Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D./Tr. and expl. by V. Minorsky

95

Рассказ о стране *Yaghma [3] и ее городах

К востоку от нее страна (nahiyat) тогузгузов; к югу [?] от нее, река Хуланд-гун (Khuland-ghun), которая впадает в реку Куча (Kucha); к западу от нее пределы (hudud) халлухов. В этой стране земледелие если есть, то совсем мало (nist magar andak), (зато) она производит меха во множестве, а также в ней есть много дичи.

Богатство их (**состоит) в лошадях и овцах. (Они) люди стойкие (sakht), сильные и воинственные (jang-kun), и имеют много оружия. Властитель их

3. Написано: Yaghmiya.

96

(** происходит) из семейства властителей тогузгузов. Эти ягма (Yaghma'iyan) имеют множество племен; некоторые утверждают, что среди них насчитывается 1 700 известных племен. Как низкие, так и благородные среди них почитают (namaz barand) своих властителей. B.laq (B.laqiyan) это также род (qaum) ягма, смешанных с тогузгузами, и в их местности [1] есть несколько селений (dih-ha-st andaki).

17 b

1. КАШГАР (KASHGHAR) принадлежит Чинистану (Chinistan), однако находится на границе между ягма, Тибетом, хырхызами и Китаем. Правители Кашгара в прежние дни были из халлухов или из ягма.

Гора Ighraj-art пересекает (andar miyan) страну ягма (nahiyat-i Yaghmiya [sic]).

2. *ARTUJ (записано: B.rtuj) было многолюдным селением ягма, но змеи (столь) возросли числом (ghalaba girift) (, что) люди покинули это селение.

3. KHIRM.KI (Khirakli ?), большое селение. (Люди) - *Artuji (**Артюджцы) (записано: Bartuji). В этом селении 3 разновидности тюрков: ягма, халлухи и тогузгузы.

1. Andar-u, вероятно, в стране ягма в целом.

Комментарии к § 13. Ягма

Гардизи, 84, фиксируя какие-то ранние предания [2] утверждает, что часть тогузгузов, отделившись от своего племени, примкнула к халлухам, которые к тому времени преуспели в установлении дружественных отношений с хайталами (Haytal - ** так по-арабски назывались эфталиты, подробнее об этом фрагменте Гардизи см. комментарии к § 15)

2. Маркварт, который комментировал этот фрагмент, Komanen, 13—15, полагает, что их первоисточником является Ибн ал-Мукаффа (Ibn al-Muqaffa'), которого Гардизи упоминает в числе своих авторитетов (**Абу Амр Абдаллах б. ал-Мукаффа' ).

278

Тохаристана (Tukharistan).[1] Тюрк-хакан [хакан (khaqan) тюргешей], испытывая некоторое беспокойство по поводу этого объединения, направил вышеупомянутых тогузгузов на поселение между халлухами и кимаками, где они были усилены некоторыми другими народами из числа живших "по левую сторону от Китая". [2] Халлухи и shad-tutuq кимаков оказали давление на вновь созданную федерацию, и та переместилась в область по соседству с хаканом. Имя предводителя тех самых тогузгузов было Ягма, и тогда хакан стал называть его tutuq, чтобы досадить предводителю кимаков (который носил тот же титул).

В Х.-А. мы находим ягма (Yaghmiya) живущими по обе стороны (**стоянки/прохода) Ighraj-art (Центральный и Западный Тяньшань), а также занимающими местность к югу от реки Khatlam, т.е. Нарын (§ 6, 21.), и северо-западную часть нынешнего Китайского Туркестана. [3] Нам не известно как ягма овладели этой областью. [4] § 13, 1. предполагает наличие имевшей ранее место борьбы между китайцами, халлухами и ягма. Исходя из того факта, что Кашгари, i, 85, упоминает племена ягма и тухсы (Tukhsi), а также один из родов чигилей на реке Ila (Или), мы можем сделать вывод, что ягма, известные источнику Гардизи, раскололись надвое. Присутствие каких-то ягма в окрестностях бассейна Или можно вывести из § 12, 10., однако значительная часть этого племени по всей вероятности концентрировалась вокруг Кашгара и к северу от него. Mujmal al-tawarikh, Бартольд, Туркестан, i, 20, утверждает определенно, что "властитель ягма называется Boghra-khan". Титул вне всяких сомнений указывает на первую мусульманскую династию тюрков [5], которая в 999 н.э. положила конец правлению Саманидов в Трансоксиане, и которая известна под разными именами: Al-i Afrasiyab, "ханы Туркестана", Илек-(Iläk)-ханы, Караханиды (см. Бартольд, Илек-ханы в EI). Наш источник настаивает на почитании, которым пользовались

1. Возможно это указание на проникновение халлухов в Верхний Тохаристан (см. примечание к § 23, 69.). В 119 году от Хиджры, Табари, ii, 1412, строка 9, упоминает jabghuya al-Tukhari (**джабгуйа) и ibid., строка 16, называет его  jabghuya al-Kharlukhi.

