 дней. Такое расстояние (25 дней) может иметь отношение только к мадьярам, жившим к северу от Черного моря. Параллельно термину Basjirt al-dakhil Истахри, 226 (v.i. § 45) упоминает Bulghar al-dakhil (т.е. дунайских булгар). В монгольскую эпоху мадьяр, занимавших их нынешние земли по-прежнему называли [bashgh.rt], см. Джувейни, GMS, i, 325.
4. Эти тексты в удобной – сводной – форме представлены у Макартни (Macartney), o.c., стр. 30 и 42. Однако, там есть некоторые опечатки в переводах, а текст Гардизи дан без заключительных предложений.
320
между страной *печенегов [нашими "тюркскими печенегами"] и булгарским племенем Asgil/ Ashkil (см. § 51). В последующей части (B) они описывают обширную территорию маджгари (Majghari), доходящую до Черного моря. Однако, в более подробном описании этой южной страны, у трех упомянутых авторов имеются разногласия. Ибн Русте и Гардизи (B 1) помещают маджгари (Majghari) между двумя большими реками, впадающими в Румское море (the Rum sea), и в связи с этой местностью Гардизи выделяет народы N.nd.r /**нендер/ и M.rdat /**мардат/. С другой стороны, Бакри (B 2), не говоря ничего о реках, в качестве соседей маджгари (Majghari) упоминает **[a(?t?)in] /**А... йн/ и **[aw'una] /**Авгвна/ несомненно связанных с Кавказом, см. примечания к § 50, 4. [1] В отличие от Маркварта [2] я склонен полагать, что если Ибн Русте (B 1a) имеет ввиду Леведию - - местопребывание мадьяр у Азовского моря, то Гардизи (B 1b) указывает на Ателкузу--скую стадию скитаний мадьяр, когда, изгнанные печенегами (889 н.э.), они провели несколько лет в области 5 рек, стекающих в северо-западную часть Черного моря, см. Константин Багрянородный, гл. 38, v.s., стр 313, примечание 3.
[Дополнительное примечание. Только у Гардизи и в Х.-А. мы встречаем следы дополнительного источника (B 1b), которому мы можем приписать наши подробности относительно южной (*западной) границы мадьяр, а также V.n.nd.r (§53), Mirvat (§46), и возможно "славян обращенных в хритианство" (§42, 17.). Этот источник изначально принадлежит самым последним годам IX века. Он не имеет никакого отношения к Муслиму ибн Абу Муслиму ал-Джарми (см. примечания к § 42), зато одна специфическая подробность говорит в пользу его связи с именем Гаруна ибн Яхья (см. примечание к § 42, 17.).]
Лучшим вступлением к нашему тексту может служить фрагмент Гардизи, который отражает не только традицию (B 1), но также содержит подробности (B 1b) относительно соседей маджгари (Majghari), кроме Х.-А. нигде более не встречающиеся. Наш буквальный перевод следует тексту согласно изданию Бартольда, стр. 98 (по Оксфордской рукописи) с добавлением некоторых незначительных вариантов, имеющихся в Кембриджской копии (помечено C.):
1. См. также Масуди, v.i., примечания к § 53.
2. Попытку Маркварта отождествить эти пары названий (Streifzüge, стр. 176 и 496) продолжили более поздние авторы, хотя сам Маркварт от нее отказался (см. примечания к § 53).
3. Это определение территории имеет ввиду северных маджгари, i.e. башкир (A). Последующая часть фрагмента похоже целиком относится к истинным мадьярам (B).
