перевод статьи "Центральная Азия после монгольского нашествия - Ислам и переход к оседлости, как его последствия".

(отсебятина внутри текста курсивом со звездочкой*; примечания из англоязычной публикации пронумированы и приведены в конце)

оригинальный (английский) текст статьи см. на http://www.history.hacettepe.edu.tr/archive/oimakale.html

См. также на близкую тему:

З.В.Тоган "Происхождение казахов и узбеков" - http://odnapl1yazyk.narod.ru/uzbekkaz.htm

Прочие ссылки по истории Центральной Азии - http://odnapl1yazyk.narod.ru/uselinks02.htm

Central Asia After the Mongol Invasion-Islam and Sedentray Life as a Consequence

Prof. Dr. Ozkan Izgi

После Монгольского завоевания мы наблюдаем в Центральной Азии не только изменение политической ситуации, но также изменение этнической картины и изменение образа жизни, о чём свидетельствует рост осёдлого населения.

Эта работа должна ответить на следующие вопросы: 1. Что произошло с тюркскими народами и племенами, населявшими этот регион в эпоху Караханидов и Хорезмшахов? Большинство из них нам больше не встречается. 2. Каким образом монгольские племена, пришедшие как завоеватели, обрели тюркский язык и культуру? Очевидно, это имело место в эпоху Тимура. 3. Как эти кочевые народы стали оседлыми?

Для начала рассмотрим расселение тюркских племён в Центральной Азии до монгольского нашествия.

Сначала об огузах (Oghuz). В первой половине X века огузы жили в области между Каспийским морем и Фарабом (Farab)*, который по-тюркски называется Qarachuq. В XI веке они жили уже в Исфиджабе (Isfijab) - Сайраме (Sayram, **Сайрам более позднее поселение близ развалин древнего Исфиджаба) в бассейне Сырдарьи и в степях к северу от этой реки.1 С распространением Ислама среди огузов, некоторые из них начали переходить к оседлости. Оседлые огузы не принимали полномасштабного участия в значительных политических событиях и миграциях, связанных с захватническими походами кочевников.2 На вопрос о том, что с ними стало после монгольского вторжения, мы можем ответить следующим образом: часть из них погибла в результате этого вторжения; часть из них была угнана в плен; а оставшаяся часть бежала в Хорасан (Khorasan - **иранская провинция, примыкающая с юга к современной границе Ирана с Туркменией ).3 Когда монголы появились в Иране, огузы из этого региона мигрировали в Малую Азию.4 Огузы, проживавшие в районе Мангышлака уже с X-ого века, не были затронуты нашествием. Однако им пришлось стать подданными сперва ханов Золотой Орды, а впоследствии Хивинских ханов.

* Ш.С. Камалиддинов "Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв." глава 2 Историческая география Северного Тохаристана: "Напротив Амула на правом берегу Амударьи в средние века находился город Фарабр, название которого в источниках приводится по разному. В большинстве средневековых источников его название приводится в форме Фарабр или Фирабр [57, с. 313; 59, с. 25; 74, с. 291]. В «Худуд ал-'алам» http://odnapl1yazyk.narod.ru/hududalal.htm приводится форма Фираб [64, с. 113], в сочинении Беруни - Барабр [9, т. 1, с. 470], а у Наршахи-Фараб [30, с. 12]. Ибн Фадлан дает чтение Афирабр и называет его также «рабатом Тахира ибн 'Али» [23, с. 122], а Кудама ибн Джа'фар - «селением Али» [71, с. 203]. По мнению М. Е. Массона, название города происходит от географического термина «фараб», широко распространенного в средние века на территории Средней Азии для обозначения различных местностей, расположенных у рек и каналов [494, с. 163]. " http://www.kroraina.com/casia/kamalid/kamal2_1.html

См.также В.Н. Настич, В.К. Шуховцов СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ ГОРОД ФАРАБ?

В эпоху Второго Тюркского каганата кыргызы населяли в Абоканскую долину (Abaqan River) за Саянами (Kokmen mountains).5 Затем, в результате успешного нашествия на уйгуров они овладели бассейном реки Орхон. Но появление каракитаев заставило их вернуться к своему первоначальному местообитанию.6

Племя Чигиль, согласно "Худуд ал-Алам" (Hudud al-alem http://odnapl1yazyk.narod.ru/hududalal.htm), проживало к северо-западу от озера Иссык-Куль. Постепенно приобретая всё большее значение, они стали отдельным независимым народом в XI веке.7 Кашгари отмечает в их составе 3 ветви.8 В наши дни, на территории Малой Азии существуют 4 деревни под названием Чигиль. Возможно, это свидетельство того, что часть этого племени добралась до Малой Азии в ходе монгольского нашествия.

Племя ягма (Yaghma) в X-ом веке проживало в районе Кашгара и к северо-западу от него. Глава этого племени носил титул Буграл (Bughral). По этой причине Бартольд был уверен, что Караханиды были из племени Ягма.

Карлуки, Аргу и Тухси* проживали в долине реки Чу.10

* (Karluk, Argu and Tuhsi - **?ТОКСОБА - "тухси - оба" (оба - по тюркски "род"), потомки тюргешского рода "тухси", вполне возможно имеющие основу от слова "токуз" - девять. В русских летописях известны как токсобичи? - сведения с сайта - http://www.kyrgyz.ru/kypch/kypchak_07.shtml)

Теперь, немного разобравшись с основными племенами тюркских народов Центральной Азии, можно рассмотреть, что такое Туркестан в целом.