2. Местность "между" халлухами и кимаками, вероятно, располагалась где-то близ Сары-су (ср. § 18). Это делает возможными контакты тогузгузов с алтайскими племенами, на которые, по-видимому, указывает текст, что можно заключить из таких подробностей, как их местонахождение "по левую сторону от Китая", а также "китайские черные куницы", доставляемые из их страны (s.mwjni восстановлено Марквартом как samur-i chini), ср. примечание к § 5, 8. [При определенных обстоятельствах легенда может указывать и на раннее местопребывание халлухов возле Тарбагатая, v.i., стр. 286.]

3. Большие затруднения вызывает упоминание реки Khuland-ghun (§ 6, 3. и § 12, 5.) в качестве южной границы ягма. Не означает ли Khuland-ghun в данном случае Аксу и ее западные притоки (Таушкан (Taushqan))? Название*Taghushkhan или *Tawushkhan встречается у Гардизи (см. стр. 296), но в нашем § 6, 3. оно опущено. Возможно, наш автор заменил его на название, принадлежащее расположенному восточнее проходу Музарт (Muzart). В таком случае, ягма занимали самую западную часть Тяньшаня (см. стр.  96, строка 11) область между реками Нарын и Таушкан, в то время как долиной Таушкана и соленым  озером к югу от нее (§§ 3, 17. и 15, 6.) владели халлухи (§ 15).

4. Не даровал ли каган титул tutuq их предку одновременно с этим расселением ?

5 Ср. с именем основателя династии:  Сатук Богра-Хан (Satuq Boghra-khan). Mar-quart, Ğuwainis Bericht über die Bekehrung der Uiguren, in Sits. Beri. Akad., 1912, xxvii, 491, показал, что Абу Дулаф Мисал ибн Аль-Мухалхил (Abu Dulaf Mis 'ar b. Muhalhil) (ср. примечание к § 9) говоря о  shi'a племени wpe3.jpg (1462 bytes) ** [b.gh.raj] имеет в виду династию Богра-хана (Boghra-khan), v.i. i.

Карта V. Тюркские территории вокруг озера Иссык-Куль.

mapunс.jpg (84385 bytes)

280

властители ягма среди своих подданных. При том, что состав войска Караханидов по-прежнему можно считать вопросом спорным, ср. Бартольд, Туркестан, 254, [1] вряд ли могут быть какие-либо сомнения в том, что правящая династия происходила из группы ягма (ветвь тогузгузов). [2] В нашем источнике мы застаем ягма в самом начале их истории, до того как они распространились к северу в бассейны рек Чу и Сырдарья (Jaxartes). Согласно Низам ал-Мульку (Nizam al-mulk), Siyasat nama, изд. Schefer, стр. 189, какие-то "неверные тюрки" завоевали Баласагун (в долине Чу) незадолго до 943 года н.э. Если верна догадка Бартольда, Семиречье, 20, о том, что этот народ "по всей вероятности и был тем самым  народом, из которого происходила династия Караханидов", эта дата представляет собой terminus ante quem изначального источника нашего автора. Также стоит заметить, что Узгенд, которому суждено было стать важным центром Караханидов, отнесен (§ 25, 58.) к Трансоксиане. На южном направлении Караханиды вели войну с властителями Хотана (§ 9, 18.), и упоминание тогузгузов (= ягма?) на пути из Кашгара в Хотан (§ 11, 20.) может быть предзнаменованием окончательного поглощения последнего к 1000 году н.э.

1. О Кашгаре (в китайском Shu-lê, Sha-lê, Ch'ia-sha, в тибетском Shulig) см. Chavannes, Documents, 121, Sir A. Stein, Ancient Khotan, 47-72, H. A. R. Gibb, The Arab invasion of Kashghar in a.d. 715, в Bull.SOS, ii, часть iii, 467-74 [автор сомневается в факте этого вторжения], Бартольд, Ilek-khan (Илек-хан) и Kashghar (Кашгар) в EI. В более ранюю эпоху китайское владение Кашгар было одним из "Четырех гарнизонов" (ср. § 9), хотя и имело собственную правящую династию. [3] К 676-8 годам н.э. его подчинили себе тибетцы. В 728 году Китай вновь вступил в отношения с "властителем" Кашгара. В результате нового противостояния, в котором приняли участие китайцы, тибетцы, тюрки и арабы, Кашгар, судя по нашему источнику, был аннексирован халлухами, но стал яблоком раздора для последних и ягма. Маркварт, Ğuwainis Bericht, &c., стр. 492, показал, что Абу Дулаф Мисал ибн Аль-Мухалхил (Mis'ar b. Muhalhil) упоминает царство ягма еще дважды: один раз под названием Bughraj, а второй раз - Khargah, "шатер" (?), что соответствует тюркскому Ordu-kand, "военное поселение". Бируни в своем Canon'е (6-ой климат) ясно говорит, что "Ordu-kand - это Кашгар". Khargah как название страны расположенной где-то близ Индии

1. Ср. упоминание о множестве кланов, составляющих федерацию ягма. Относительно B.laq (Y.laq?), Кашгари, i, 317, упоминает племя Alka (sic) Bulaq (wpe4.jpg (1891 bytes) **[alka b.lak]), но тот факт, что оно было подчинено кифчаками, указывает на его более северное местонахождение. [Отдельно, ibid., i, 57, упоминается клан огузов, названный wpe5.jpg (1937 bytes) **[alqa b.l.k] *Alqabölük] Нельзя ли, хотя бы в качестве лишь предположения, принять B.laq "смешанных с тогузгузами" за группу ягма, проживавших на Или, где они могли находится в контакте с токузгузами?