321
Решающий момент – идентификация 2 рек, которые Гардизи, возможно неправильно поняв арабский оригинал (ср. Ибн Русте, 142) и следуя обычному персидскому употреблению, называет jayhun в значении "большая река". Очевидно, что автор начинает локазизацию N.nd.r от реки, текущей "по левую сторону" от маджгари, i.e. по-видимому, к западу от них, поскольку народы, живущие за ней (**этой рекой), жили по направлению к саклабам, одному из самых западных народов Восточной Европы (§ 43). Отсюда становится очевидным, что река **[duba] - одна из рек северо-западной области Черного моря, и вероятно Бартольд был прав, восстановив в своем тексте * (Duna, "Дунай") вместо **[duba]. [3] Что касается реки, текущей "по
1. Ибн Русте, 143, упоминает **[k.r.kh] как место, где работорговцы маджгари встречались с византийскими купцами. Если это место (см. § 3, 6. и 8. и § 42. 15.) - **[k.r.j] Керчь (у входа в Азовское море), то это есть косвенное указание на то, что Ибн Русте все еще описывает местопребывание мадьяр в Леведии.
2. Ибн Русте, 143, определяет расстояние между печенегами и славянами в 10 дней пути и, ibid., 142, фиксирует нападения мадьяр только лишь на славян. Возможно, варианты Гардизи отражают влияние его особого "N.nd.r-M.rdat"-ского источника (B 1b).
3. Письмо царя хазар (в котором также упоминается название V.n.nt.r, см. § 46) определенно применяет к Дунаю название Rwna/Dwna, см. Коковцов, o.c., стр. 75 и 92, но этот документ вызывает сомнения.
322
правую сторону" от маджгари, упоминание о хазарах показывает, что ее следует искать в восточной части Южнорусской равнины. Marquart, Streifzüge, 32, цитирует венгерского хрониста Шимона из Кезы (Simon de Keza), согласно которому венгры называли Дон - Etul. [1] Это может дать нам подсказку к идентификации Atil Гардизи, которое в данном случае нельзя применить к Волге, хотя в это время ей и владели хазары. Тем более, что хазары в зените своего могущества контролировали степи вплоть до Киева, так что с точки зрения истории даже Днепр подпадает под это условие – течь в направлении от славян в земли хазар. Слово atil несомненно употреблялось в своем общем значении, как это явствует из термина , объясняемого как "междуречье", см. Marquart, Streifzüge, 33. Если элемент kouzoύ соотносится с мадьярским köz, köze "terra intermedia" (**срединная земля), то первый элемент - очевидно, atil в значении 'река' (ср. jayhun). (2) Благодаря перечислению 5 рек Ателкузу у Константина Багрянородного, глава 38, нам известно, что эта область охватывала пространство между Днепром и Серетом. Так не может ли Atil Гардизи быть отголоском Ателкузу? [3]
Обратившись теперь к Х.-А. мы видим, что в отношении территории маджгари (Majghari) автор следует исключительно традиции A и полностью пренебрегает традицией B. Он помещает маджгари (Majghari) в окрестностях Уральских гор, в качестве последней из территорий в ряду северных тюркских земель (§§ 18-22, от востока к западу: Кимак, Гуз, тюркские печенеги, Кифчак, Маджгари). Такое расположение глав еще более важно в связи с тем фактом, что южные территории Восточной Европы (§§ 43-9) описаны в обратном направлении (от запада к востоку: саклабы, русы, внутренние булгары, мирваты, хазарские печенеги, Алан, Сарир) и тем, что эти 2 ряда стран отделены промежуточным поясом стран (§§ 50-3), перечисленных в виде своеобразного бустрофедона от востока к западу: хазары, буртасы (Burtas) барадасы (Baradhas) и V.n.nd.r. См. Карту xii.
Наш автор несомненно представляет ту же традицию, что и Ибн Русте, Гардизи и Бакри, и в его источниках наверняка было два различных местопребывания маджгари (Majghari). Поскольку в § 22 он предлагает описание страны башкир (Bashqir) (A), возникает вопрос: как он поступил с остальной информацией, относящейся к мадьярам (B)? В непосредственной близости от территории мадьяр Гардизи упоминает народ N.nd.r, отделенный горой от другого народа - M.rdat. Эти народы также описаны и в нашем тексте: маджгари (Majghari) -
1. Ср. Ибн Хордадбех, 154, о Танаисе, "реке Сакалиба (Saqaliba)" /**Танис/ по которой следовали купцы русов (Rus) прежде чем добраться до хазарской столицы.