Обобщающий термин Туркестан последнее время прилагался к обширному региону, простирающемуся от Амударьи до гор и пустынь Внутренней Азии (Inner Asia). Западную часть Туркестана заселяли такие народы как: согды, хоразмии (хорезмийцы), тохары (индоевропейские народы иранской группы). На востоке, в бассейне Сырдарьи, Иссык-куля и в Семиречье (Jetisu или Yedisu yeti, yedi - 7; su - вода, река) обитали тюркские народы, как мы уже видели выше. Из-за наличия иранских народов, можно сказать, что до монгольского вторжения Туркестан не был Туркестаном (страной тюрков) в современном смысле слова. Согды, например, имели свои торговые колонии во всех крупных городах Центральной Азии вплоть до самого Китая. Поэтому многие тюркские города воспринимались как иранские. Но, как видно из трудов Махмуда Кашгари, уже в начале XI века согды в Трансоксании (Transoxania - область к востоку от Аральского моря) и Kenjek* и хотанцы (Khotanese - **Хотан - оазис в Восточном Туркестане в долине Хотандарьи) в Восточном Туркестане уже начали говорить по-тюркски наравне со своими иранскими наречиями.11 Большинство людей, проживавших среди согдов, было обращено ими в Ислам. В то же время, согды, тохары и хоразмии начали использовать тюркский язык.12 Кашгари называет Трансоксанию страной тюрков. Рассказывая об отвоевании этой области у согдов, в котором участвовал его отец, он упоминает такие города как Semiz-kend (**?Самарканд? Симизкент - средневековое тюркское название Самарканда, в переводе - "жирный город"), Ташкент, Чач (**или Шаш Shash - оазис в долине реки Сырдарьи, где расположен Ташкент), Узгенд (Ozkend - **Узген(д) когда-то (в X веке) был столицей государства Караханидов) и Tunkend. Дальше он пишет, что эти города были тюркскими: построены тюрками и получили от них свои имена. А персидское влияние появилось уже позже. Вот слова Кашгари: "С увеличением числа таджиков-фарси (Fars-Tajikin) в этих областях они стали походить на города Аджема (Ajem cities)".13 Джамель Карши (Jamel Qarshi), писавший примерно в 1300 году, говорит о таких областях как Фергана и Эвлия-Ата (Evliya Ata)? как об имеющих тюркских правителей по крайней мере не позднее второй половины XIII-ого века. Надгробные надписи этих правителей написаны на арабском, но в эпитафии Munmuns Tegin (?Мунмун-тегину), правителю Khohan (**Хотана? Коканда?), есть в конце одно предложение по-тюркски.14

***Приведу примечание 3 стр. 280 комментариев В.Ф.Минорского к Худуд ал-Алам (http://odnapl1yazyk.narod.ru/yagma.htm): 3. Кашгари, i, 9 и 31, утверждает, что в Кашгарских уделах говорили на не-тюркском языке, называвшемся känjäki. В самом же городе использовался тюркский диалект khaqani. [В более позднюю эпоху местность с названием K.nj.k нередко упоминается рядом с Таласом, ср. Wassaf, Tarikh, изд. Hammer, i, 22. Возможно, это была колония того же племени.])

Таким образом, уже до монгольского нашествия Центральная Азия была во многом тюркской землёй. Но, благодаря арабскому завоеванию, нетюркские народы долгое время занимали господствующее положение в западной её части. Это привело к контакту тюрков с исламским миром и к более детальному ознакомлению с принципами Ислама. Правда, хотя тюрки и получили Ислам от арабов, и испытали на себе влияние мусульманской культуры, всё же они сохранили свою самоидентификацию, и в XIII веке, даже на западе Центральной Азии, арабские завоеватели оказались тюркизованными. Ибн-Йакут пишет, что в начале XIII века хоразмии стали походить на тюрков не только внешне, но и по своим моральным качествам, что было результатом их давнего смешения.15

Рассматривая результаты монгольского нашествия, первое, что мы видим, это то, что таджики были отброшены на юг в Кабул, Газну, на север Индии и на северо-запад Китая. Тюрки, проживавшие на севере Туркестана и в районе Тян-шаня, а именно: ягма, карлуки, чигиль, аргу (Argu) и тухси (Tuhsi), были вынуждены уступить свои территории группам кочевников, пришедшим с востока. Эти тюркские племена мигрировали в Трансоксанию и Кашгарию.16 Как известно, после завоеваний Чингис-хана мы ничего не слышим о тюрках в Туркестане. Скорее всего они были выдавлены оттуда и рассеяны, а те, что остались, сменили свои имена на имена покоривших их завоевателей.17 Большая часть Центральной Азии досталась Чагатаю. И племена Barulas (Тимур был родом из племени барлас), Jalayir (джалаир), Dughlat и Arulat получили свои наделы здесь, на бывших тюркских землях. Угэдей, сыновья Чагатая, как и сыновья Джучи, не слишком придерживались границ утверждённых их дедом Чингисом, ведя борьбу за захват земель друг у друга. С тем, чтобы не допустить политической дезинтеграции, на период между двумя курултаями действовало соглашение по территориальному составу улусов.18

Так, в результате этой перемены, некоторые тюркские племена, мигрировавшие в Трансоксанию и Кашгар, спустились в долины (а некоторые возможно даже поселились близ городов) и забыли имена своих родов. Возможно это привело к тому, что монголоязычные группы, пришедшие в Трансоксанию с монгольским завоеванием, уже во второй половине XIV века говорили по-тюркски.19 По мнению Тогана*, большая их часть расселилась именно по городам и селениям, но эта теория ещё требует доказательств.

* (Зеки Велиди Тоган - крупнейший тюрколог XX века, башкир по национальности, лидер и идеолог басмачества, после Гражданской войны жил в эмиграции - Турции, Австрии, Германии, Америке)

По окончании нашествия, мы наблюдаем смену мест обитания у многих племён, а также появление новых монгольских улусов. Но имела место серьёзная пробема. Противостояние оседлых тюрков-мусульман Трансоксании и Кашгара с Чингизидами и их кочевниками, опиравшимися на тюрков-буддистов, -христиан и -шаманистов Семиречья и Уйгурии (Ughuristan). Т.е. это было противостояние оседлых мусульман (как тюрков, так и не-тюрков) и буддийской и шаманской тюрко-монгольской кочевой традиции.20

Однако, с другой стороны, монголы испытывали влияние оседлых тюрков и, в том числе, влияние Ислама и исламского законодательства. Ведь монгольское законодательство Яса (Yasaviye) было скорее народным, чем религиозным, по своему характеру. Со временем, это влияние стало заметным.

Узбек-хан в улусе Джучи принял Ислам (1312). Это положило начало процессу, обращения в мусульманство многочисленных тюркских и монгольских правителей. После смерти ильхана Абаки (Ilkhan Abaqa Quan - **ильхан Абага-хан 1265-1282), его брат принял Ислам и мусульманское имя Ахмад (Ahmad)* . Ислам имел влияние не только в Иране и Золотой Орде, но и в Центральной Азии тоже. В XIV веке мы видим там ханов принимающих Ислам и вместе с тем склоняющихся в пользу оседлости. Один из этих ханов Кебек (Kebek)** из улуса Чагатая.21 Казан-хан (Kazan Khan), известный также как Халил-ата (Khalil Ata), 22 тоже из Чагатаев, велел перебить всё не-мусульманское население.***

* Токудар - Ахмед-хан, правил 1282-1284; как видим, принял Ислам раньше Узбек-хана.

