Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky

§ 19. Рассказ о стране гузов (Ghuz).

(100)

К востоку от этой страны (**от страны кимаков) пустыня гузов и города Трансоксианы; к югу от нее, некоторые местности той же пустыни, а также Хазарского моря; к западу и северу от нее река Atil. У гузов надменные лица (shukh-ruy), и они задиристы (sitiza-kar), злобны (badh-rag) и нелюбезны (hasud). Как летом, так и зимой они скитаются по пастбищам и выгонам (charagah-va-giya-khwar). Богатство их - в лошадях, коровах, овцах, оружии и в небольшом количестве дичи. Среди них весьма много торговцев. И все что ни есть у гузов или торговцев хорошего и примечательного - предмет почитания гузов (va ham az Ghuz va ham az ishan har chizi-ra ki niku buvad va 'ajab buvad namaz barand). (Гузы) весьма уважают знахарей (tabiban) и всегда, когда они видят их, выражают почтение (namaz barand) им, и целители (pijishkan)  эти имеют власть над их жизнями (khun) и имуществом (khwasta). У гузов нет городов, но люди, владеющие войлочными жилищами, весьма многочисленны. Они обладают оружием и снаряжением (silah va alat), и они мужественны и отважны (shukh) на войне. Они непрестанно совершают вторжения (ghazw) в области Ислама (nawahi-yi

101

Islam), какое бы место ни было на их пути (ba har ja'i uftadh), и (после того) нападают (bar-kuband), грабят и удаляются быстро как только могут. Каждое из их племен имеет (отдельного) вождя по причине их разногласий (nasazandagi) между собой.

311

Комментарии к § 19. Гузы.

Houtsma, Die Guzenstämme, in WZKM, ii, 1888, стр. 219-33 ; Бартольд, Гузы и Тюрки, EI; Исторический очерк тюркменского народа (на русском языке), в сборнике нескольких авторов Туркмения, Ашхабад, 1929 [quoted: Turkmeniya], 5-69 ; Vorlesungen, 101, Marquart, Die Chronologie d.alttürk. Inschr., 10, 24; Komanen, 25-6, 34, и т.д.; A. Z. Validi, Мешхедская рукопись ибн ал-Факиха, Bull. Acad. des Sciences de Russie, 1924, 237-48; Köprülü-zade Mehmet Fuat, Oġuz etnolojisine dayir tarihi notlar, Türkiyat mecmuası, Istanbul, 1925, i, 1-20.

§§ 19-22 описывают особую группу северных "тюркских" племен, примыкающих к Уральскому региону. См. Карту vii.

Ghuz'ы (арабская транскрибция Ghuzz), как предполагает их название, были частью народа, в изначальных тюркских источниках именуемого Oghuz (v.s. примечания к § 12, и Кашгари, i, 56-8). Проникновение тюркских (огузских) племен в направлении Трансоксианы и Хорасана началось еще до появления ислама: степи у юго-восточной части Каспийского моря по всей вероятности были заняты тюрками в шестом веке н.э. (князь Дихистана (Dihistan) Sul, ср. Marquart, Eransahr, 73, Бартольд, Туркмения, стр. 12-13); о подобной ранней миграции халаджей (Khalaj) см. примечание к § 24, 22. Значительное перемещение гузов (огузов) было вызвано тем, что территории, которыми прежде владели западные тюрки (тюргеши), карлуки заняли, см. примечание к § 17. Согласно Тан шу (T'ang-shu) карлуки после 766 года н.э. перенесли свое местопребывание в Чуйскую долину, и в примечательном фрагменте, рассказывающем о происхождении гузов (Ghuzz) области Балх, взявших в плен султана Санджара, Ибн ал-Асир (Ibn al-Athir), xi, 117 (548/1153 год), утверждает: "Некоторые историки Хорасана приводят более точные сведения о них. Они говорят, что гузы эти пришли в Трансоксиану из приграничной области (вар. 'из страны тогузгузов'), из самых дальних тюркских (земель), во дни халифа Махди (caliph Mahdi); они приняли ислам и помогали аль-Муканне (al-Muqanna - **Хашим ибн-Хаким аль-Муканна)', творителю ложных чудес, до тех пор пока не настал конец его. Когда против него выступило войско, они покинули его, как они имели обыкновение поступать во всех царствах, где они были. Точно таким же было их обхождение с хаканскими властителями (**английский текст - Khaqanian kings), но карлуки их наказали и изгнали их из их мест обитания." Хотя этот фрагмент относится главным образом к гузам Балха, распад западных тукюэ (T'u-chüeh - **тюрки древнего Тюркского каганата), вероятно, вызвал немало подобных миграций.[1] В последствии гузы главным образом были известны под именем Türkmän, наиболее вероятное толкование которого предоложил Jean Deny, Grammaire de la langue turque, 1921, стр. 326, согласно которому Türk-män образовано при помощи "увеличительного" суффикса man/män, имеющего в тюркском значение усиления или увеличения (qoja-man "огромный"); согласно этой теории Türkmän должно означать что-то вроде "Turk pur sang" или по-итальянски "Turcone" (** по-русски "тюрчище"). [2]

1. Также характерно, что русские летописи применяют к гузам (wpe2.jpg (1297 bytes) oύx) особое имя - торки (Tork < Türk связанное с тукюэ). Ср. Аристов, Заметки, Живая старина, 1896, стр. 312.