2. См. в волжско-тюркских диалектах, Yayıq-itili (река Яик), Vätkä-itili (река Вятка), Aq-idil (река Белая), и т.д. Ср. у Маркварта в Ungar. Jahrb., ix/1, 1929, стр. 96. [Считается, что это слово чувашского (< булгарского) происхождения.]
3. Если Duba - это Дунай, а Atil - Днепр (или даже Дон) трудно назвать восточную реку наибольшей из двух. Можно также представить, что первоначальный мусульманский рассказ основывался на *Duna византийских источников, как на более знакомом названии, заменившем менее известный приток Серет, ср. с подобной путаницей между притоком и главной рекой в § 6, 13. [Ибн Русте, 142, говорит лишь то, что "одна из двух рек больше чем Jayhun (** Амударья)", что более ясно по смыслу. Ср. Ауфи, v.i., стр. 324.]
323
северные соседи V.n.nd.r (§ 53), а Mirvat(-ы) (§ 46) живут к югу от горы V.n.nd.r. Следовательно, порядок перечисления народов сохраняется, разница лишь в точке отсчета: Majghari, V.n.nd.r и Mirvat размещены в направлении от севера к югу, так что вместо Majghari, приморским народом северного побережья Черного моря оказываются Mirvat(-ы). Эта базовая ошибка [1] будет рассмотрена отдельно в примечаниях к §§ 53 и 46. См. очерк на стр. 440.
Проигнорировав южных мадьяр, наш автор перенес все характеристики, связанные с "Majghari", имеющиеся в источниках, и на самом деле по большей части относящиеся южным мадьярам, на обитателей северной территории.
Население: 20,000, как у Ибн Русте и Гардизи.
Размеры страны: 150 x 110 фарсахов; Гардизи и Бакри: 100 x 100 фарсахов; Ибн Русте: "обширная страна".
Имя царя: **[kh.l.t] (читай: **[j.la]). Ибн Русте и Гардизи, **[k.nda] главный правитель, но **[j.la] - предводитель осуществляющий реальное управление; Бакри, титул **[k.nda] /**Кнда/.
Маджари питаются рыбой. То же у Гардизи, но Ибн Русте и Гардизи более решительно говорят о том, что они - рыбаки [важная черта для обитателей области крупных рек].
Богатые, но подлые (?) [больше нигде не встречается; не относится ли последняя черта к северным маджгари (Majghari)?].
Деревья и воды, как у Ибн Русте и Гардизи.
Приятная наружность, как у Гардизи.
Успешные войны с “неверными” соседями. Ибн Русте: господствуют над славянами (некоторые подробности работорговли); Гардизи: совершают набеги на славян и русов.
Помимо общей склонности к сокращению у нашего автора также, похоже, обнаруживается стремление сглаживать подробности, несоответствующие его основной концепции (см. пункт о врагах и, может быть, о рыбной ловле). [2] Что касается титула правителя, то форма [kh.l.t] объясняется путаницей конечных и . Правильное написание, конечно же, *Jula, ср. у Константина Багрянородного, глава 40 /**гилу/, стр. 174-5 и венгерское Gyula. Наш автор опускает название главы исполнительной власти - k.nda, которое Константин Багрянородный странным образом передает как (возможно: ). /**карху/ Этот титул, в том виде как он присутствует в мусульманских источниках, может быть связан с титулом сановника, занимавшего третье место в хазарской иерархии: **[k.nd.r khaqan] ("k.nd.r khaqan" или "
1. О влиянии этой ошибки см. примечание к § 6, 45.