2. См. Бартольд, Семиречье, 21, однако позднее, Vorlesungen, 77, он высказался в пользу карлукского происхождения этой династии.

3. Кашгари, i, 9 и 31, утверждает, что в Кашгарских уделах (**в английском тексте - districts) говорили на не-тюркском языке, называвшемся känjäki. В самом же городе использовался тюркский диалект khaqani. [В более позднюю эпоху местность с названием K.nj.k нередко упоминается рядом с Таласом, ср. Wassaf, Tarikh, изд. Hammer, i, 22. Возможно, это была колония того же племени.]

281

упоминается в Шахнаме (Shah-nama, изд. Vullers, стр. 782, примечание 7, и стр.787, примечание 7). Рустам рассказывает Кей-Хосрову (Kay-Khusrau) о земле, относящейся к Забулистану, которую Менучехр (Manuchihr) освободил от туранцев, но которую последние вновь захватили в правление Кей-Кавуса (Kay-Ka'us):

Mar an marz Khargah khwanad ba-nam

Jahan-dida dihqan-i gustarda-nam.

Za-yak nima bar Sind darad guzar

Ba Qinnauj-u Kashmir-u an bum bar;

Digar nima rahash su-yi marz-i Chin

Bi-payvast ba marz-i Turan-zamin.

Кей-Хусроу посылает Рустама на освобождение

Zamini-ki payvasta-yi marz-i tu-st :

Za Khargah ta bum-i Hindusitan

Za Kashmir ta marz-i Jadusitan.

2. Вместо Bartuj следует читать *Artuj. Кашгари, i, 87, упоминает в области Кашгара два селения с названием Artuj. [1] Оба они (современное название Артыш - Artısh) существуют по сей день за горами к северу от Кашгара. Верхний Артыш расположен примерно в 35 км к северо-западу от Кашгара, а Нижний Артыш  - примерно в 45 км к северо-востоку от него же. Рядом с этими двумя селениями имеются интересные буддийские находки, ср. Петровский (бывший Русский генеральный консул в Кашгаре) в Зап., vii, 295 и ix, 147. Основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан похоронен в Артыше, см. Jamal Qarashi, Mulhaqat al-Surah у Бартольда, Туркестан, i (тексты), 132: mata Satuq Bughra  khan al-ghazi fi sanat 344 wa mashhaduhu bi-Artuj min qura Kashghar,wa [huwa] al-yaum ma'mur wa mazur, ср. Grenard, Jour. As., январь 1900, стр. 6. Легендарные подробности об упадке Artuj похоже относятся ко времени до захоронения Сатук Богра-хана в 344/955 (?), поскольку исламская традиция не допустила бы, чтобы место упокоения великого защитника Ислама обратилось в руины.

3. Возможно, простейшим решением будет отождествить Khirmki населенный *Artuj'цами со вторым из упомянутых селений. С другой стороны, Идриси, перев. Jaubert, i, 492, упоминает укрепленный город wpe6.jpg (1268 bytes) **[j.rm.q], находящийся в четырех днях пути от Bakhwan (см. примечание к § 15, 14.), в 10 днях от Барсхана (Barskhan) и в 14 днях от "города Тибет" (= Хотан ?). Поскольку обязанностью правителя этого места было отражать нападения "тибетских князей", следует полагать, что J.rm.q находился к югу или же к западу от Аксу. В качестве только лишь предположения можно отождествить этот город с важным Марал-баши (Maral-bashi) (согласно Куропаткину, circa (**примерно в) 232 км к западу от Аксу), который в прежние дни назывался Barchuq (Кашгари, i, 318: wpe7.jpg (1248 bytes) **[b.r.j.q]). Подобным же образом и наше wpe8.jpg (1621 bytes) **[Khirmki] может представлять собой искажение этого названия [?]. Тот факт, что в этом селении проживали Artuj'цы (очевидно, считавшиеся отдельным племенем) может быть связан с тем, что Кашгари, i, 9 и 31, говорит о (**языке) känjäki (v.s., стр. 280, примечание).

1. Он (Кашгари) утверждает, что artuj означает "можжевельник" ('ar'ar), т.е. вероятно дерево, которое в Туркестане называют archa =  "Juniperus polycarpus".

К ОГЛАВЛЕНИЮ

ДОМОЙ 

<
Hosted by uCoz