** Кебек - (1318- 1326) - этот хан провёл по примеру иранского Газан-хана некоторые реформы, упорядочившие сбор налогов.

*** В результате сам был убит в 1347 годе в ходе борьбы с мятежной кочевой знатью, лидер которой, Казаган, стал фактическим правителем Средней Азии после его гибели).

Принятие Ислама кочевниками, хоть и медленно, но вело к их оседлости. Во всяком случае этот процесс шёл именно в такой последовательности: сперва принятие Ислама, затем переход к оседлой жизни, возможно, связанный с влиянием религиозных центров и желанием (необходимостью) жить поблизости от них. Случаев с обратным направлением процесса мы не наблюдаем. Принятие Ислама и последующий переход к оседлости положили конец оттоку населения (особенно учёных) в Индию.23 С принятием Ислама монголы вошли в новый для себя культурный мир. Правители окончательно обосновались в Трансоксании и с помощью ряда запретительных мер свели на нет традиции кочевничества, что, в свою очередь, привело их к обособлению от восточных областей.

Если сумировать вышесказанное, доминирующая группа в Центральной Азии состояла из тюрков уже до монгольского нашествия, но это не означает, что они были оседлыми. Непосредственным следствием монгольского завоевания был застой во всех аспектах общественной и экономической жизни; этот момент отмечается как мусульманскими, так и западными историками.25

После эпохи монгольского завоевания, особенно в XIV-ом веке, мы наблюдаем в сфере языка процесс тюркизации, а в сфере культуры - исламизации. В то же время, тенденция к постепенному переходу к оседлости сперва отмечается у бывших центрально-азиатских кочевников, потерявших привычные места обитания в ходе монгольского нашествия, а потом уже и у самих захватчиков. По-моему, главным фактором, приведшем к тюркизации и исламизации прибывших с востока кочевников, было наличие во многих областях недавно осевших тюркских групп, у которых по-прежнему оставалось много общего с монгольскими кочевниками. Другим фактором стало восстановление торговых маршрутов, разрушенных городов и дорог.26 Это привело к большей скорости обмена информацией и более тесной связи между кочевниками и недавно осевшими тюркскими группами.

Можно также сказать, что народы Центральной Азии перешли к оседлости во многом благодаря усилиям Тимура. Этот феномен продолжал действовать и во время правления его потомков (Timurids). Вот как это выглядело.

Хотя чагатайские ханы и приняли Ислам, но они не слишком строго следовали его предписаниям. Этот факт оскорблял чувства Улемы* (Ulema), шейхов, и сейидов** (Sayyids), поэтому, когда Тимур прибыл в Самарканд как правитель Трансоксании, назначенный Туглук-Темуром*** ( Tughluq Temur), народ Самарканда приветствовал его как героя.27

* - сословие мусульманских богословов и правоведов

** - потомки пророка Мухамеда, или же, как полагают, нередко выдававшие себя за них - уж слишком много их стало со временем; община сейидов - важный атрибут средневекового мусульманского города)

** Тоглук-Тимур? - правитель Монголии (или Могулистана)?

Обретя в Балхе* (Balkh ) полноту власти и титул Ship-qiran, Тимур начал исполнять обещания, данные шейхам и сейидам. Он также уменьшил сферу действия Ясы Чингис-хана в пользу шариата (Sharia), мусульманского религиозного закона.28 По вопросам, касающимся коранического закона, он назначил Кади'(ев - род.п. мн.ч. от слова кади) (Cadi's) и ввёл определённые меры для предотвращения возможных конфликтов между Ясой (Yasa) и Шариатом (Sharia).

* В Балхе правил союзник и родственник (брат жены) Тимура - Хусейн, с которым, за ненадобностью, Тимур ловко расправился, выставив его предателем, и оставив на растерзание кровным мстителям

Тимур понимал, что создать могущественное государство тюрков можно только объединив их кочевые обычаи и навыки и исламский закон и порядки, для чего потребуется хотя бы несколько ограничить свободу кочевников, дав им взамен плодородные земли для расселения. Тимур уже в начале своего правления сказал: "Если мы сумеем сделать защиту народа и завоевание (его) сердец основой нашего государства, то мы сможем быть уверенными в будущем". Также, через посланника, он сказал Эмиру Хусейну (Emir Husayn - тот самый правитель Балха, см. выше *): "Наше противостояние друг другу может привести к разрушению нашего государства. К мудрости твоей взываю, подумай об этом. Действуй во благо страны и народа."29 Поэтому он придавал большое значение строительству поселений, дорог, ирригационных сооружений. Строительство было одним из основных занятий Тимура. Он построил мост через реку Балх, чтобы было легче добираться в Кеш (Kesh - **современный Шахрисабз). Он восстановил город Кеш и построил там прекрасный Белый Дворец (Aqsarai). Когда Тохтамыш взял Тебриз (Tabriz - **столица иранского Азербайджана) и разграбил его, разрушив мечеть (Masjid) и медресе (Madrasa) (**мечеть и медресе в Тебризе, но какие именно?), Тимур был очень обеспокоен. Впоследствии он восстановил Тебриз (Tabriz) вновь установив там закон (yasaq) и справедливость.30 Также он продолжил строительство в Ширазе (Shiraz), соорудив медресе (Madrasa), Mascit и Hayrat, и доставив воду во многие районы города. В 1396, он построил прекраснейший дворец (mansion) для дочери Амирзаде Амираншаха (Amirzade Amiranshah).31 Обустроив Трансоксанию он занялся строительством в Иране - в Байлакане (Baylakan). Думая о благополучии и счастье местных жителей, он соорудил каналы по которым поступала вода из реки Арас (Aras), таким образом произведя ирригацию этой области.32

Вновь созданным каналам Тимур давал тюркские имена. Большинство из них названо в честь тюркских эмиров. Согласно же работам географов X-ого века, таких как Истахри (Istakhri) и Мукаддаси (Muqaddasi), а также работам Йакута Хамами (Yaqut Hamami), который бывал в Трансоксании и Хорезме в эпоху хорезмшахов, большинство городов, городков и даже селений имели тогда арабские и иранские названия.33 Однако позже, Нафиз Арбу (Nafiz Arbu), давая имена 22 каналам, сооруженным по приказу Тимура, 9 из них назвал в честь эмиров Тимура.