2. Действительно, русы упомянуты как западные и северные соседи маджгхари. В § 6, 45. река Рута странным образом стекает с горы, расположенной между маджгхари, русами и печенегами (ср. примечания к §§ 20, 47 и 52 по поводу предполагаемого местопребывания этого народа на правом берегу Волги). [Это намек на какое-то неуральское местонахождение мадьяр, однако наш автор, который ни слова не говорит о присутствии этого народа у Черного моря, пройдя полпути помещает мадьяр где-то в районе Оки (?) и при этом полагает, что данная территория была связана с Уральскими горами. В одном из западных источников Ока названа Угра (= Венгерская!). (**возможно, из-за ее левого притока Угра, который вполне мог считаться в ту пору основным руслом!) Согласно Н.Р.Барсову, Очерк русской исторической географии, Warsaw 1885, стр. 241, Угра находилась на пути, соединявшем Днепр с Волгой.] См. Карту xii.
324
k.nd.r хакана (of khaqan), Йакут, ii, 436-40 /**кундур-хакан/ (в продолжение Ибн Фадлана). Munkácsi, в Keleti Szemle, x, 1909, стр. 179-80, сопоставляет его с kündi / kündü, термином, которым до недавнего времени пользовались алтайские тюрки для обозначения должностного лица, следующего по рангу после правителя (zaysan). [1]
[Дополнительное замечание. В Streifzüge, 161, 164, Маркварт, увлеченный ложной идеей отождествления пар названий " N.nd.r и M.rdat" и "Twlas и * Aughaz" (ср. § 50, 4.), пришел к выводу, что река **[duba] – это Кубань. В Komanen, 99, Маркварт был менее категоричен и писал, ссылаясь на нашу /**Руту/ **[ruta] (которую он нашел в переводе Туманского, Зап.., x, 1897): "Auf die Frage, welcher Fluss unter dem **[ruta] zu verstehen ist, gehe ich hier nicht ein. ... Die Erörterung dieser Frage, welche bekanntlich für die Bestimmung der älteren Wohnsitze der Magyaren von grosser Wichtigkeit ist, ist zwecklos, so lange die Parallelberichte des Muhammad-i 'Aufi und der Hudud al-'Alam nicht veröffentlicht sind." (**Я не возьмусь решать здесь вопрос, какая река подразумевается под **[ruta]. ... Обсуждение этого вопроса, который, как известно, весьма важен для определения древнего местопребывания мадьяров, невозможно до тех пор, пока параллельные сообщения Мухаммада-и Ауфи и Худуд ал-Алам не будут опубликованы.)
Мы уже касались тождественности названий Duba/Ruta/Rutha (§ 6, 45.), которая выводится из сопоставления Х.-А. с другими источниками, и можем также добавить, что Ауфи не содержит новых важных сведений по этому предмету. Вот фрагмент о мадьярах (ошибочно записанных **[m.h.r.(?f/q?)a]) согласно Brit. Mus., Or. 2676, fol. 67 v.). Сначала Ауфи приводит известные сведения об обширности страны мадьяр (100 x 100 фарсахов), о 20 000 лошадей и о ra'is(-е), именуемом K.nda, добавляя, что мадьяры имеют палатки (khargah) и скитаются вместе со своими стадами. Затем он продолжает:
"Земли их примыкают к Румскому (= Черному) морю (the Rum sea). Обычные места этих людей по берегам двух рек (darya), из которых одна называется W.fa, а другая - Atil, и обе они больше чем Джейхун (Jayhun - ** Амударья). Между ними и саклабами идет непрестанная война из-за веры, и они всегда одерживают верх над (саклабами – славянами), и взяв от них пленников, доставляют их в Рум и продают их. Они постоянно владеют великим богатством за счет (этой) торговли."]
1. В Шах-наме, изд. Mohl, iii, 76, 179, 190, &c., K.nd.r – имя героя-саклаба, который сражался в войске Турана по правую руку от хакана. [Название горы **[k.ndaur taghi]; (§ 5, 12.), возможно, связано с этим же титулом. В § 18 это название было предварительно восстановлено как *Kändür-taghı с учетом названия реки Kängir. Но если пожертвовать этой аналогией, то возможно наиболее простым восстановлением будет Kanda'ur, v.s., стр. 308, n.1.]