2. Это объяснение полностью согласуется с рассказом Джувейни, который приводит Бартольд, ср. печатное издание, ii, 88 (где Ilak-T.rkan следует заменить на Ilak-Turkman) /**Илек-туркмен/; ср. также Гардизи, изд. M.Nazim, стр. 8519. 

312

Наш автор представляет страну гузов протянувшейся, грубо говоря, между Иртышом, Волгой, Каспийским морем и Трансоксианой. В § 6, 42. он утверждает, что Иртыш (Artush) до Деревянного Селения (§ 18, 5.) отделял кимаков от гузов, но добавляет (§ 18), что зимой кимаки посещали территорию гузов. [1] Гардизи, 107, также помещает страну кимаков за Иртышом, но без какого-либо упоминания гузов. Трудно представить, как Волга могла быть границей гузов одновременно на западе и на севере (?), но из § 50 очевидно, что контроль хазар над территорией за Волгой был слабым, а Масуди, Muruj, ii, 49, с определенностью говорит о набегах гузов на другой берег Волги, когда река замерзает. Сходное (но более четкое) определение территории гузов (Ghuzz) имеется у Истахри, 9, который помещает их между хазарами, кимаками, карлукскими землями, булгарами и землями мусульман по линии Джурджан (Гурган) - Фараб - Исфиджаб. /**от хазар до кимаков, до земли хазладжей и булгар. И пределы мусульманские — от Гургана до Параба [и] до Сапиджаба/

Историческая ситуация в степях, протянувшихся между Иртышом и Волгой пока еще известна в недостаточной степени. На пути из Гурганджа к печенегам, проходившем западнее Аральского моря, Гардизи, 95, гузов не упоминает, но так же он не упоминает и какое-либо другое племя. С другой стороны Ибн Фадлан, который весной 929 года н.э. (**должно быть опечатка, 922) проследовал приблизительно тем же маршрутом из Хорезма в Булгар, встретил гуззов (Ghuzz) в области между Устюртом (плато между Аральским и Каспийским морями) и рекой Jam, которую А.З.Валиди, o.c., 246, отождествил с Эмбой. [2] За Jam путешественник встретил дозор башгуртов (Bashghurt - **башкир).

В § 19 автор говорит о том, что у гузов было много вождей и не было городов, забыв что в § 26, 29. он упоминает Дих-и Нау (Dih-i Nau) на Сырдарье (Jaxartes) в качестве зимней резиденции властителя гузов. Источник этого последнего фрагмента мог быть также источником и для аналогичного фрагмента у Ибн Хаукаля, 393 /**Новое селение = Дих-и Нау/. Ибн Фадлан, см. А.З.Валиди, o.c., 245, величает властителя гузов титулом yabghu /**Ябгу/, а его заместителя - küdärkin (?) /**Кударкин/.

Источник описания характерных черт гузов неопределен однозначно. Гардизи, 81, у которого нет отдельной главы о гузах,  упоминает лишь их эпоним wpe2.jpg (982 bytes)**[gh.z] и говорит, что дождевой камень изначально принадлежал им. /**Камень находился в руках гузов/ Наш автор опускает эту подробность, однако, возможно, пункт о власти "целителей" (i.e. тюркских колдунов - qат) как-то связан с этим рассказом. Согласно Мис'ару ибн Мухалхилу (Mis'ar b. Muhalhil - **Абу Дулаф Мис'ар ибн ал-Мухалхил ал-Хазраджи ал-Йанбу'и), у Йакута, iii, 448, предмет притягивающий дождь (**английский текст - rain-magnet - "дождевой магнит") (hijara wa hiya maghnatis al-matar) принадлежал кимакам.

1. У Масуди, Muruj, i, 213, гузы (Ghuzz) помещены на Черном Иртыше и Белом Иртыше, хотя последний описывается как территория *Kimäk-Yighur (v.s., стр. 310).

2. wpe4.jpg (1031 bytes)**[j.m] называет Эмбу Абульгази, стр. 92.

НАЗАД: 18. Кимаки.

ВПЕРЕД: 20. Печенеги 21. Кипчаки 22. Маджгари (мадьяры)

К ОГЛАВЛЕНИЮ

ДОМОЙ



Hosted by uCoz