Совершенствование земледелия было одной из главных задач Тимура. Например, город Ургенч, население которого погибло от клинков Чингизова воинства, по приказу Тимура был вновь заселён*, а его окрестности засеяны ячменём.34 При его правлении Самарканд стал центром с/х производства по многим направлениям. Развитию сельского хозяйства способствовало создание ирригационных систем. Помимо с/х многое делалось для развития шелководства и ремёсел, множество ремесленников и высококвалифицированных рабочих было привезено в столицу (Самарканд) из разных областей юго-западной Азии.35 Для поощрения с/х , Тимур ввёл новую систему налогообложения. Новый налог ограничивался 1/3 урожая, полученного на всех землях, подвергнутых ирригации, без учета определённой платы за пользование водой из общественных резервуаров; но тот, кто занимался культивацией земли: созданием искусственного водоёма (thank - **танк - термин индийского происхождения), посадкой рощи, или приобрёл новый участок земли, требующий обработки - освобождался на первые 2 года от всех выплат.36 Сильная рука Тимура простиралась не только над сельским хозяйством и промышленностью, но и над коммерцией. Благодаря ирригации земля стала более плодоносной. Каналы, мосты, сады, лавки ремесленников имелись в огромном количестве. Для развития шелководства Тимур переселил в Самарканд самых лучших шелководов и шелкопрядов из Персии и Сирии. По приказу Тимура также начали выращивать хлопок, коноплю, лён, и многие известные производители хлопчатобумажных тканей были насильно переселены в Самарканд.37 Тимур следовал этой политике не только в Трансоксании и западных областях, но и на востоке. По возвращении в Самарканд из своей золотоордынской компании в 1397 году, он послал Амирзаде Мухаммад-султана в Могулистан, дав ему задание по строительству и сельскому хозяйству.38 Позднее, сыновья и последующие потомки Тимура также поощрали сельское хозяйство. Так, Улуг-бек давал субсидии людям, занимавшимся культивацией земли.

* За несколько лет до этого Тимур сам разорил этот город, воюя с Тохтамышем.

Помимо усилий направленных на поощрение строительства и с/х, Тимур похоже следовал определённой политике переселения племён из захваченных земель в области Трансоксании. Какова была его истинная цель, вопрос до сих пор открытый. Если он хотел расселить их с тем, чтобы они занялись сельским хозяйством, то он не слишком в этом преуспел, поскольку, как мы знаем, многие из этих племён продолжали жить как кочевники.

Относительно племён, переселённых Тимуром в Трансоксанию из разных мест, наши источники дают противоречивые сведения о тех из них, что были приведены из Малой Азии. Возникают вопросы: какие племена переселил Тимур; отослал ли он их только в Трансоксанию или же и на границу с Могулистаном или может быть куда-нибудь ещё? В наших источниках названия племенных групп и названия областей не всегда совпадают. Но, похоже, Тимур переселял их не только в Трансоксанию, но и в другие места.

Шараф ад-Дин Йезди (Sharaf al-Din Yazdi) в своей Зафар-намэ (Zafarnama - **Книга побед, посвящена жизни Тимура) говорит о Кара-Татарах (Qara Tatar - **букв. черные татары), которых отправили из области города Сивас (Sivas - ** в Малой Азии ) в Трансоксанию. Племена Кара-Татар пришли в Иран с Хулагу-ханом, и Хулагу расселил их на пограничных рубежах Дамаска. Когда Йилдирим Баязид (Yildirim Bayazid - **турецкий султан Баязид I) взял Сивас, он включил их в свою армию. Тимур же, в свою очередь, после похода в Малую Азию, выделил им земли в Jete (Могулистане? - джетэ ("разбойники"), как именовали в Мавераннахре кочевых монголов, населявших Могулистан). Их было 30 или 40 тысяч семей.39

Раудат аль-сафа (Rawdat al-safa)40 приводит гораздо больше сведений о том, как Кара-Татары (Qara Tatars) оказались в Анатолии. Он пишет, что Кара-Татары в количестве 70 тысяч семей проживали на границе с киданями (khatai). Они враждовали с монголами, и Чингис-хан, разбив их, велел уничтожить всю мужскую часть их населения. Так и было сделано. Но многие монголы взяли в жёны Кара-Татарских женщин и имели от них детей. В период правления Мункэ-каана (Mongge Khan - **правил 1251-1259), когда он направил Хулагу в Персию (1256), многие представители этого смешанного монголо-карататарского потомства оказались в армии последнего. Хулагу, обосновавшись в Тебризе (Tabriz), обнаружил, что несмотря на смешанную кровь эти потомки проявляют злокозненность по отношению к монголам, и, чтобы избавиться от них, послал их на анатолийско-армянскую границу. Там они пребывали вплоть до кончины Абу-Саида (Abu Sa'id - **умер в 1335 - последний, уже не вполне самостоятельный, ильхан из династии Хулагуидов). Последовавшие за ней беспорядки показались им подходящим случаем, чтобы отделиться и создать 52 шайки, которые занялись грабежом и захватом соседних территорий. Когда султан Баязид взял город Сивас, он принудил их войти в Оттоманскую армию и выделил им поселения на своих территориях. После победы у Анкары (**1402, сам Баязид был взят тогда Тимуром в плен), Тимур разработал план переброски этой могучей колонии в некоторые районы в Jete (в Могулистан?). Приблизившись к их поселениям сразу со всех сторон, чтобы отрезать им путь к возможному бегству, армия Тимура перешла мост Киршехир (Kirshehir) и показалась в пределах поселений кара-татар. После некоторой дискуссии с их вождями они были распределены между туменами (дивизиями, tumen - 10000) армии Тимура. И так, следуя за манёврами имперской армии, они и прибыли к месту предназначеному им судьбой.

Не углубляясь в детали, В.В.Бартольд пишет об этом событии так: "Тимур расселил племя чёрных татар, которое он привёл из Малой Азии, на берегах озера Иссык-куль".41

Испанский посол Клавихо (**прибыл ко двору Тимура в Самарканд в 1404 году),42 в свою очередь, рассказывает о племени Ак Коюнлу (Aq Qoyunlu)43, которое было переселено в Трансоксанию. Он пишет, что Тимур, направляясь в земли мамелюкского султана (Mammeluk Sultan), столкнулся с племенем Ак Коюнлу (Aq Qoyunlu - **Белобаранные, по тотемному изображению на знамени - туркменское племя), (которых он называет Белые Татары или Белобаранные Татары), и, пленив их, он силой заставил их сопровождать его в Сирию. После взятия Дамаска Тимур отправил лучших дамаскских ремесленных мастеров в Самарканд. А сопровождать их в этом пути были посланы как раз люди из племени Белобаранных татар..."

Белые татары или точнее Ак Коюнлу, упомянутые Клавихо, были скорее всего посланы не в Самарканд, а в Дамган (Damghan - **город в Иране к юго-востоку от иранского побережья Каспийского моря и к юго-западу от Хорасана), поскольку дальше он пишет, что Ак Коюнлу, взятые из Сиваса, были расселены в Дамгане (Damghan).44 Этим он, похоже, пытался исправить или дополнить своё прежнее утверждение о том, что они были посланы в Самарканд.

Однако часть племени Ак Коюнлу, подчинившись Тимуру, похоже осталась в своём прежнем месте обитания, Карабахе (Qarabagh), будучи преданной ему и его империи. Тимуру было выгодно иметь в лице Ак Коюнлу врагов племени Кара Коюнлу (Чернобаранных - Qara Qoyunlu), которые оказывали повсеместное сопротивление Тимуру.

Таким образом, мы видим, что Клавихо и Шараф ад-Дин Йезди рассказывают о переброски двух отличных друг от друга племён в два разных региона : Кара (чёрных)-татар в Могулистан, а Ак Коюнлу в Дамган(Damghan). Помимо этих тюрко-монгольских племён, Тимур также ранее, в 1392 году, переселил из Мазандерана (Mazenderan -** иранская область на южном побережье Каспийского моря) в Самарканд сейида Камаль ад-Дина (Sayyid Kamal al-Din) и его племя.45

Однако, похоже, Тимур переселял племена не только с запада на восток, в Трансоксанию и соседние области, но и отправлял некоторые племена из Ирана на запад. По просьбе шейха Сафи-уд-Дина Исхака* (Shaykh Safy-ud-Din Ishag) из Ардебиля (Ardebil - в иранском Азербайджане), глубоко почитаемого святого человека, Тимур разрешил племенам тюркского происхождения, посланным в Сирию и Армению, вернуться в свои родные земли. Среди пожалованных этой милостью племен было и племя каджар (Qajar), впоследствии ставшее преданными последователями шейха и сторонниками шаха Исмаила (Shah Ismail - **правил в Иране 1502-1524), основателя династии Сефевидов (Safavid dynasty).46

* Сефи од-Дин Исхак (вообще-то жил 1252-1334) ученик и зять известного дервишеского шейха Захида (умер около 1300г.), но основанный им орден сефевийе, управляемый очередным старцем (может быть известным в народе под тем же именем), продолжал действовать и во времена Тимура и после.

В своей автобиографии (Mulfuzat) и в работе, посвящённой строительству государства (Tzukat) Тимур ничего не пишет о своих усилиях по изменению образа жизни различных племён.

При позднейших правителях Трансоксании - Узбеках (Ozbeg's), современниках иранских Сефевидов(Safavids), наблюдаются те же тенденции к оседлости и тюркизации.

В землях Золотой Орды, родных для предков Узбеков (Ozbegs), которые также назывались Джучиевым улусом (Ulus of Joci), Батый (Batu) выделил своему брату Шейбани (Shayban), территории к востоку от Уральских гор и реки Урал, в качестве летних угодий, а нижнее течение Сырдарьи и рек Чу и Сарысу (Sari Su), как зимнюю резиденцию.47 В придачу к этому он дал ему 15000 семей, как подарок от своего (т.е.Батыева) старшего брата Орду-беки (Orda).48 Точно неизвестно из какого народа или племени происходили эти семьи. Примерно в середине XIV века орды, подчинявшиеся Шейбанидам (Shaybanids) приняли имя Узбеки (Ozbeg) и с этого времени их называли Узбеки Шейбани (Shaybani Ozbegs). Но истинным основателем государства Узбеков был принц из рода Шейбанидов, по имени Абуль-Хайр (Abu'l-Khair).49 Относительно слова Узбек ("Ozbeg"), как этнонима З.В.Тоган (Z. V. Togan в своей Turkistan Tarihi (Туркистан-Тарихи) , стp.31), пишет: ""Этноним Toghmaq (тогмак), который применяли к кочевникам Дешт-и-Кыпчака (Dasht-iKipckak - кыпчакские степи от Причерноморья до Тарбагатая) до распространения среди них Ислама, был постепенно вытеснен этнонимом Узбек (Ozbeg) после правления Узбек-хана (Ozbeg Khan) 1312-1340". Это вполне вероятно, поскольку ни в его время, ни до, не существовало ни одного племени, носившего имя Узбек (Ozbeg). Далее Тоган утверждает: "В улусе Джучи, первоначально термин татар (Tatar) относился только к монгольским и тюркским племенам, пришедшим с востока (**во время монгольского нашествия), а термин Кыпчак (Kipchak) относился к племенам, уроженцам Кыпчакских степей (Kipchak steppes). А вместе татары и кыпчаки назывались термином Тогмак (Toghmaq): После правления Узбек-хана (Ozbeg Khan), племена именовавшиеся именем Тогмак (Toghmaq), стали называться Узбеками (Ozbegs). В среде этих Узбеков (Ozbegs), которые состояли из многих племенных групп, позднее выделились такие объединения как Ногаи (Noghai), Мангыты* (Manhit ), и Казахи (Qazaq) и эти группы фактически обособились от Узбеков (Ozbegs). До раздела Узбеков на эти группы, в их состав входило 92 рода (tribes - **букв. племени) согласно генеалогическим таблицам (Nesebname), упомянутым Тоганом в его Turkistan Tarihi (Туркистан-Тарихи), стр.42. Примерно 33 из них были монгольского происхождения, остальные же были тюркскими родами из улуса Джучи. Около 1430 года основатель Узбекского государства, Абуль-Хайр (Abu'l-Khayr), захватил восточный берег реки Урал, северную часть бассейна Сырдарьи и Хорезм, так, двигаясь на юг, Узбеки дошли до Трансоксании.

* Вообще-то м. - предки ногаев, по крайней мере славный темник Ногай считается уроженцем этого племени, так что может быть это не перечисление, а уточнение.

Тимуриды, особенно Улуг-бек (внук Тимура), проводили в отношении вождей кочевников политику "разделяй и властвуй": поддерживая одних, тем самым ослабляли других. Когда же Тимуриды оказывались в более стеснённых обстоятельствах, они прибегали к захвату и даже уничтожению стад скота, принадлежавшего Узбекам.50 Узбеки (Ozbegs) при правлении Абуль-Хайра вскоре разделились на 2 группы. Князья (princes - **султаны) Гирей (Giray) и Джанибек (Janibeg), также из улуса Джучи, потомки Тука-Тимура (Toqai Temur - **Тука-Тимур, один из сыновей Джучи, брат Батыя) и сыновья Барак-хана* (Baraq Khan ), отделились от Абуль-Хайра и перешли к чагатайскому правителю, Есен-буке (Esen Buqa - **Есен-бука, потомок Чагатая). Есен-бука выделил им пастбища в Восточном Туркестане, и многие роды (clans) кочевников покинули Абуль-Хайра, присоединившись к Гирею и Джанибеку. После своего отделения от Узбекского ханства (Ozbeg Khanate), эти кочевники стали известны под названием Казахи (Qazags).51

* Сын Каиричака, внук Урус-хана; в свою очередь Урус-хана некоторые считают потомком Орды (Орду-беке), а некоторые - потомком Тука-Тимура.

После смерти Абуль-Хайра его внук, Мухаммед Шейбани (Muhammad Shaybani) перешёл на службу к Махмуд-хану (Mahmud Khan), чагатайскому правителю Могулистана, и получил от него в удел город в Туркестане (Yasi). Затем, примерно в 1500, Muhammad Abayhani(**Мухаммед Шейбани-хан) захватил Хорезм, а после смерти Хусейна Байкара* (Husayn Bayqara) он захватил и Хорасан, и тем положил конец правлению Тимуридов в регионе. Вслед за этим узбеки вторглись в Трансоксанию.52

* Хусейн Байкара, тимуридский правитель Хорасана, покровитель искусств:  при его дворе в Герате служил везирем великий узбекский (сам он, правда, узбеком себя не считал, писал на огузском-чагатайском-староузбекском языке, литературном языке среднеазиатских тюрков, применявшемся вплоть до первой трети XX века, и сильно отличном от узбекского разговорного) поэт и мыслитель Алишер Навои, там же, в Герате в это время жил творил последний классик средневековой таджикской (= персидской) поэзии Абд-ар-Рахман Джами.

Узбеки, пришедшие в Трансоксанию, представляли собой смесь монгольских родов (clans) и тюркских племен (tribes), которые в свою очередь представляли собой смесь тюрков и тюркизованных иранцев.53 Шейбанид Убайдулла-хан (Ubaydullah Khan - **Убайд аллах султан хан, Шейбанид), племянник Мухаммеда Шейбани-хана (Muhammed Shaybani) выгнал Бабура (тимурида) из Трансоксании. Бабур, в свою очередь, отправился в Индию вместе с примкнувшими к нему тюркскими племенами и основал там новое государство (**т.н. г-во Великих Моголов). Убайдулла-хан, который был покровителем суфийского ордена Накшбанди(Naqshbandita), боролся против Сефевидов (Safavids - **новой правящей династии Ирана, возникшей на основе дервишеского ордена сефевийе), но безуспешно. Борьба между двумя группами, узбеками и Сефевидами, переросла в борьбу между двумя мусульманскими сектами (Muslim sects), Суннитами (Sunni - **их представляли узбеки), и Шиитами (Shiite - **их представляли иранцы).

(С этого места у меня усугубились проблемы со знанием материала, так что заранее извиняюсь)

В течение значительной части XVI века Abdullah b.Iskandar (Абдулла ибн Искендер) из династи Шейбанидов боролся за объединение Балха, Самарканда, Ташкента, северной части бассейна Сырдарьи и Ферганы под своей властью. Ему также удалось умыкнуть у иранцев Хорасан и Герат, но когда отношения Абдуллы с его сыном Abdul-Mu'min (Абдул-Му'мином) достигли критической стадии, ситуацией воспользовались киргизы - захватили Ташкент. Шейбанидам приходилось также мириться с потомками астраханских ханов (Ashtarkhanid princes) в центре Трансоксании (с 1599) (* потомки астраханских ханов правили в Бухаре в XVII веке), а также с Хивинским ханством (с 1510) в Хорезме и Кокандским ханством (Khanate of Khokand) в Ферганской долине (с 1710).

Хотя Узбеки, вторгшиеся в Трансоксанию, следовали кочевым традициям и руководствовались Ясой Чингис-хана, они не были чужды и мусульманской культуры, которую поддерживали Тимуриды. Ситуация в Трансоксании была следующей: Тимур и его потомки расселили кочевников по различным областям Трансоксании и Восточного Туркестана. В XV веке Узбекские ханы (Ozbeg Khans) жили и правили согласно кочевым традициям, обитая в степях и вдоль берегов Сырдарьи, вне сферы влияния иранской культуры. В начале XVI века, после падения Тимуридов, узбеки (Ozbeg tribesmen), сами по себе были ещё далеки от исламской иранской культуры, но кочевая аристократия, тем более сами ханы, уже были знакомы с культурой державы Тимуридов. Так что, можно сказать, что в начале своего завоевания Центральной Азии они были противниками оседлой городской цивилизации, но постепенно подпали под влияние персидского языка и литературы.

Шейбани-намэ (Shaybaninama), книга Bannayi (Баннайи), книга написанная по-персидски Yar Muhammad Samarqandi (Йар Мухаммедом Самарканди) для Убайдуллы-хана (Ubaydullah Khan) и стихи, написанные на персидском самими ханами, свидетельствуют, что они вошли в контакт с иранской культурой, что хорошо показал Fuat Koprulu.54 Koprulu также упоминает Muzakkir-i ahbab, написанную по-персидски Sayyid Hasan Khoja (Сайид Хасаном Ходжой), naqip al-ashraf Бухары. Важность этой работы для понимания Трансоксанской цивилизации в период правления Шейбанидов также подчёркивается у Koprulu.55

Западные иранцы (Western Iranian) - Таджики (Tajiks - **сейчас-то они, конечно, восточные иранцы, но тут имеется в виду их историческое происхождение и может быть даже доисторическое – по существующей ныне классификации иранских языков, таджики (как и персы) попали в западную группу, а скажем осетины вместе с их предполагаемыми предками саками/массагетами – в восточную), пришли в Трансоксанию и Туркестан, т.е. Трансоксанские таджики, в поисках выгодной торговли и в результате внутренней борьбы ещё во времена Сассанидов. При правлении первых чагатаидов (Chaghataids) часть таджиков была отослана в Восточный Туркестан.56 Таджики, которые остались в Трансоксании, занимаясь торговлей, предпочитали жить в городах. В результате контактов с тюрками произошли изменения в их языке. Например, язык поэзии Bennayi (Беннайи) заметно отличается от западно-персидского (Western Persian).57 Мы также видим, что в Бухаре, городе с многочисленним таджикским населением, звучал тюркский язык и гимны (hymns) на тюркском языке пелись in the Tekye (Tekke) of Shaykh Sayf al-Din Baharzi.58 Таким образом, можно утверждать, что тюркские и иранские элементы в Трансоксании сосуществовали в тесном контакте друг с другом.

Помимо постепенного усиления влияния тюркского языка, которое в свою очередь свидетельствует о росте тюркского населения Трансоксании, причём явно в большей степени оседлого, чем когда бы то ни было, мы видим ещё что Шейбанидские ханы поддерживали именно это оседлое население. Согласно Otemis Haje, автору Tarikh-i Dost Sultan, около 1550, Шейбаниды прежде правили Узбекским элем ("Ozbek Eli"), то есть, городами мангытов (Manghit towns (qariyah)), известными под общим названием Тура (Tura). Провинция Тура была местом оседлого расселения мангытов в Западной Сибири. Это утверждение Odemis Haje показывает, что Шейбаниды имели опыт оседлой жизни до вторжения в Трансоксанию.59

Мухаммед Шейбани-хан (Muhammad Shaybani Khan) принял меры по борьбе с экономическими трудностями, актуальными для его времени. Он создал новые оросительные каналы и расселил узбеков по этим, ставшим пригодными для земледелия, местам. Он также поощрял торговлю. Позднее, Абдулла-хан (Abdullah Khan) построил каравансараи, мосты и расширил земледельческие площади с помощью ирригации. Как и его предшественники, он старался направить узбеков в сторону оседлой жизни и культуры. Постепенно кочевые навыки уступили своё место навыкам оседлой жизни. В XVI веке возникли многочисленные поселения по обоим берегам Амударьи от Ургенча (Urgenc) до области Огурза (country of Ogurza),60 по причине особой плодородности, и пригодности местных почв для выращивания самых разнообразных плодов. Мы также видим, что узбеки в XVI веке поселились и в Urganch (**Гургандж?, т.е. тот же Ургенч?).61 Одним из важных символов этой перемены в образе жизни стал в XVII веке переход от кумыса, неизменного напитка кочевников, к бозе? (boza), изготавливаемой из ячменя, продукта земледелия.62

Казахи (Qazaqs), отделившиеся от узбеков во второй половине XV века, вели кочевую жизнь довольно долго. Кроме них пожалуй вся Трансоксания и Фергана полностью перешли к оседлости. В культурных и политических коллизиях после нашествия монголов 3 фактора играли важнейшую роль: Ислам, переход к оседлости и тюркский язык.

NOTES:

(1) Faruk Sumer.Oguzlar(Ankara 1967), p. 41


(2) Махмуд Кашгари упоминает такие города огузов как Seprem,Qarachug,Sughnaq и Qurnaq. Среди них немало городов и селений вдоль течения Сырдарьи, где жило оседлое население. См. Bahaeddin Ogel, Islamiyetten Once Turk Kultur Tarihi(Ankara:1962),pp.333-341.


(3) See F.Sumer,Oghuzlar,p.42.
(4) Ibid., p.42.
(5) V.V.Barthold, 12 Vorlesungen uber die Geschichte der Turken Mittelasiens (Berlin:1935),p.46
(6) О киргизах см. также Марвази (Marwazi),Sharaf al-zaman Tahir Marwazi on China,the Turks and India ,pp.30 and 104-106.
(7) See F.Sumer, op.cit.,p.27.
(8) Mahmud Kashghari, Divanu Lugat-it-Turk,,trans .B.Atalay,(Ankara:1939),trans.V.Minorks,Vol.1,p.393.
О трех ветвях см. также у Марвази (Marwazi), op.cit.,p.31.
(9) V.V.Barthold, Four Studies on the History of Central Asia(Leiden:1962),p.93.
(10) О карлуках, аргу, и тухси см. у Marwazi,op. cit., p.31.
(11) M.Kashghari, op.cit., Vol.1,pp.9,29,31.
(12) See Barthold. 12 Vorlesungen......,pp. 139-140.
(13) M.Kashghari, op.cit., Vol.3,p.149.
(14) Jemal Qarshi in Barthold,12 Vorlesungen......, p.189.
(15) Osman Turan, Selcuklular Tarihi ve Turk Islam Medeniyeti(Ankara:1965), p.346.


(16)
Джемаль Карши (Jemal Qarshi) упоминает аргу из Таласа и чу, которые мигрировали в Кашгар, см. у Z.V.Togan, Turkistan Tarihi (Istanbul:1947), p.60,note.80.


(17) A General History of the Tartars,London, 1730,2.Vols.(Translation of the Shajara i Turki of Abul Ghazi Bahader Khan with notes by the translator), p. 571.
(18) Rashid al-Din, Jami'al tawarikh,Baku ed. p.111,and Wassaf Tarikh-i Wassaf, Tahran ed.p.39.
(19) Z.V Togan, Umumi Turk Tarihine Giris (Istanbul:1970), p.82.
(20) Togan, Turkistan Tarihi,p.102.
(21) Barthold, Four Studies....., Vol.2,p.8.
(22) Togan, Turkestan, p.102.
(23) Hikmet Bayur, Introduction to the Turkish Translation of Baburname(Ankara:1943),p.53.
(24) Barthold."Cagatay" Islam Ans. Vol.1,p.226.


(25) Juwaini, The History of the World-Conqueror, trans.Boyle.Massachusetts 1958),Vol.1.pp.96-115.
Вслед за рассказом об этой бойне, он (Джувейни) сообщает о том, как происходило восстановление Бухары и Самарканда после 1250, и также он упоминает о том, что даже спустя много поколений население не достигло и десятой доли прежнего. Бартольд, указав на серьезные последствия разрушений, в то же время говорит о том, что Монгольская империя обеспечила политическую и экономическую стабильность, что способствовало развитию торговли и культурных контактов между Дальним Востоком и Дальним Западом, и росту таких городов как Sultaniye. E.Bretscneider, Medieval Researcher from Eastern Asiatic Sources (London:1888).Vol.1.,p.278.


(26) P.Pelliot говорит о развитии торговых путей. Jornual Asiatic, 2(1917):266-279.
(27)"Timurun yaptigi islere toplu bir bakis", Belleten, (1945). pp. 423-467.
(28) H.Bayur. Baburname, p.105.
(29) Nizameddin Sami. Zafername, Turkish Trans. Necati Lugal.(Ankara,1949),p.44.
(30) Ibid., p.117.
(31) Ibid., p.203.
(32) Ibid., pp.344-346.
(33) V.V.Barthold.Turkestan Down to the Mongol Invasion (London:1958).pp.121-123.
(34) A General History of the Tartars,p.442.
(35) Woodbringe,Hillary and Frank.History of Asia,
p.189. (36) C.R.Markhalm.A General Sketch of the History of Persia(London:1874),p.201.
(37) M.Prawdin.The Mongol Emprie:Its Rise and Legacy (London:1940),pp.475-476.
(38) Nizameddin Sami.Zafername,p.206.
(39) Sharaf al-Din Yazdi.Zafarnama(Calcutta:1888),Vol.2.p.501.
(40) Mirkhwand.Rawdat al-safa,trans.by Major David Price.in Mohammedan History,Vol.3.Part.1.PP.428-431.
(40) Rawdat al-safa,trans.by Major David Price. in Mohammedan History, Vol.3. Part.1. pp.428-431.
(41) V.V.Barthold,Four Studies..., Vol.1, p.144.
(42) Clavijo,Embassy to Tamerlane,trans.Guy Le Strange,(London:1928),p.134.


(43) Как мы видели выше, племя, которое Тимур перевел в Трансоксанию, называлось Кара Татары (Qara Tatar). Также Клавихо упоминает, что Ак Коюнлу были депортированы на восток. Не следует думать, что Кара Татары (Qara Tatar) Шафара ад-Дина Йазди (Sharaf al-Din Yazdi) имеют отношение к Кара Коюнлу (Qara Qoyunlu), поскольку Кара Коюнлу были огузскими племенами. Считается, что они пришли в Анатолию из Трансоксании при правлении Аргун-хана (Arghun Khan). Али, историк XV века, в своей Fusul al-hallva'l-akd упоминает, что оба эти племени пришли в Анатолию при правлении Огуз-хана. См. Faruk Sumer"Kara Koyunlu," Islam Ans. Vol.1, pp.292-305. Abu Bakr Tahrani также в своей Kitab-i Diyarbakiri'ya сообщает, что Ак Коюнлу (Aq Qoyunlu) были родом в составе племени Байиндир (the Bayindir tribe) в эле (il) Огузов (Oghuz) или Туркмен (Turkmen).См. Mukrimin Halil Inanc,"Ak Koyunlu," Islam Ans. Vol.1, pp. 251-270.


(44) Clavijo,p.173. См. также History of Asia, о том, что основатель Белобаранных Татар получил в дар земли в Армении и Сирии от императора Тимура (the Emperor Timur). См.e p.113.

(45) Zafername, p.157.
(46) Sir John Malcolm,History of Persia, p.321 and C.R.Markham,History of Persia, p.263.
(47) Abu'l-Ghazi Bahadur Khan,Histoire Des Mogols et des Tateres,ed Dasmaison,Petersbourg, 1871-4,p.181


(48) A General History of Tatars, Vol.1, p.207.
Похоже, однако, что в основном они состояли из уйгуров и найманов. Translator not. Vol.2,p.429.


(49) Rene Grousset,The Empire of the Steppes, tr.from the French by N.Walford,New Jersey,1970,p.479.
(50) Babur memories,translated into Turkish by R.R.Arat, Historical introduction,Hikmet Bayur,p.51.
(51) R. Grousset,op.cit.,p.480.
(52) E.Brretchneider,op.cit.,Vol.2,p.142 and also R.Grousset,op.cit.,p.481.
(53) G.Vernadsky,The Mongols and Russia, (New Haven:Yale University Press,1953),p.291.
(54) F.Koprulu,"Cagatay Edebiyati", Islam Ans., p.307.
(55) Ibid.,p.307.
(56) Togan,Umumi Turk Tarihine Giris,p.84.
(57) Эти стихи Bennayi содержатся в Bedayi al-vaqayi Махмуда аль-Васифи (Mahmud al-Vasifi), в Asiatic Museum of Leningrad.No.586 ca. См. Togan, Turkistan Tarihi,p.83.
(58) F.Koprulu,"Cagatay Edebiyati,"Islam Ans., p.279.
(59) См. Otemis Haje Tarikh-i Dost Sultan, f.72v, у Тогана (Togan),Turkistan Tarihi, p.41. n.19, по уникальному манускрипту из личной библиотеки Тогана.
(60) Об Ogurza см.A General History of Tatars, Vol.11, p.434.
(61) Ibid., p. 269.
(62) L.P.Patapov,"Gocebelerin iptidai cemaat hayatlarini anlatan cok eski bir adet,"Istanbul Universitesi, 2(1960), pp.70-79.

Исправления/уточнения по фактам истории (но не по тексту статьи, поскольку я не автор, а лишь перевел то что есть) принимаются - адрес почты на главной странице - ДОМОЙ



Hosted by uCoz